Вопросы соотношения права и религии. Open Library - открытая библиотека учебной информации Соотношение права и религии

Назначение религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право . Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права.



Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В тоже время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». В частности в УК РФ включена специальная норма, предусматривающая уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с применением насилия, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Чтобы лучше уяснить сущность и специфику юридических норм, как основного регулятора общественных отношений, их необходимо сопоставить и с другими видами социальных норм, которые существуют в социально неоднородном обществе:

Нормы права Другие социальные нормы
1. Возникают с началом формирования государства. 2. Устанавливаются или санкционируются государством. 3. Выражают волю доминирующей части населения. 4. Существуют как единая система норм общества. 5. Формируют правила поведения в виде прав и обязанностей. 6. Формально определены. 7. Имеют определенные формы внешнего выражения. 8. Имеют точные границы действия. 9. Обеспечиваются государственным принуждением. 1. Существуют в любом обществе, в т.ч. и до возникновения государства. 2. Устанавливаются или санкционируются другими субъектами; 3. Выражают волю различных частей общества. 4. Существуют в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования. 5. Формируют не только права и обязанности, но и общие принципы, цели, лозунги. 6. Во многих случаях формально не определены. 7. Выражаются во многих, в т.ч. и не фиксированных формах. 8. Не имеют точных, четких границ действия. 9. Обеспечиваются привычками, внутренними убеждениями, моральным общественным влиянием и другими внегосударственными средствами.

Таким образом, необходимо отметить, что эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает нормы права, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран , Сунн , Талмуд , религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка о обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - на исповедующих ислам и т.д.

· Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. А. Алейникова

Соотношение права и религии

Влияние на регулирование правовых вопросов в той или иной мере имеет и религиозные факторы. Религия как форма первичной социальной регуляции, непоколебима в традиционных правовых системах. Она снабжает человека определенным набором ценностных ориентиров, в основе которых, как правило, лежат извечные ценности совести и добра, несомненно, переплетающиеся с принципами права.

Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему.

Право же - уникальный и общественно необходимый феномен, на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков развития индивидуального либо общественного, открывает в праве новые реалии, аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но исключительно в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. Если допустить, что религия возникает на определенном этапе развития и функционирования общества, то может ли это быть предпосылкой к тому, что человек по своей сути абсолютно безрелигиозен и может обойтись без религии вообще. Как и в происхождении права, так и в религии различные теории не дают полной картины понимания.

Следовательно, многообразие теорий о возникновении религии и права не говорят о том, что все теории ложны, поскольку ни одна с точностью не может доказать свою истинность, а наоборот, можно судить о том, что теории о происхождении и религии, и права в разной степени приближаются к истине. Связующим звеном в понимании происхождения как религии, так и права является государство.

Одной из теорий происхождения государства является теологическая теория. В ней рассматривается происхождение государства с божественной воли. Здесь власть вечна и непоколебима и зависит от религиозной организации, и именно церковь имеет приоритет над светской властью. В связи с чем вступление монарха на престол освещается церковью. Соответственно, монарх является представителем Бога и

осуществляет власть с его «разрешения». Так приходит смирение подданных и оправдывается неограниченная монархия.

Религия влияет на государство и власть в государстве, религия может возвышаться над властью, может быть менее выделенной, но оказывает влияние в той или иной мере на происходящее.

Религия глубоко сидит в сознании людей, любой атеист не всегда таким является, можно говорить о том, что нет никакой высшей силы и тем более Бога, но когда приходят моменты отчаяния, горя, человек непроизвольно начинает вспоминать о Боге. Является ли это просто мифами, которыми мы окружены, либо мы можем допустить реальное существование божественной воли.

Право возникает фактически с государством. Он является единой формой, которой именно государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных. В праве находят свое применение не только запреты, но и другие способы правового воздействия (дозволение, обязывание). Право не может существовать без государства, как и государство не существует без права. Именно органы государственной власти контролируют выполнение правовых предписаний. Причины и условия возникновения права во многом схожи с условиями возникновения государства. Несомненно, длительный процесс возникновения права связан с появляющимися первоначально элементами права его отдельными правовыми идеями и принципами. Постоянное эволюционирование этих идей привело в конечном счете к согласованной правовой системе конкретного общества. Право исторически, как и государство, возникло как классовое явление и выражало интересы господствующих классов.

Процесс возникновения права может происходить под влиянием множества факторов как культурных, исторических, так и религиозных. Чем выше роль традиций, обычаев, тем процесс возникновения права в большей степени зависит от религиозного воздействия.

В связи с этим религия в большей степени влияет и на государство, и на право, государство может немного оградить церковь с помощью того же права, но полностью привести к отмиранию религии просто невозможно, людям необходима эта вера и этот миф, в который они верят, нельзя искоренить то, что существует уже много столетий.

Теорий происхождения религии много и каждая, возможно, ведет нас к истине. Да и эта истина может лежать на поверхности, а не находиться в глубине. Между тем мы видим некое превосходство религии над правом. Возможно, причина кроется именно в том, что религия охватывает и чувствительную сторону человека, что не все должно быть четко и сухо сформулировано. Сама сущность человека не дает покоя мышлению, человеку определенно нужно знать, что за этим стоит, человек или божественная сила.

Безусловно, на мнение человека влияет и его развитие, будь то вначале только общество, либо это более сложное преобразование, та-

кое как государство, но поиски продолжаются и будут продолжаться. Чем больше знаний получает человечество, тем, конечно же, больше возникает вопросов.

И в религии, и в праве можно увидеть влияние морали, того жизненного ориентира, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Именно мораль дает нам изначальное представление о добре и зле, о том, как должен поступить человек, какой выбор является правильным. Мораль в религии тесно связывается и проявляется в духовных проявлениях. В праве мораль является значимым регулятором поведения людей.

В религиозных течения мы ясно видим, что высшими ценностями, которыми обладает Бог, являются моральные качества. В праве также мораль представляет собой систему принципов глубоко личного отношения человека к миру с точки зрения должного поведения.

Можем ли мы допустить, что все началось с морали? Именно с поиска человеком того справедливого и доброго начала, которое разделило в дальнейшем пути на религиозный и правовой, именно стремление толкало человечество на поиски. Именно знания, полученные в процессе развития, уводившие наши мысли все дальше то к религиозному пониманию, то к правовому.

Большим звеном в таком развитии, несомненно, стало играть государство, не просто как первое общество, а именно как сложный механизм с развитой правовой системой. Стремление создания правового государства не может ли нам чем-то напоминать то стремление людей в религии достичь справедливости для всех?

Ведь к «строительству» именно правового государства мы стремимся, в котором наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека и гражданина и не происходит злоупотребление властью. Тем более что власть государства может ограничиваться лишь правами человека, которые и составляют главную часть права.

Таким образом, человеком движет одна и та же мысль - стремление к высокоморальному и справедливому.

Список литературы

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений. - 2-е изд. - М.,

2. Иваньков А.Е. История политических и правовых учений: учеб. - Проспект:

3. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. - СПб., 2005.

4. Клочков В.В. Религия, государство, право. - М., 1999.

5. Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: учеб. - М.: Юристъ,

6. Малахов В. П. История политических и правовых учений: хрестоматия. - М.,

7. Нерсесянц В.С., Варламова Н. В. Проблемы общей теории права и государства: учеб. - М., 2001.

8. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: учеб. - М., 2010.

В научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество дефиниций религиозных норм, что отражает многообразие авторских взглядов на понятие данного вида социальных норм. Приведем некоторые из них.

Е. И. Темнов: «религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии».

В. И. Червонюк: «Религиозные нормы есть разновидность со­циальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру».

Н. В. Путило: «Религиозные нормы представляют собой пра­вила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения».

В. В. Оксамытный: «...нормы религии - совокупность принци­пов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания...».

С. Н. Кожевников: «Религиозные нормы - это нормы, регули­рующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций».

Как видно из приведенных определений, большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию с одной стороны и религиозными организациями, обществом, государством с другой.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), по форме фиксации (внешнего выражения) закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), либо устной форме (шаманизм, язычество и т.п.); по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей), по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т.к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.



Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека – ст.105 УК РФ, за кражу – ст.158 УК РФ и т.д.). В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты – религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину – казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению).

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В соответствии со ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»: Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов.

Противоречия между правом и религиозными нормам и в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т.п.). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.

Например, согласно ст. 239 УК РФ: «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»:

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граж­дан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совер­шению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи,-

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч руб­лей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденно­го за период до одного года либо лишением свободы на срок до двух лет.

В антидемократических государствах, где религиозные нормы с их принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в 1920-30-е годы).

В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам , т.е. правилам поведения, регулиру­ющим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государствен­ной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т.п.). Однако на деле большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы), во время предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и невсегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей). Это придает политике в глазах граждан достаточно «грязный» и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности.

Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы, военно-технические нормы (правила использования военно­служащими военной техники и боевого оружия), эстетические нормы, домовые обыкновения, деловые обыкновения и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под социальным регулированием и ка­ковы его основные разновидности?

2. Что понимается под соци­альными нормами? Какие существуют социальные нормы, и какое место занимает право в системе социально-нормативного ре­гулирования?

3. Назовите основные черты индивидуального регулирования общественных отношений?

4. В чем состоит единство, различие, взаимодействие, противоречие права и морали?

5. В чем заключается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и обычаев?

6. В чем выражается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и корпоративных норм?

7. В чем проявляется единство, различие, взаимодействие, противоречие права и религии?

Глава 11. НОРМЫ ПРАВА

§1. Понятие и признаки нормы права

Как уже было рассмотрено в предыдущей главе, нормы права являются разновидностью социальных норм и наравне с нормами морали, нормами религии, обычаев призваны обеспечить регулирование существующих общественных отношений.

Учение о норме права (норма от лат. «norma» - «правило», «образец») является одним из основополагающих при изучении права, т.к. право, как уже было сказано выше, представляет собой совокупность норм и соответственно норма права является одним из ключевых его структурных элементов.

Существует множество определений нормы права, приведем некоторые трактовки данного понятия, встречающиеся в научной и учебной литературе по теории государства и права.

Так, например, О. Э. Лейст считает, что «Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения».

Р. Т. Мухаев определяет норму права как «... правило пове­дения, которое определяет границы возможного, запрещенного и должного поведения индивида, организаций, государства».

По мнению В. К. Бабаева: «Юридическая норма (норма права) - общеобя­зательное веление, выраженное в виде государственного предписа­ния и регулирующее общественные отношения».

В. М. Сырых полагает, что «... норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формаль­ной определенности и ясности».

С точки зрения А. С. Пиголкина: «Норма права - это установленное и обеспе­ченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения».

М. М. Рассолов дает следующее определение нормы права: «Норма права - это провозглашенное различными способами, очевидное для всех по результатам общественной практики и потому обязательное, руководящее начало построения устойчивых отношений между лицами с целью их самореализации путем примене­ния в конкретных делах данных от природы способностей».

А. В. Мицкевич рассматривает в качестве дефиниции нормы права следующее определение: «Правовая норма - это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, обычно в письменной форме, и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения».

Однако большинство авторов учебников по теории государства и права, дают определение нормы права близкие в той или иной степени по своему смыслу и содержанию. В качестве примера такой дефиниции, приведем определение А.Б. Венгерова, который считает, что «Норма права - это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспе­ченное возможностью государственного принуждения, регулиру­ющее общественные отношения».

Данная формулировка нормы права вполне удобна для восприятия и, по мнению автора, может быть использована в качестве рабочего определения при изучении нормы права.

Исходя из рассмотренных трактовок понятия «норма права» можно выделить наиболее ее существенные признаки.

Признаки нормы права.

Нормативность. Данный признак сви­детельствует о том, что норма права рассчитана на применение не в конкретном (казуальном) случае, а в ряде сходных ситуаций, т.е. носящих общий (обобщенный) характер.

Общеобязательность. Данный признак указывает на необхо­димость соблюдения нормы права всеми участниками правоотношений и лицами попадающими в сферу ее действия.

Неперсонифицированность. Этот признак говорит о том, что норма права оказывает свое воздействие либо на всех лиц, либо на значительные группы людей, а не на конкретное лицо.

Системность. Данный признак показывает, что норма права не существует сама по себе (изолировано), а функционирует только в сис­темной связи с другими правовыми нормами, содержащимися в конкретной системе права.

Формальная определенность . Данный признак можно рассматривать как закрепление правовой нормы во внешне выраженной форме с соблюдением установленных формальных правил и процедур. Восприятие нормы права начинается после ее закрепления обычно в письменном источнике, имеющем офици­альный статус. Кроме того, определенность предполагает, что любой желающий может ознакомиться с нормой права, содержащейся в письменном официальном документе и узнать пределы действия нормы права, закрепленные в ней права и обязанности участников правоотношений, их ответственность и т.д. Однако стоит отметить, что данный признак присущ не всем правовым нормам, например, нормы правовых обычаев не обладают формальной определенностью и не выражены в письменной форме.

Многократность действия. Правовая норма рассчитана на неопределенное количество случаев, т.е. может быть реализована всякий раз, когда возникают соответствующие условия или обстоятельства, при этом не прекращает своего действия даже в случае ее исполнения.

Установление или санкционирование государством. Правовая норма устанавливается не произвольным субъектом правоотношений, а толь­ко компетентным, наделенным нормотворческими полномочиями: государством в лице его должностных лиц и органов государственной власти, либо государство санкционирует издание правовых норм органами и должностными лицами местного самоуправления, другими негосударственными организациями, народом (путем референдумов, собраний, сходов) и т. д.

Предоставительно-обязывающий характер. Данный признак указывает на то, что норма права, представляя одной стороне пра­воотношения определенное право, одновременно возлагает на другую сторону соответствующую обязанность.

Регулирование общественных отношений. Данный признак указывает, что правовая норма устанавливается или санкционируется государством с определенной целью – управление обществом, оказание воздействие на существующие общественные отношения для их упорядочения.

Обеспечение силой государственного принуждения. Правовые нормы, в случае их нарушения субъектами правоотношений, подле­жат защите со стороны государства с применением силовых методов и привлечением правонарушителей к юридической ответственности.

В юридической литературе можно встретить упоминание и о других признаках правовой нормы, например, таких как: общность; отвлечение от признаков индивидуа­лизации; находится под охраной государства; моделирование общественных отношений; отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости; властность, логичность; ясность; стабильность, государственно-властная обеспеченность; микросистемность, связь с государством и др. Однако при более тщательном рассмотрении, мы можем увидеть, что они являются авторскими вариациями уже вышеназванных признаков, либо являются производными от них.

На основании приведенных нами признаков можно сформулировать следующее определение нормы права.

Норма права есть нормативное, системное, общеобязательное, формально определенное правило поведения предоставительно-обязывающего характера, установленное либо санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений, обеспеченное силой государственного принуждения.

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного).

В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.

Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.

Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.

Еще по теме 4.Право и религиозные нормы.:

  1. 2.3. Корпоративные религиозные нормы как социальный регулятор.
  2. §1. Первичные сведения о государстве и праве Общественная власть и социальные нормы при родовом строе