Толкование суры ан нас. Архив рубрики: Сура Ан-Наба’. Толкование Суры «Ан Нас»

Сура «Ан-Наср» - 110-ая в Священном Коране, состоит из трех аятов, была ниспослана после суры «ат-Тауба», относится к мединским сурам, хотя и была ниспослана во время «Прощального Хаджа». Название суры происходит от слова «наср» - «помощь». Помощь, которую даровал Всевышний Аллах Своему Пророку. Также эту суру называют «Иза джа’а» - по первым словам аята; и «Тадви», т.е. «Прощание», потому что она была ниспослана во время Прощального Хаджа. Некоторые муфассиры считают, что сура «Наср» - это последняя сура, но не последние аяты Священного Корана, ниспосланные Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям).

В одном из хадисов эта сура приравнивается к четверти Корана (Тирмизи, «Фадаилю-ль-Коран», 10). Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «После того, как была ниспослана эта сура, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) после каждого намаза произносил: «Субханака Раббана ва бихамдик, Аллахумма гфирли!» («О Господь, ты - Пречист, Хвала Тебе! О, Мой Аллах, прости меня!). Эти слова он также часто повторял в положении рукуу и сажда» (Бухари, «Тафсир суры», 110/2, 3).

Толкование

2. когда ты увидишь, что люди входят в религию Аллаха толпами,

3. превознеси же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния.

1. Когда придет помощь Аллаха и победа,

«Насруллах» означает помощь Аллаха, помощь в победе над врагами, которую обещал Всевышний Аллах своему Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и верующим.

Муфассиры считают,что упомянутая в суре «победа» - это взятие Мекки. Прежде чем принять Ислам, многие арабы ждали, чтобы первыми это сделали курайшиты, жители Мекки, рассуждая так: «Если он сможет совладать со своим племенем - значит он действительно Пророк!» И когда Всевышний Аллах исполнил Свое обещание, открыв для мусульман ворота Мекки, в 9-ом году Хиджры, который также называют «Годом делегаций», арабы стали принимать религию Аллаха целыми племенами. Не прошло и двух лет после взятия Мекки, как Ислам распространился на всём Аравийском полуострове.

Слово «аль-Фатх» , «победа», имеет и более широкий смысл, означая не только, а может не столько взятие Мекки, сколько завоевание людских сердец, ведь истинная победа не в захвате территории, а в распространении веры. С открытием дверей Каабы для мусульман распахнулись ворота к духовным и материальным победам. Ислам начал стремительно распространяться не только в Аравии, но и за ее пределами.

2. когда ты увидишь, что люди входят в религию Аллаха толпами

«О Мухаммад, с помощью Единственного достойного поклонения, Того, кто направил тебя, придет победа, и ты увидишь, как огромные массы людей станут вливаться в Его религию!».

В Коране сказано: «Аллах предписал: «Победу непременно одержим Я и Мои посланники!» Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный!» (Сура «Аль-Муджадиля», 58/21). «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели /Судный День/» (Сура «аль-Мумин», 40/51).

«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы /укрепит вас в борьбе/» (Сура «Мухаммад», 47/7).

В аяте не сказано «люди вошли в религию Аллаха», а говорится «входят». Люди, и не только арабы, входят и будут входить, обращаться в Ислам изо дня в день, из года в год до Конца Света.

«Толпами» - значит большими группами. После сражений в Хунайне и Тайфе, произошедшими после взятия Мекки, в течение двух лет, до самой смерти Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), люди со всего Аравийского полуострова принимали Ислам целыми племенами.

Первыми двумя аятами суры «Ан-Наср», Всевышний Аллах дает знак Пророку, что с победой Ислама в Аравии и массовым обращением людей в Ислам, его миссия подошла к концу. Творец приказывает Пророку сделать тасбих, воздать хвалу Тому, с Чьей милостью он преуспел в этом великом деле:

3. превознеси же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния.

В этом аяте Всевышний Аллах обращается к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), который служит примером для всей Уммы, а это означает, что каждый мусульманин, обретая благо и поддержку от Аллаха, должен выражать Ему благодарность и восхвалять Его.

Произнести слова «Субхан Аллах», сделать «Тасбих», - означает превознести Всевышнего Аллаха над всем, что не достойно Его. Превозношение Аллаха - это основа ибады, которая проявляется как в действиях, так и в словах или намерениях. Помощь Аллаха, победа, распространение Ислама завершаются возвышением Его Имени и благодарением.

«Превознеси же хвалой!» - «Обретя великую милость Аллаха, восхвали Его достойным восхвалением, еще больше превознеси над тем, что недостойно Его Сущности, Сыфатов, Действий, Имён!» Вместе с увеличением проявлений милости Аллаха, должны увеличиваться наши благодарности и возвеличивания Его Имени. Жители Рая будут обращаться к Аллаху Всевышнему c тасбихом, и завершать свои речи восхвалением:

«Там они будут взывать: «Пречист Ты, Аллах!» Там их приветствием будет слово: «Мир!» А их молитвы будут завершатся словами: «Хвала Аллаху, Господу миров!»(Сура «Юнус», 10/10).

Ангелы также делают тасбих Всевышнему Аллаху. Все создания Аллаха, каждый по-своему, призваны делать тасбих, превозносить Аллаха и благодарить Его:

«Его превозносят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не превозносило бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (Сура «Исра» 17/44)

Птицы, звери, рыбы, растения - они читают тасбих на неведомом нам языке.

Тасбих, слова «Субхан Аллах» мусульмане зачастую произносят после того, когда их что-нибудь сильно удивит. Если это удивление связано с чем-то красивым, то тасбих прославляет Создателя этой красоты. Если удивление связано с чем-то дурным, то тасбих - это превозношение имени Аллаха над тем, что Его недостойно.

Объясняя значения тасбиха, муфассиры приводят объяснение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Аллах чист, превыше любых недостатков» (Ибн Маджа, «Икамат» 179). Т.е. тасбих выражает чистоту Всевышнего Аллаха от всего, что недостойно Его Сущности, Сыфатов, Действий, Имён.

«Истигфар» - это мольба к Всевышнему о прощении. «Тауба» - это прекращение греха, раскаяние, и намерение его не повторять. В отличие от тауба, человек может делать истигфар, просить Всевышнего о прощении не только своих грехов, но и грехов других людей: «Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в День Отчета!» (Сура «Ибрахим», 14/41).

В приказе Всевышнего «попроси у Него прощения!», т.е. сделай «истигфар» скорее всего имеется ввиду прощение не столько для самого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которого Всевышний Аллах сохранил от совершения грехов, сколько прощение для его Уммы. Пророк говорил: «Днем и ночью я делаю истигфар 100 раз». Столь частый истигфар Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), прежде всего, указывает на важность истигфара для остальных людей.

Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в последние дни часто повторял: «Субхан Аллахи ва бихамдихи, астагфируллаха ва атубу иляйх». Когда его спрашивали об этом, он отвечал: «Мой Господь дал мне знать, что я увижу в своей Умме знак, а когда я его увижу, приказал мне совершать хамд (восхваление), тасбих (превознесение) и истигфар (просьбу о прощении)» (Муслим, «Салят», 221).

Сколько бы ни усердствовал раб Аллаха в своем поклонении, все равно он не сможет избежать ошибок и недостатков, поэтому истигфар делают после многих видов ибады. Истигфар трижды повторяют после намаза-фарда; паломники делают истигфар после Хаджа; совершающие тахаджуд, делают истигфар среди ночи… Истигфар делают после омовения, после окончания собрания. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), вставая после собраний произносил: «Субханакаллахумма ва бихамдика, астагфирука ва атубу иляйк» (Муслим, «Салят» 218-220).

Приказ Вевышнего » превознеси же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения» дал знать Посланнику Аллаха о том, что его пророческая миссия приблизилась к концу. Поэтому суру » ан-Наср» также называют «Тадви» - «Прощание». Согласно словам Ибн Умара после ниспослания этой суры Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) прожил 80 дней.

В одном из хадисов говорится, что когда Посланник Аллаха читал аяты суры «ан-Наср», сподвижники Пророка обрадовались, но Аббас (радыяллаху анху) заплакал. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил его: «Мой дядя, почему ты плачешь?» Тот ответил: «Это говорит о твоей смерти!» Пророк подтвердил правоту его слов (Бухари, «Тафсир суры», 110/3). Приближенные сахабы, такие как Аббас и Умар (радыяллаху анхума) догадались, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) завершает свой путь, и Всевышний Аллах исполнил свои обещания: «Он Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями» (Сура «Аль-Фатх», 48/28).

«Сегодня Я завершил для вас религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура «Аль-Маида», 5/3).

С этим закончилась миссия Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) на земле, а возложенная на него обязанность призыва к Истинному Пути перешла к нам, его последователям.

Источники:

1- Hak Dini Kur’an Dili, Elmali Muhammed Hamdi Yazir

2-Kisa surelerin tefsiri, Prof. Dr. Davud Ayduz

3-Saffeti’t-Tefasir, Muhammed Ali es-Sabuni

1. Йа. Син.
2. Клянусь мудрым Кораном!
3. Воистину, ты – один из посланников
4. на прямом пути.
5. Он ниспослан Могущественным, Милосердным,
6. чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.
7. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют.
8. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.
9. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.
10. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют.
11. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде.
12. Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали).
13. В качестве притчи приведи им жителей селения, к которым явились посланники.
14. Когда Мы отправили к ним двух посланников, они сочли их лжецами, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Воистину, мы посланы к вам».
15. Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый ничего не ниспосылал, а вы всего лишь лжете».
16. Они сказали: «Наш Господь знает, что мы действительно посланы к вам.
17. На нас возложена только ясная передача откровения».
18. Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас».
19. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы – люди, преступившие границы дозволенного!»
20. С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками.
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем.
22. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня.
24. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении.
25. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня».
26. Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал,
27. за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!»
28. После него Мы не ниспослали на его народ никакого войска с неба и не собирались ниспослать.
29. Был всего лишь один глас, и они затухли.
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались.
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них и что они не вернутся к ним?
32. Воистину, все они будут собраны у Нас.
33. Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются.
34. Мы создали на ней сады из пальм и винограда и заставили биться в них источники,
35. чтобы они вкушали их плоды и то, что создали своими руками (или чтобы они вкушали плоды, которые они не создали своими руками). Неужели они не будут благодарны?
36. Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают.
37. Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня, и вот они погружаются во мрак.
38. Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего.
39. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви.
40. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите.
41. Знамением для них является то, что Мы перенесли их потомство в переполненном ковчеге.
42. Мы создали для них по его подобию то, на что они садятся.
43. Если Мы пожелаем, то потопим их, и тогда никто не спасет их, и сами они не спасутся,
44. если только Мы не окажем им милость и не позволим им пользоваться благами до определенного времени.
45. Когда им говорят: «Бойтесь того, что перед вами, и того, что после вас, чтобы вы были помилованы», – они не отвечают.
46. Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него.
47. Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении».
48. Они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду?»
49. Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться.
50. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям.
51. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил.
52. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».
53. Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас.
54. Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали.
55. Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением.
56. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись.
57. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют.
58. Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»
59. Отделитесь сегодня, о грешники!
60. Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом,
61. и поклоняться Мне? Это – прямой путь.
62. Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
63. Вот Геенна, которая была вам обещана.
64. Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали».
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали.
66. Если Мы пожелаем, то лишим их зрения, и тогда они бросятся к Пути. Но как они будут видеть?
67. Если Мы пожелаем, то обезобразим их на их местах, и тогда они не смогут ни двинуться вперед, ни вернуться.
68. Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик. Неужели они не разумеют?
69. Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран,
70. чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих.
71. Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?
72. Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются.
73. Они приносят им пользу и питье. Неужели они не будут благодарны?
74. Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде на то, что им окажут помощь.
75. Они не могут помочь им, хотя они являются для них готовым войском (язычники готовы сражаться за своих идолов, или идолы будут в Последней жизни готовым войском против язычников).
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают.
77. Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!
78. Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»
79. Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении».
80. Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.
81. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий.
82. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
83. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.

Толкование суры Ан-Нас (1) Это мединская сура, состоит из шести аятов. سْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ مَلِكِ النَّاسِ إِلَهِ النَّاسِ مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ Смысл: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. Скажи: «Я обращаюсь за защитой к Господу людей [к Аллаху], 2. Правителю [Владыке] людей, 3. Богу людей 4. от зла (сатаны) внушающего (злое), (и при упоминании имени Аллаха) отступающего, 5. который внушает злое в грудях [душах] людей, 6. (И сатана бывает) из (числа) джиннов и людей. *** Вступительные примечания Эта сура, вторая из сур муаввазатейн (начинающихся со слов "Аузу..." - "прибегаю (к защите Аллаха")), представляет собой продолжение и расширение смысла предшествующей суры и, в некотором смысле, дополнение к ней. В суре Аль-Фаляк верующих призывают искать защиты у Аллаха от трудностей и лишений жизни, тогда как в данной суре верующих призывают искать защиты от испытаний и несчастий будущей жизни. В толковании к суре Аль-Фаляк было сказано, что слово «шарр» можно понимать как «зло», «вред» и даже «причины, которые могут причинить вред, боль и несчастья». В данной суре мы ищем защиты от зла и причины всех зол, которые называются наущениями и внушениями от шайтана. Поскольку трудности и несчастья будущей жизни более серьезны, в последней суре Корана настоятельно подчеркивается важность призывать защиту Аллаха против этого зла (будущей жизни). *** Аят 114:1: قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ «Скажи: «Я обращаюсь за защитой к Господу людей». Имя Аллаха «Рабб» обозначает «Тот, Кто дает пропитание» и подразумевает Всевышнего, Дающего пропитание, который проявляет заботу обо всех созданиях при всех обстоятельствах. В данном аяте Он (Аллах) называется «Господь людей», тогда как в предыдущей суре Он называется «Господом рассвета», поскольку в предшествующей суре целью был поиск защиты от внешних, физических трудностей и лишений жизни. Однако, этим человеческое существование не ограничивается – животные также испытывают физические трудности и лишения, однако наущениям шайтана и воздействиям джиннов подвергаются только люди (Мазхари из Байдави). Аят 114:2,3: مَلِكِ النَّاسِ إِلَهِ النَّاسِ «Правителю [Владыке] людей, Господу людей» Причина, по которой к слову «Рабб» был добавлен атрибут «Владыка людей» ("Малики н-нас"), состоит в том, что слово «Рабб» можно использовать и в отношении человека в каких-то частных вопросах: к примеру, в словосочетании «рабб ад-дар» (хозяин дома, поместья), «рабб аль-маль» (хозяин собственности, богатства). Однако ни один собственник или хозяин не является «владыкой», «господином». Поэтому к слову «Рабб» было добавлено слово «малик» (правитель, владыка), чтобы показать, что лишь Он (Аллах) один является не только «Господином людей», но и «Владыкой», «Царем людей». Более того, не всякий царь достоин поклонения. Поэтому еще одно качество «Иляхи н-нас» - «Господь» было добавлено к слову «нас», «люди». Божественная мудрость, которая заключается в сочетании всех этих качеств («Господь людей», «Владыка людей»), состоит в том, что каждое из этих качеств предполагает обращение за защитой. Каждый хозяин имеет слуг и защищает их. Подобно этому, каждый царь имеет подданных и заботится о них. Поэтому обращение за защитой к правителю и владыке становится еще более очевидным (из этих их качеств). Но лишь Аллах, и никто более, не описывается всеми этими качествами одновременно. Таким образом, обращение к Нему за защитой через произнесение (данных) Его качеств есть самая большая защита и такое обращение (с использованием данных Его качеств) скорее всего будет принято. Поскольку первое предложение содержит слово «нас» (люди), второй и третий аяты следует относить к ним (к этому же), произношением слов «маликихим» (их владыка) а не просто произношением слово «нас» (люди). Такое повторение (слова «нас» в суре) было использовано целенаправленно, чтобы прибавить тексту силу и ясность, создавая рифму и мелодическую последовательность (суры). Ученые объясняли причину многократного повторения слова «нас» (оно повторяется в этой суре пять раз) по-разному. Вот одно из этих толкований: *В первый раз оно относится к детям. Слово «Рабб», которое относится к заботе и покровительству Аллаха намекает на это, потому что дети больше всего нуждаются в питании и заботе. Второе появление (этого слова) относится к юности, намек на это в контексте слова «Малик» (царь, владыка), которое относится к Владычеству Аллаха.. Третье его употребление относится к зрелому возрасту – пожилые люди уже не так заняты этим миром и думают о вечности, об Аллахе, предаются Ему одному, безусловно подчиняются Ему и посвящают Ему одному свою любовь. Контекстом этому служит слово «Илях» (Господь), которое указывает на поклонение Всевышнему. Четвертое употребление этого слова относится к праведным рабам Аллаха. Намеком на это служит слово «васваса» (злые нашептывания), поскольку шайтан есть враг праведных рабов Аллаха. Его задача состоит в внушении злых мыслей в сердца таких людей. Пятое появление (употребление слова) относится к творящим зло, поскольку мы ищем защиту от их злых дел. Аят 114:4: مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ «От зла (сатаны) внушающего (злое), (и при упоминании имени Аллаха) отступающего (при произнесении имени Аллаха)». После упоминания трех качеств Аллаха, настоящий аят описывает того, от кого мы ищем защиты. Он является «наущателем, кто внушает нам зло». Слово «васвас» в оригинале есть инфинитив со смыслом «васваса» (нашептывать – сообщать нечто, используя дыхание вместо голоса, еле слышным образом). Однако здесь используется преувеличение (гипербола), относящееся к шайтану в смысле что он является воплощенным нашептывателем (внушающим злое). Нашептывание шайтана означает, что он старается заставить людей слушаться его, внушая им всякие страхи и ложные мысли, которые он вбрасывает в сердце человека, не произнося ни слова (Куртуби). Слово «ханннас» происходит от слова «ханаса» что обозначает «подкрадываться, или подходить украдкой». Шайтан получил такое имя, поскольку он притаивается в сердце человека: когда человек впадает в рассеянность, он начинает нашептывания, но когда человек поминает Аллаха, он убегает. Когда человек опять забывает об Аллахе, шайтан возвращается, но когда он опять поминает Аллаха, он опять убегает. Такое повторяется постоянно. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах устроил два дома в сердце человека, в одном живет ангел, а в другом шайтан. Ангел побуждает его к добрым делам, а шайтан направляет его на злые дела. Когда человек поминает Аллаха, шайтан отступает, когда же он перестает поминать Аллаха, шайтан устраивается в сердце человека и внушает ему злые мысли» (Передано Абу Яла со ссылкой на авторитет Анаса, цитируется у Мазхари). Аят 114:6 مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ «(И сатана бывает) из (числа) джиннов и людей». Здесь поясняется выражение «васвас», упоминаемое в аяте 4, со смыслом, что шайтаны могут быть среди людей и джиннов, которые внушают злое в сердца людей. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) находил удовольствие в постоянном поиске защиты против злых и мерзких шайтанов из числа людей и джиннов. Здесь может возникнуть вопрос. Очевидно, что шайтан может внушать людям злые мысли и поступки в сердце, но как шайтаны из числа людей могут совершать злое внушение? Они подходят прямо и открытым голосом сообщают нечто, что не является васвасом. Ответ состоит в том, что шайтаны из людей также могут внушать сомнения в умы людей, без открытого, ясного их произнесения. Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям пишет в своей работе «Аль-Фаваид фи Мушкилят иль-Куран», что нашептывание от людей относится к нашептыванию нашего собственного нафса (который находится внутри у человека). Так же, как шайтан подбрасывает человеку дурные мысли, так и нафс человека побуждает его ко злу. Поэтому Посланник Аллаха (мир его и благословение) учил нас искать защиты у Аллаха от зла нашего собственного «я» в следующей мольбе: «О Аллах! Я ищу убежища у Тебя от моего собственного зла, от зла шайтана и зла идолопоклонства». Продолжение следует иншаАллах… Автор: Муфтий Мухаммад Шафи" Усмани аль-Ханафи Книга: Ма"рифуль-Куран

(40) Мы предостерегли вас от наказания близкого. В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: «Эх, если бы я был прахом!»

Мы предостерегли вас от наказания, которое наступит очень скоро. А все, что непременно наступит, можно назвать близким. В этот день человека будет беспокоить только то, что он совершил. И тогда он взглянет на прожитую им жизнь, чтобы найти, что же он приготовил для жизни вечной. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (59:18).

Если он обнаружит совершенное им добро, то пусть воздаст хвалу Аллаху; если же он обнаружит нечто иное, то пусть пеняет только на самого себя. Вот почему из-за великого горя и непомерного сожаления неверующие станут желать себе смерти, восклицая: «Лучше бы мне быть прахом!»

Боже, убереги нас от зла и неверия, ведь Ты - Щедрый, Великодушный!

(39) Это будет истинный день, и всякий, кто пожелает, найдет способ вернуться к своему Господу.

Отныне всякий желающий может делать добро и веровать в то, что в День воскресения награда за добродетель вернется к нему.

(38) В тот день, когда Дух [Джибрил] и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду.

Этой чести будут удостоены только те, кому дозволит Аллах, и говорить они будут сущую правду. Это будет день истины, потому что ложь исчезнет и не принесет лжецам никакой пользы. Самый достойный из ангелов Джибрил и все остальные ангелы покорно выстроятся рядами перед Аллахом.
После того как Аллах прельстил и устрашил, обрадовал и предостерег Своих рабов, Он сказал:

(36) Это будет воздаянием от твоего Господа и даром исчисленным [или щедрым, или: достаточным],

(37) Господа небес и земли и того, что между ними, Милостивого, с Которым они не посмеют даже заговорить.

Аллах одарит правоверных этой щедрой наградой по Своей милости и добродетели. Причиной этого будут их благодеяния. Он помог им совершить их и сделал их поводом для обретения Его щедрого дара.

Он - Господь небес и земли. Он сотворил Вселенную и правит ею. Его милость объемлет всякую вещь. Он воспитывает верующих и проявляет к ним сострадание и великодушие до тех пор, пока они не достигают своей желанной цели.

Затем Всевышний подчеркнул Свое могущество и Свою безраздельную власть в День воскресения, когда все творения будут безмолвствовать и не произнесут ни слова.

(31) Воистину, богобоязненных ожидает место спасения,

(32) Райские сады и виноградники,

(33) и полногрудые сверстницы,

(34) и полные чаши.

(35) Они не услышат там ни пустословия, ни лжи.

После упоминания о судьбе грешников Аллах сообщил об исходе, который ожидает богобоязненных рабов. Они страшатся гнева своего Господа и повинуются Ему, и поэтому им уготована благодатная спасительная обитель, в которой они будут далеки от Геенны. В этой обители они найдут сады со всевозможными цветущими и плодоносными деревьями и виноградники, среди которых текут ручьи. Аллах особо упомянул виноград из-за его многочисленных достоинств и изобилия в Райских садах.

Там их ожидают жены, отвечающие всем требованиям человеческой души. Они будут молоды, а их груди не будут спадать от их молодости, силы и здоровья. Обитатели Рая будут в самом расцвете своей молодости, в возрасте тридцати трех лет, и хорошо известно, что супруги-сверстники обычно живут в любви и согласии.

Они будут наслаждаться выдержанным вином, доставляющим пьющим его одно удовольствие. Они не услышат ни бесполезной речи, ни греховных выражений. Всевышний сказал: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир!”» (56:25–26).

(30) Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений.

О неверующие! Вкушайте мучительное наказание и будьте посрамлены. Отныне ваши мучения будут усиливаться с каждым часом, с каждым мигом. Это - самый суровый аят о тяжести мук обитателей Ада, упаси нас Аллах от этого!

(29) Мы же всякую вещь подсчитали и записали.

Все малое и великое, плохое и хорошее подсчитано и записано в Хранимой скрижали. Пусть же не думают грешники, что Мы покараем их за грехи, которых они не совершали, и пусть не думают они, что какое-либо из их деяний будет упущено или забыто, будь оно даже весом с пылинку. Всевышний сказал: «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: “Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех - все подсчитано”. Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (18:49).

(27) Воистину, они не надеялись на расчет

(28) и полностью отрицали Наши знамения.

Они не веровали в воскрешение и воздаяние и поэтому отказались совершать добро ради Последней жизни. Наряду с этим они открыто отвергали Божьи знамения и продолжали упорствовать.

(26) Это будет подобающим возмездием.

Они заслужили такое ужасное наказание своими скверными деяниями. Аллах не будет несправедлив к ним, ибо они сами были несправедливы к себе. Вот почему далее Аллах упомянул некоторые из деяний, за которые они будут удостоены этого возмездия.

(21) Воистину, Геенна является засадой

(22) и местом возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного.

(23) Они пробудут там долгие годы,

(24) не вкушая ни прохлады, ни питья,

(25) а только кипяток и гной.

С новой силой воспылает адский огонь, приготовленный Аллахом для творящих беззаконие. Он станет для них местом возвращения и пристанищем на долгие годы. Многие толкователи Корана отмечали, что арабское слово хукб означает ‘восемьдесят лет’.

Адские мученики не найдут там ничего, что бы остудило их кожу и утолило их жажду. Они будут пить раскаленную воду, которая будет обжигать их лица и разрывать их кишки, а также гной самих обитателей Ада, имеющий совершенно отвратительный запах и вкус.

МНОГОБОЖИЕ

Подготовил: Наиль абу Салих




Ширк - самый большой грех.

1 - Опасность ширка.
Воистину, ширк - самая большая несправедливость, самая нижайшая точка невежества, поэтому все посланники и пророки начинали свой призыв с истинного единобожия. А истинное единобожие - это то, что противоречит ширку. И ничто они не порицали так, как они порицали ширк. Ибо самые большие угрозы, которые мы можем найти в Коране или в Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - это угрозы в отношении тех, которые совершают ширк. Аллах говорит в Своей книге: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех. (Сура ан-Ниса, аят 48)
Также: Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. (Сура аль-Маида, аят 72)
Посмотри, что Всевышний сказал о самых лучших людях. Посмотри, что Он сказал о посланниках: Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали. (Сура аль-Ан"ам, аят 88)
Посмотри, что Всевышний сказал самому лучшему Своему созданию Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных. (Сура аз-Зумар, аят 65-66)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас об опасности ширка, как приводится в сборнике у Имама Бухари. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Войдёт в огонь тот, кто умер, поклонявшись чему бы то ни было наряду с Аллахом”, а я сказал: “Войдёт в рай тот, кто умер, ничему не поклонявшись наряду с Аллахом ”» Бухари, 1238.
Передается со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который передавал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто умер, не приобщая к Аллаху сотоварищей, тот зайдет в Рай. А кто умер, приобщая к Аллаху сотоварищей, тот зайдет в Огонь". Муслим, 93.
Передают, что Му"аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах)» сказал:
Однажды, когда я ехал верхом позади пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и нас отделяла друг от друга только задняя часть седла, он сказал: «О Му"аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «О Му"аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Через некоторое время он снова сказал: «О Му"аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Тогда он спросил меня: «Известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше» . Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах имеет право на то, чтобы Его рабы поклонялись лишь Ему и ничему больше». Через некоторое время он снова сказал: «О Му"аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А известно ли тебе, чего рабы вправе ожидать от Аллаха, если они будут делать это?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Того, что Он не подвергнет их мучениям». Муслим 30.
Со слов абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Ко мне приходил Джибриль и обрадовал меня хорошей вестью. Воистину, кто из моей общины умер и не придавал Аллаху сотоварищей, тот зайдет в Рай". Сподвижник спросил: "Даже если он был прелюбодеем и воровал?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Даже если он был прелюбодеем и воровал!" Бухари, 3222; Муслим, 94.
Саид ибн Мусайб передавал со слов своего отца, что когда умирал Абу Талиб, к нему прошел пророк (мир ему и благословение Аллаха). Там находились абу Джахль и Абдуллах ибн абу Умейа ибн аль-Мугъира. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Дядя скажи: Ля иляха илляЛлах", и поистине из-за этих слов я смогу заступиться за тебя в Судный день". Абу Джахль и Абдуллах ибн абу Умейа сказали: "О Абу Талиб, ты отказываешься от религии твоего отца Абдуль Мутталиба?" Абу Талиб ответил: "Нет, я на религии Абдуль Мутталиба". И отказался сказать "Ля иляха илля Ллах". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Клянусь Аллахом, я непременно буду просить прощения для тебя". И Аллах ниспослал аяты: Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада. (Сура ат-Тауба, аят 113) Бухари, 1360.


2 - Как появился ширк.
Известно, что первые проявления ширка были в народе пророка Нуха, как рассказывал ибн Аббас, что между Нухом и Адамом десять столетий. На протяжении этих столетий люди исповедовали истинное единобожие, однако в делах все-таки случались упущения. Но среди них были праведные люди, которые увещевали и напоминали.
В сборнике имама аль-Бухари рассказывается о праведных людях Вадд, Сува"а, Йагус, Йя"ук, Наср. Когда они умерли, пришел шайтан к людям со словами: "Установите им памятники, ведь они были великими людьми. Останавливали вас, когда вы совершали плохое и призывали вас к лучшему. Поставьте им памятники, и видя эти памятники, вы будете вспоминать их праведность и будете стараться быть похожими на них".
И установили им памятники. Прошли года, прошли столетия. Умерли те, которые знали зачем этим людям поставили памятники. И вновь пришел шайтан к людям со словами: "Воистину, эти памятники являлись божествами для ваших отцов, не отказывайтесь от религии ваших отцов, поклоняйтесь им также, как поклонялись ваши отцы".
И люди начали поклоняться этим памятникам. И Аллах захотел вывести этих людей из темноты ширка к свету единобожия. Он послал к ним Нуха, который призывал их оставить идолов и поклоняться одному лишь Аллаху. Он призывал днем и ночью, скрыто и явно. Однако они ослушались, возгордились и сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Суваа, Йагуса, Йаука и Насра». (Сура Нух, аят 23)
И призвал Нух Господа: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! (Сура Нух, аят 26)
И ответил Аллах на призыв Нуха. Аллах погубил тех, которые не уверовали.
А когда явилось Наше веление и разразилась потоком печь, Мы сказали: «Погрузи на него от каждого вида по паре и свою семью, за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал». Но уверовали вместе с ним лишь немногие. Он сказал: «Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться. Воистину, Господь мой - Прощающий, Милосердный». Ковчег поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Нух (Ной) воззвал к своему сыну, который одиноко стоял в стороне: «Сын мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими». Он сказал: «Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды». Он сказал: «Сегодня никто не спасет от воли Аллаха, если только Он не смилостивится». Тут волна разлучила их, и он оказался в числе потопленных. И было сказано: «О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!». Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: «Да сгинут люди несправедливые!». (Сура Худ, аят 40-44)
Затем прошли года и ширк появился в народе "Ад. Они начали поклоняться другому наряду с Аллахом. Аллах послал к ним Худа, который призывал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества (достойного поклонения), кроме Него. (Сура Худ, аят 50)
Возгордился народ Худа и ослушались они посланника. Послал Аллах на них ветер, который погубил их.
Следующими были самудяне. Послал Аллах к ним Салиха. Призывал он свой народ днями и ночами, скрыто и явно. Призывал он их поклоняться одному лишь Аллаху, но возгордились они и погубил их Аллах шумом.
И не смог избежать этого народ Ибрахима. Начали они поклоняться идолам, планетам, луне, солнцу. Смилостивился Аллах над ними и послал к ним Ибрахима, которого он наделил праведным потомством. Ведь все остальные пророки и посланники от сына Ибрахима, Исхака. А из потомства, второго сына Ибрахима, Исмаиля Аллах вывел лучшего из посланников - пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Затем сыны Израилевы, некоторые из них начали поклоняться теленку, и запретил им это Муса и Харун, а некоторые - Узейру, называя его сыном Бога.
А потом появились христиане, многие из которых начали поклоняться Исе. И ширк дошел до арабов, по причине человека, которого зовут Амр ибн Люхай аль-Хузаи, да унизит его Аллах.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я видел Амра ибн Люхая аль-Хузаи в Огне, волочащим свои кишки". Бухари, 3521. А также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Он первый, кто изменил религию Ибрахима". См. Сахих аль-Джами, 2580.
Он первым принес идолов на арабский полуостров. После этого идолов становилось все больше и больше. Их начали устанавливать возле Каабы, вокруг нее и внутри. Люди полностью оставили единобожие и перешли на поклонение камням.
Передается от абу Раджа аль-Атариди, который сказал: "Во времена невежества мы поклонялись камням. Если мы находили камень лучше первого, то оставляли старый камень и начинали поклоняться новому. А если вообще не было камня, то делали холмик из песка, приводили овцу и доили ее на этот холмик. После этого делали обход (тауаф) вокруг этого холмика". Бухари, 4376.
И когда Аллах пожелал наставить людей того времени на прямой путь, Он послал к ним имама единобожников, Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с призывом: "Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, нет у вас другого божества (достойного поклонения). Ведь только Он достоин поклонения. А то, чему поклоняетесь вы, не слышит и не видит, и ничем не может помочь".
И были среди людей те, которые возгордились и не последовали со словами: "Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!». (Сура Сод, аят 5)
Затем начали всячески препятствовать призыву посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Однако это ничего не прибавило неверным, а наоборот сподвижники почувствовали вкус веры, стали более искренними в своем призыве и поняли, что нужно терпеть, и победа придет, люди начнут заходить в религию Аллаха толпами. И возвысилось единобожие над другими религиями.
Но со временем множество разногласий стали удалять людей шаг за шагом от истинности единобожия. Ширк начал распространяться с новой силой. И не смогли избежать этого даже мусульмане, за исключением тех, над кем смилостивился Аллах. И теперь ширк проявляется не только в виде поклонения камню, но также он проявляется во время совершения многих религиозных предписаний, когда их посвящают не Аллаху. Достаточно выйти на улицу и посмотреть на невежественных мусульман, и мы увидим, как больной просит не Аллаха, а какого-нибудь святого. И мы увидим, как приносящий жертву приносит ее не Аллаху, а какому-нибудь святому. И мы увидим, как мусульмане просят благословения (баракат) не у Аллаха, а у святых. И это является проблемой каждого из нас, так как мы - единобожники, и наша обязанность донести свет истинного единобожия до людей.

3 - Виды ширка.
Ширк бывает двух видов: большой и малый.
Большой ширк - это приравнивание кого-либо или чего-либо к Аллаху в чем бы это не проявлялось. Всевышний поведал нам, что в Огне многобожники говорят тем, кого они приравняли к Аллаху: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров". (Сура аш-Шу‘ара, аят 97-98)
Многобожники считали, что кто-то помимо Аллаха может им помочь. Они взывали к мертвым и идолам с просьбой о помощи. Они думали, что кто-то помимо Аллаха может им навредить. Они испрашивали благословения у деревьев и камней. Они приносили жертву не Аллаху, а святым и идолам.
Однажды, находясь в поезде, я говорил с людьми о религии. Я рассказывал им о том ширке, который был распространен среди арабов до Ислама. Я рассказывал, как люди ходили и испрашивали благословения у деревьев и камней, приносили жертву святым и идолам. Я рассказывал о том, что мужчины перевязывали свои бороды, страшась порчи, а женщины носили амулеты, боясь сглаза. И один человек сказал мне: "А разве мусульмане этого не делают?" И я замолчал... А что мне было сказать? Что я могу сказать, когда сотни тысяч мусульман Азии едут в Туркестан, чтобы просить благословения у святых? Они приносят жертву святым, а не Аллаху. Что я могу сказать, когда тысячи мусульман Татарстана едут в Булгар, чтобы просить благословения у тех душ, которые жили когда-то на этом месте? Что я могу сказать, когда тысячи мусульман Кавказа идут на могилы своих шейхов и просят их заступничества в Судный День? Что я могу сказать, когда мусульманин носит на шее амулет, боясь сглаза или порчи? И я призываю каждого мусульманина опомниться, ведь всего этого достоин только Аллах. Только Он может защитить! Только Он может помочь! Только Он может ответить!
Передают, что Имран ибн Хусайн рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: “Что это такое?” Тот ответил: “Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость” . Тогда он сказал: “Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не преуспеешь”». Этот хадис передал Ахмад с неплохой цепочкой рассказчиков. Существует разногласия относительно достоверности этого хадиса. Аль-Хаким считал его достоверным, с ним согласился имам Захаби. Шейх Альбани назвал хадис недостоверным.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху» Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417.
Абу Уакъид аль-Ляйси рассказывал: “Однажды вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы отправились в поход на Хунайн. В то время мы были еще новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от куфра, а у мушриков было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и которое они называли «Зат Ануат». Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: “О посланник Аллаха, сделай и нам «Зат Ануат» такой же, как и у них”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Велик! Это все обычаи прошлого! Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: «“Сделай и нам божество – такое же, как и у них”. Он сказал: “Истинно, вы – народ невежественный!”» (Сура аль-А’раф 7:138) . Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!»” Ахмад 5/218, ат-Тирмизи 2181. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Передают, что Али рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал мне четыре вещи: “Да проклянет Аллах того, кто принес жертву не Ему! Да проклянет Аллах того, кто проклял своих родителей! Да проклянет Аллах того, кто предоставил укрытие еретику! Да проклянет Аллах того, кто изменил границы раздела земли!”» Муслим, 1978.
У имама Ахмада приводится хадис, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «По причине мухи один человек зашел в Рай, а второй зашёл в Огонь.» Люди спросили: «Как так, о посланник Аллаха?» Он ответил:«Как то двое проездом попали в племя язычников, мимо идола которых нельзя было пройти, пока не будет принесена ему жертва. И идолопоклонники сказали одному из путников:«Принеси что нибудь в жертву».«У меня нет не чего, что можно принести в жертву», ответил он. Тогда принеси в жертву хотя бы муху», ­ сказали многобожники.. И когда он принёс в жертву муху, ему было позволено продолжить путь, и этот человек зашёл в огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику:«Принеси что нибудь в жертву». На что второй путник ответил: «Я приношу жертву только Аллаху». Ему отрубили голову, и он зашёл в Рай.» Ахмад «Аз Зухд» , со слов Тарик бин Шихаб.
На самом деле этот хадис передается от сподвижника Сальмана аль-Фариси, а не пророка (мир ему и благословение Аллаха), и приводит его именно от него как раз сам имам Ахмад, но не в книге "аль-Муснад", как это полагают некоторые, а в книге "аз-Зухд" № 84.
Также это сообщение от Сальмана аль-Фариси приводят Ибн Аби Шайба 12/358, Абу Ну"айм в "аль-Хилья" 1/203, аль-Байхакъи в "Шу"аб аль-иман" 7343, и др.
И от Сальмана это сообщение является достоверным, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали его достоверным.
Поэтому любой, кто приравнял кого-то или что-то к Всевышнему Аллаху в любви, страхе, надежде, возвеличивании, жертвоприношении, тот совершил большой ширк, о котором Аллах сказал: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. (Сура ан-Ниса, аят 48)

Второй вид ширка - малый ширк. К числу его проявлений относятся: показуха, клятва не Аллахом, слова: "Захотел Аллах и такой-то".
Махмуд ибн Лабид сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, я опасаюсь больше всего для вас малого ширка». Мы спросили: «Что такое малый ширк,о посланник Аллаха?». Он ответил:«Показуха». Ахмад в Муснаде, (5/428)
У ат-Тирмизи и ибн Хиббана приводится хадис от аль-Уалида ибн аби аль-Уалида, от ‘Усмана ибн Муслима, от ‘Укбата ибн Амир, Шафи’и аль-Асбахи рассказывал, что однажды приехав в Медину он встретил людей, которые собрались вокруг одного человека. «Кто этот человек?» - спросил Шафи’и. «Абу Хурайра!» – ответили ему. Шафи’и перебрался к абу Хурайре и сел напротив него. Когда абу Хурайра закончил говорить, Шафи’и спросил его: «О абу Хурайра! Расскажи мне хадис, который ты узнал и понял!» Абу Хурайра сказал: «Я обязательно сделаю это, я обязательно расскажу тебе хадис, который я слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который я узнал и понял». Затем абу Хурайра начал дрожать, тяжело дышать и всхлипывать. Он пробыл в таком состоянии недолго. После чего его охватило спокойствие. И было видно, что причиной страха перед Всевышним, страх перед тем ужасом, о котором пойдёт речь в хадисе. Затем абу Хурайра очнулся и сказал: «Я обязательно расскажу тебе хадис, который мне рассказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и никого тогда, кроме меня не было, только я и пророк». И опять абу Хурайра начал тяжело дышать, дрожать и всхлипывать. Очнувшись, он протёр своё лицо руками и сказал: «Я обязательно расскажу тебе хадис, который рассказал мне пророк (мир ему и благословение Аллаха), только я и он, и никого с нами не было». И в третий раз абу Хурайра впал в необычное состояние, и очнувшись, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал мне: «В Судный день Аллах соберёт рабов Своих для расчёта. Все люди коленопреклонённые от ужасов этого дня. И первый кого призовут для расчёта – это человек, который учил Коран; второй – обладатель большого состояния; а третий – убитый на пути Аллаха. Скажет Всевышний тому, кто учил и читал Коран: «Скажи! Разве Я тебя не научил тому, что Я ниспослал посланнику Своему?» Тот ответит: «Да, о Господь! Ты научил меня Корану». И скажет Аллах: «А воспользовался ли ты тем, чему Мы тебя научили?» Скажет чтец: «Да. Целые дни и ночи я читал Коран и учил этому других, ради Тебя». Скажет Господь: «Ты лжёшь». Скажут ангелы: «Ты лжёшь! Ты учил Коран, чтобы люди сказали: «Чтец». Затем приведут обладателя большого состояния. Скажет ему Аллах: «Разве не Я дал тебе всё это?» Тот ответит: «Да, о Господь» , «А что ты сделал взамен?» Скажет человек: «Я давал милостыню нуждающемуся, помогал ради Тебя». Скажет Аллах: «Ты лжёшь!» Скажут ангелы: «Ты лжёшь! Ты хотел, чтобы люди сказали, что ты щедрый». Затем приведут убитого на пути Аллаха и спросит его Всевышний: «Почему ты был убит?» Скажет воин: «Мне было приказано воевать на пути Твоём, и воевал ради Тебя пока меня не убили». Скажет Господь: «Ты лжёшь!». Скажут ангелы: «Ты лжёшь! Ты воевал, чтобы люди сказали про тебя: «Герой». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ударил по коленям абу Хурайру и сказал: «О абу Хурайра! Эти трое первые создания Аллаха, которые зайдут в огонь. Эти трое, те, кто занимался показухой, они первые зайдут в огонь».
Кутейла рассказывал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел один иудей и сказал: “Вы приобщаете сотоварищей к Аллаху, когда говорите: “Так пожелали Аллах и ты!” и когда говорите: “Клянусь Каабой!” Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел, чтобы при принесении клятв, люди говорили: “Клянусь Господом Каабы!” и чтобы они говорили: “Так пожелал Аллах, а затем ты”». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным, Ахмад 6/371 и 372, ан-Насаи 7/6.
Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху». Ахмад 2/69, 87 и 125, ат-Тирмизи (1535).
И прежде чем закончить беседу, напомним о тех наградах, которыми будет обрадован единобожник.

4 - Превосходство тех, которые исповедуют истинное Единобожие.
Приводят имам аль-Бухари и Муслим от Убады ибн Саммита, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто засвидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад раб Его и посланник, и Иса - раб Аллаха и посланник Его. И слово к Марьям и дух от Него. И что Рай - истина, и Ад - истина, того Аллах заведет в Рай по тому, что было с ним из дел". Или как в другой версии: "Будет пред ним восемь дверей Рая, и Аллах заведет его через ту, которую он пожелает". Муслим, 28.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Воистину, Аллах запретил касаться Огню того, кто засвидетельствовал о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, желая лика Господа своего". Бухари, 5401.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «В день Воскрешения перед всеми творениями призовут одного человека из моей общины, и будут развернуты перед ним девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлет взор. Затем его спросят: «Отрицаешь ли ты что-либо из этого? Поступили ли с тобой несправедливо два писца (ангелы)?» Он ответит: «Нет, о Господь!» Его спросят: «А есть ли у тебя оправдание или благое дело?» Этот человек растеряется и скажет: «Нет, о Господь!» Тогда ему скажут: «Есть! У нас есть одно твое благое дело, и с тобой сегодня не поступят несправедливо!» Тогда ему преподнесут листок со словами «Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах уа анна Мухаммадан ‘абдуху уарасюлюх». Тогда он скажет: «О Господь! Что весит этот листок в сравнении с этими книгами?!» Ему скажут: «Сегодня с тобой не будут несправедливы». Тогда поместят книги на одну чашу весов, а листок - на другую, и легкими окажутся книги, а листок - тяжелым. И не может быть ничего тяжелым рядом с именем Аллаха!» ат-Тирмизи 2639, Ибн Маджах 4300, Ахмад 4/213, аль-Хаким 1/5. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Мир и благословение Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Абу Яхья - Что такое Ширк
Чтение книги «Маса"илиль-джахилийа» Шейхуль-Исляма Мухаммада ибн "Абдуль-Уаххаба (да помилует его Аллах) с разъяснениями шейха Салих ибн Фаузан ибн "АбдиЛлях аль-Фаузана (да хранит его Аллах) и шейха Салих ибн "Абд аль-"Азиз Али Шейха (да хранит его Аллах).

ТАБЛИЦА ШИРКА

ШИРК

Приравнивание творений к Аллаху в том, чего достоин только Аллах, включая:
1) Его Господство;
2) Его Божественность;
3) Его Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты.

БОЛЬШОЙ ШИРК

1) Выводит из Ислама;
2) Вводит человека в Ад навечно;
3) Сводит на нет все деяния человека;
4) Не прощается Аллахом, если умрет без покаяния;
5) За ним не совершается погребальный намаз, и он не хоронится на мусульманском кладбище;
6) Человек совершающий большой ширк не имеет права на любовь и дружбу мусульман, они отрекаются от него, пока он не откажется от этого деяния.

1. В МОЛЬБЕ
Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (40:60)
- этот вид ширка заключается в обращении с мольбой или другими видами поклонения не к Аллаху.

2. В НАМЕРЕНИЯХ И УСТРЕМЛЕНИЯХ
«Те, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» . (11:15-16)
- этот вид ширка заключается в совершении праведных деяний всецело ради показухи и мирских благ, а не ради Аллаха.

3. В ПОВИНОВЕНИИ
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!». (9:31)
- этот вид ширка заключается в том, что человек признает чье-либо право делать дозволенным, то что запретил Аллах, или делать запретным, что Аллах дозволил. При этом человек не просто подчиняется кому-либо в совершении греха, но и убежден сердцем в дозволенности этого и в праве того, кому он подчиняется на изменение установлений Аллаха.

4. В ЛЮБВИ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения» . (2:165)
- этот вид ширка заключается в том, что человек любит кого-либо так, как надлежит любить Аллаха, или даже больше этого.

МАЛЫЙ ШИРК

1) Не выводит из Ислама;
2) Не вводит человека в Ад навечно;
3) Сводит на нет то деяние человека в котором оно присутствует;
4) Если человек умрет, Аллах может простить, может подвергнуть временному наказанию в Аду;
5) За ним совершается погребальный намаз, и он хоронится на мусульманском кладбище;
6) Мусульманин не отрекается от человека совершающего малый ширк полностью, не испытывая полную любовь к нему. Он любит его за его Ислам, но ненавидит его за его грех.

ЯВНЫЙ ШИРК

в словах
Фразы типа:
«Если бы не Аллах и ты...»,
«У меня есть только Аллах и ты...»,
«Что пожелает Аллах и ты...»

и т.п.

в делах
Колечки, веревочки для отведения бед.

2. СКРЫТЫЙ ШИРК
- Совершение некоторых религиозных деяний на показ.
- Совершение некоторых религиозных деяний ради мирских интересов.

Вопрос #26288: Прощает ли Аллах ширк?

Как можно объяснить разницу в аятах: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех.» (4:48) и «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (20:82). Есть ли противоречие?

Вся хвала Аллаху.
В этих аятах нет противоречий. Первый аят говорит о тех, кто уже умер с ширком, без покаяния в этом. Он не будет прощен, и его наказанием будет Ад, как Аллах сказал (перевод смысла): «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания.» (5:72) «Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали.» (6:88). И подобных аятов много.
Второй аят - «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (20:82) относится к тем кто покаялся. Также Аллах говорит: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный».(39:53). Ученые согласны, что эти аяты относятся к тем, то покаялся.
И Аллах источник сил.

Маджму Фатава ва Магаалат Мутанаввиах ли Самаахат ал Шейх ибн Баз, 4:419

Жертвоприношение не Аллаху

Сказал Салих Али аш-Шейха رحمه الله :

Есть 4 положения:

Человек приносит жертву с Именем Аллаха ради Аллаха.Это муввахид.
Человек приносит жертву с Именем Аллаха,но не ради Аллаха.Это ширк в улюгийи.
Человек приносит жертву не с Именем Аллаха и не ради Аллаха.Это двойной ширк.
Человек приносит жертву не с Именем Аллаха,но ради Аллаха.Это ширк в раббубийи.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «И если кто-то зарезал не с именем Аллаха, или для кого либо, помимо Аллаха, то это запрещено есть, и он становится кафиром по причине этого» «Иктида’у сыраталь мустакым», 131\

Дуа не к Аллаху

Также сказал Посланник Аллаха: “Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне.”(Передал Бухари 4137)

Также передано в двух Сахихах, что спросили Посланника Аллаха, какой грех тяжелее всего, и он сказал: “Делать наряду с Аллахом объект для взывания, в то время как Он тебя сотворил.” (Бухари 417, Мусли 124 и другие)

Амулеты

Ученые постоянного комитета сказали:

«Ученые согласны, что харам носить амулеты, если они сделаны из чего либо иного чем Коран, но они разногласят относительно тех, что сделаны из Корана. Некоторые сказали, что это разрешено носить, некоторые сказали, что нельзя. То что это не разрешено более правильно, из-за общего смысла хадиса, и для предотвращения того, что ведет к ширку.» Фатава аль Лажна аль Даима, 1:212

Скрытый страх

Это страх перед могилой или покоящимся в ней, или идолом, или святым и т.д. И причина его - опасение, что они наведут беду, недуг, бедность, несчастье или смерть и тому подобное, когда пожелают.
Сказал Всевышний, приказывая своим рабам испытывать подобный страх только перед Ним:
«Это всего лишь шайтáн пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (áли ‘Имран, 175).
И сказал Всевышний: «Не бойтесь же людей» (аль-Мáъида,44).
И сказал Он: «…и только Меня бойтесь!» (ан – Нахль, 51).
Написано в «Ат-Тайсире»: «Кто придал Аллаху сотоварища, боясь его подобным видом страха, тот совершает ширк»

Клятва не Аллахом

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, Аллах Всевышний запрещает вам клясться вашими предками, а тот, кто (хочет) поклясться, пусть клянётся Аллахом или молчит. (Аль-Бухари; Муслим)
Словами, относящимися к малому многобожию, могут быть клятвы человека, который клянется не Аллахом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и многобожие" (Этот хадис передал ат-Тирмизи).

Сказал имам Ибн Кудама: "Не разрешено устраивать места поклонения на могилах, поскольку Пророк сказал: "Проклял Аллах иудеев и христиан, взяли они могилы своих Пророков мечетями – остерегайтесь же того, что они сделали!". И также потому, что выделение могил молитвой около них – уподобление возвеличиванию идолов суджудом у них, и приближением к ним, и передано нам, что началом поклонения идолам было возвеличивание мертвых, посредством создания их изображений, и протирания об них, и молитвы у них". См. "Аль-Мугни", 2-388

Сказал имам Ибн Абдуль Хади: "Основа ширка и поклонения идолам в предыдущих Уммах – впадение в фитну посредством могил и их возвеличивания" см. "Ас-Сарим аль-мунки", 1-309

МНОГОБОЖИЕ

Подготовил: Наиль абу Салих

Проверено руководством сайта "К Исламу"

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

Существует ли дело, которое Аллах не прощает без покаяния?
Существует ли дело, из-за которого Рай становится запретным для того, кто его совершает?
Существует ли дело, которое навечно заводит в огонь того, кто его совершает?
Существует ли дело, которое превращает в пыль все хорошие дела?
Существует ли дело, которым человек оскорбляет Аллаха Господа Миров?
Да, существует! И это - уподобление созданий Создателю или придавать Аллаху сотоварищей (ширк). Это то, что совершают многие мусульмане в наше время.
Ширк - самый большой грех.

1 - Опасность ширка.
Воистину, ширк - самая большая несправедливость, самая нижайшая точка невежества, поэтому все посланники и пророки начинали свой призыв с истинного единобожия. А истинное единобожие - это то, что противоречит ширку. И ничто они не порицали так, как они порицали ширк. Ибо самые большие угрозы, которые мы можем найти в Коране или в Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - это угрозы в отношении тех, которые совершают ширк. Аллах говорит в Своей