Основные категории морали. Мораль и её категории К основным категориям морали относятся

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро - главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Мораль как форма общественного сознания. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности.

Мораль - такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль, сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, понять его внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законно и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающие моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни.

Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и т.д.)

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категории морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось, несомненны, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианской.



Рассмотрим основные категории морали .

Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и зло проявляются как нормативно – оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относится мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни вязаны с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности, долженствованием, отношением к человеку как цели. К проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотрено главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяние за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная субъективная цель деятельности человека». В.И.Даль определяет счастье как отсутствие несчастья, или жизнь без горя.

Совесть – способность человека, критически оценивать себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга, феноменологическими проявлениями совести является внутренний эмоциональный дискомфорт, чувство вины и раскаяние.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение – необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Честь (по В.И.Далю) есть внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг. Понимание чести, как отмечает С.И. Попов, определяется положением человека в конкретной социальной среде; поэтому нет единого равнозначного для всех кодекса чести. Социально-групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести.

Рассмотренные науки выше понятия морали составляют важнейшую часть науки этики. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Этик включает в себя помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику, теорию нравственного воспитания, а также методологические проблемы профессиональной этики.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов, врачей, инженеров и т.

Профессиональна этик есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к совокупному профессиональному долг, а посредством его– к людям, с которыми он связан в сил характера своей профессии,и, в конечном счете, к обществу в целом.

Люди разных профессий трудятся с не совсем одинаковых практических, конкретно-социальных условиях. У одних профессий совершенно отсутствует живой объект труда, у других он есть и к тому же различен (больные – у медицинских работников, ученики у педагогов, клиенты у юристов). Не совсем одинаково складывается внутри определенных профессий и отношение к сотоварищам по труду. Таки образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов.

В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с понятием моральных норм, аморального поведения. Как правило, действия против морали осуждаются со стороны общества. Узнаем, что такое мораль, и какие особенности она имеет как один из регуляторов общественной жизни.

Понятие

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

В связи с этим возникает вопрос, существует ли какая-то система негласных правил, единая для всего общества? В качестве такой системы выступает мораль.

Мораль - это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права.

Возникновение морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

  • Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще.
  • Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.
  • Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.

Признаки моральных норм

  • устойчивость

Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • изменчивость

Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.

  • добро;
  • долг;
  • справедливость;
  • достоинство.

Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей - показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг - это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Создавая семью, человек ощущает свою ответственность перед ней. Несмотря на то, что по закону родители обязаны заботиться о детях до достижения ими совершеннолетия, но на деле они продолжают это делать и далее, выполняя свой родительский долг.

Всего получено оценок: 206.

Добро - одна из важнейших категории этики. Вместе со своей противоположностью – злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятие "добро" люди вкладывают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают всœе происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. Учитывая зависимость оттого, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - добродеяния {благодеяние), добродетели, справедливости и др.

Добродетель - понятие, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств, присущих личности (группе лиц, обществу), указывая на их моральную ценность. Противоположностью добродетели является понятие порока. Понятие "добродетель" подчеркивает роль отдельного человека как активного носителя какой-либо нравственности. По этой причине представление о добродетели играло особенно важную роль в моральном сознании античного и средневекового общества, когда, выделившаяся из первобытного коллектива личность смогла стать олицетворением общественной морали, но еще широко было распространено убеждение, что моральные качества коренятся в естественных склонностях человека (хотя и бывают благоприобретенными), обусловлены личной психикой людей. Понимание содержания добродетели исторически менялось. В Древней Греции представление о добродетели связывалось прежде всœего с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, что нашло классическое выражение в учении Платона.

Моральный долг - это общественная крайне важно сть, выраженная в нравственных требованиях к определœенной личности. Он представляет собой превращение всœеобщих нравственных требований в личную задачу каждого человека. Моральный долг представляет собой сферу нравственного творческого деяния личности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находит свое отражение в нравственном выборе личности.

Иными словами, это превращение требования нравственностиʼʼ в равной мере относящегося ко всœем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. В случае если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то долг - это отношение личности к обществу . Личность выступает здесь как активный носитель определœенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность , самосознание, совесть, мотив. Общие нравственные требования способно вырабатывать лишь общество в целом на базе коллективного опыта масс. Задача же решения моральной проблемы применительно к какой-либо конкретной ситуации в основном возлагается на того, кто эти требования выполняет, то есть на каждого члена общества. С одной стороны, каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга, и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, в случае если он понял свой долг неправильно. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, в связи с этим общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно данный человек понял свой долг, Но границы ответственности общества и личности в данном отношении исторически конкретны; мера личной ответственности постоянно возрастает.

Моральный выбор - это акт моральной деятельности человека, выражающийся в сознательном предпочтении определœенной системы ценностей, линии его поведения или конкретного варианта "поступка, В процессе морального выбора человек должен самостоятельно принять решение и обеспечить его реализацию. Это - выражение моральной свободы личности.

Моральный выбор предшествует принятию решения предопределяя содержание будущего практического действия Наличие морального выбора -отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Выражается в оказании предпочтения одному из возможных поступков в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма) или нее вступают в противоречие различные моральные требования (к примеру, когда выполнение. обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т.п.). Такие ситуации возникают в моральной деятельности человека в результате существования противоречий в социальной жизни.

Моральный выбор реализуется по внутреннему убеждению, на базе Совести, а не просто следуя указаниям других. Общественное мнение осуждает стремление избежать личной ответственности, попытки оправдать свои проступки ссылками на чей-либо авторитет, на официальное распоряжение, принуждение окружающих или на то, что ʼʼтак поступают другие". В то же время само личное убеждение, являющееся основой того или иного выбора, должно соответствовать общим требованиям нравственности.

Моральный идеал. Основу морального выбора составляет наличие нормативных образцов поведения в обществе как выражение идеального (полного) соответствия поведения (поступка) требованиям общества. Моральный идеал - это предъявление со стороны общества (других людей) требования к личности в виде образца нормативного поведения нравственно совершенной личности, представление о человеке, воплощающем в себе наиболее высокие моральные качества (добродетели).

В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повсœедневных жизненных ситуациях, моральный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Моральный идеал - это выражение соотношения между должным (как должно быть) и сущим (как складываются обстоятельства) поступком, К примеру, убийство - аморально, но убийство во имя свободы и справедливости (в ходе военных действий) - нравственно.

Впервые моральный идеал приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда образ морально совершенной личности - Иисуса Христа͵ человека-бога, противопоставляется несовершенству в порочности "простых смертных"

4) Нравственная миссия христианства. Главное отличие восточного христианства (православия) от западного состоит в пренебрежении посюсторонним воздаянием (в виде материальных благ) в пользу посмертных. Соответственно и достижение материальных благ отходит на второй план, а главной задачей земной жизни человека становится преображение человеческой природы через обожение, что и отражено в понятии "духовность". Именно совершение сверхчеловеческих подвигов самоотречения, приобретение сверхчеловеческих способностей и встреча с Богом лицом к лицу есть вариант решения православием вопроса о воздаянии при жизни, остро стоящего перед западным христианством: если ты стремишься к неземным благам, то не должен жаловаться, что лишен земных; если же ты стремишься к земным благам, то лишен их справедливо.

В случае если католическая догматика ставит между человеком и Богом категорию благодати , то православие, напротив, понимает благодать как непосредственное раскрытие божеского в человеческом. По отношению к Богу, утверждал русский религиозный философ С. Франк, человек не раб, но сотрудник, ибо творческое преображение духовного мира человека возможно только на этом пути.

Основу православного вероисповедания образует альтернативный указанному принципу индивидуализма, вере в индивидуальное отношение Бога к каждому человеку. Принцип соборности, под которым принято понимать отказ личности от своей самоценности и сознательное подчинœение религиозной общинœе, вере. Такая вера не разъединяет, а соединяет людей, направляет их в сторону нравственно-практической жизни . Общая нравственность выступает основой понимания достижения справедливости. Идеолог соборности С. Трубецкой - русский религиозный философ - выдвинул положение о соборной природе русского сознания. Его известная формула гласит: мы, люди, во всœех актах (теоретического и морального характера) "держим внутри себя сбор со всœеми другими". Соборность, таким образом, предполагая нравственную общность коллектива, подчинœение интересам церкви и религии, делает эту нравственную общность основой, опорой индивидуальных действий.

5) Функции религии в обществе. Все религии в какой-либо степени связаны с духовной жизнью общества в целом: с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти), и с регуляцией повсœедневного поведения. По этой причине религия выполняет в обществе ряд функций. Основные из них таковы: 1) Мировоззренческая функция - религия объясняет мир, дает ему оценку, придает смысл; 2) Интегрирующая функция - религия формирует духовное единство людей на базе общности идеалов, ценностей и норм; 3) Коммуникативная функция - религия обеспечивает общение людей в процессе религиозной деятельности; 4) Регулятивная функция - религия задает правила и образцы, а также направление деятельности людей, с помощью ценностей, установок, мнений, традиций, институтов осуществляет управление этой деятельностью; 5) Культурно-транслирующая функция - религия осуществляет передачу накопленного наследия от одного поколения к другому; 6) Компенсаторная функция - религия восполняет ограниченность, бессилие, неудовлетворенность людей своим бытием, утешает, снимает стресс.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, размышляя о роли религии и церкви в жизни россиян сегодня, ответил на вопросы журнала ʼʼПрофильʼʼ. Приводим некоторые его высказывания как информацию к размышлению.

Вопрос: Кому проще в повсœедневной жизни (обряды, требования) - католи­кам, православным, протестантам?

Ответ: Католическая Цер­ковь, особенно во второй половинœе про­шлого века, пошла по пути приспособле­ния к доминирующим в обществе настро­ениям. Я не считаю, что это правильный путь. Когда религиозная община начинает делать уступки мирскому культу комфор­та͵ оправданию греха, люди покидают ее. Мы это знаем по примерам некоторых протестантских церквей на Западе, в кото­рых говорят своим прихожанам: ʼʼДелайте, что вам нравится, мы одобрим!ʼʼ К сожале­нию, и Католическая Церковь в Западной Европе несет тяжелые потери: наблюдает­ся катастрофическое оскудение кадров ду­ховенства, отток людей в другие религиоз­ные течения. Наверное, в бытовом смысле быть католиком проще, но так ли это хо­рошо для Церкви и самих людей?

Вопрос : А разве в плане привлечения умов и новых верующих не стоило бы пойти на какие-либо уступки?

Ответ : Как раз нет! Люди приходят в храм не для того, чтобы развлечься. Люди, уставшие от греха, духовной пустоты и безысходности, хотят изменить свою жизнь, а не выпить кофе и послушать ʼʼмузычкуʼʼ. Из такой церкви люди уходят.

Вопрос : Вам не кажется, что сегодня в Рос­сии религиозность насаждается примерно аналогично тому, как когда-то атеизм? Что для мно­гих вера - извините, просто мода?

Ответ : Мода на религию в России, я счи­таю, тоже прошла. Она началась в начале 1990-х годов, когда попсовые певицы на­девали на себя огромные кресты и чуть ли не купола на голову, когда некоторые, уж извините, журналисты, коверкая церков­ные слова, болтали о чем-то ʼʼдухов­номʼʼ. Лет пять назад началось широкое и серьезное религиозное возрождение. Уди­вительная вещь: в московских храмах по выходным дням ʼʼбабушкиʼʼ стали мень­шинством. До середины 1990-х они со­ставляли около 90% прихожан. Я слу­жил в первое воскресенье великого поста͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть Неделœей торжества Православия. У меня было 70 причастни­ков, из них старушек - 14 человек. В сре­ду, в будний день, когда работающих, детей в храмах немного, пожилых женщин всœе-таки было чуть меньше половины. Студенческого возраста молодежи мало, но есть огромное количество семей с детьми и людей среднего возраста͵ причем они ходят в храм осознанно и серьезно . Так возрождение не является поголовным, но число людей, которые реально обращаются к вере, довольно высоко.

ВНИМАНИЕ

Общая тема: ʼʼПравославный взгляд молодежи на мораль, нравственность и патриотизмʼʼ Задание: написать эссе -1- 2 страницы текста А-4.

Примечания: Собственную тему можно переформулировать из общей или выбрать из предлагаемых преподавателœем

  1. Нравственные и правовые нормы жизни современного молодого человека в России.
  2. Обращение к православной вере как путь социальной реабилитации в пенитенциарных заведения России.
  3. Подростковый суицид: проблемы морального выбора в трудных жизненных ситуациях
  4. Преступления против морали: истоки вандализма на мусульманских и православных кладбищах.
  5. Место и роль религиозной и светской морали в жизни современного молодого человека и гражданина
  6. Молодой патриот России: моральный долг как степень нравственной ответственности личности перед Богом и людьми
  7. Борьба государства и православной церкви против вовлечения молодежи в тоталитарные секты (Белое Братство и пр.)
  8. Моральный выбор в структуре современных жизненных стратегий в жизни верующих и атеистов
  9. Симптомы современного нравственного кризиса: скинхеды как угроза нравственному здоровью нации
  10. Православные святые (к примеру, Серафим Саровский) как нравственные образцы для подражания в личной и общественной жизни современной молодежи
  11. Борьба добра и зла как нравственная проблема и ее значение для современных молодых людей.
  12. Моральный идеал современного молодого человека

Задание: написать эссе -1- 2 страницы текста А-4. Всем сделавшим работу дома сдать тексты эссе 27 ноября вторник на 13 учебной неделœе - ЭТО ВМЕСТО АУДИТОРНОЙ ЛЕКЦИИ. Всем же тем, кто НЕ нашел время для написания эссе дома, предоставляется такая возможность в лекционное время с 15.20 до 17.00 (пока я буду проверять представленные работы).

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема: Сущность и происхождение морали. Основные категории

морали

Выполнил(а): студент(ка)

Экономического факультета

  1. Мораль.
  2. Роль морали в жизни человека.
  3. Прогресс морали.
  4. Мораль и приличия.

Это слово пришло из Франции, а во Францию - из Древнего Рима, но понятие о морали, т.е. о правилах поведения человека среди других людей, существовало задолго до того, как появилось это слово. Пояснение в словаре В.Даля: «правила для воли, совести». Но можно сказать еще проще: мораль - это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Правда, надо уточнить: когда и кем признано… Нравы общества и понятие о нравственном поведении, мораль формируются в конкретных исторических условиях.

Скажем так: наша современная мораль предполагает, что к детям надо относится бережно, ласково, а уж тем более - к детям больным или имеющим какой-нибудь физический недостаток. Позорно, просто подло сказать “хромой” мальчику, который хромает, или “очкарик” тому, кто вынужден носить очки. Это общепризнано. В транспортной толкучке даже пожилой человек, как бы он ни устал, уступит место больному ребенку. Таковы нравы сегодняшнего общества, таковы моральные нормы (то есть, проявляя заботу о больном ребенке, человек не совершает какой-то исключительный по доброте поступок, а ведет себя нормально, естественно, как должно). Но всегда ли эти нормы были таковыми? Нет. Например, согласно закону Ликурга, по которому древняя Спарта жила не одно столетие, дети подвергались специальному осмотру, и, если у ребенка обнаруживался физический недостаток, который мешал впоследствии стать полноценным воином, его убивали, сбрасывая в Апофеты - глубокую расщелину в горах Тайгета.

По книгам и фильмам мы знаем о подвиге царя Леонида и предводимых им 300 спартанцев, которые все до единого погибли, преграждая дорогу захватчикам-персам возле Фермопил. Благодарные потомки увековечили их подвиг в мраморе, начертав на нем, что воины погибли, «честно исполнив закон». Но тот же закон разрешал убивать детей, не считая это чем-то зазорным.

Еще пример.

Застрелить человека - преступление, убийство. Но в годы войны снайпер не только стреляет по врагу, но и ведет счет погибшим от его руки. В этой ситуации один человек (снайпер) как бы выносит другому человеку (солдату-врагу) приговор и сам приводит его в исполнение. Мораль войны разрешает ему выступать в роли обвинителя, судьи и исполнителя приговора, что совершенно невозможно в условиях мирного времени. Здесь действуют другие нормы отношений между людьми. Приговор преступнику может вынести только суд, а любой самосуд, каким бы справедливым ни был, наказуем.

Молодогвардейцы в чрезвычайных условиях войны и оккупации по заслугам вынесли приговор и казнили полицая Игната Фомина. Но, допустим, предатель Фомин избежал возмездия, и спустя годы молодогвардеец Радик Юркин встречает его на улице и опознает. Ударить негодяя - и то нельзя: меру наказания определяет только народный суд.

Следовательно, общественная мораль, нравственные нормы конкретно-исторически обусловлены: война может «разрешить» человеку то, что мир категорически воспрещает.

Однако мораль - не только конкретно-историческое понятие, но и классовое. Кто такой Герцен? С нашей точки зрения, революционный демократ, издатель «Колокола», борец против самодержавия. А с точки зрения российского царя, правящих классов царской России, с точки зрения обывателя? Реакционный журналист Катков во всеуслышанье называл Герцена отщепенцем и предателем. Как видим, мораль Каткова и мораль Герцена, двух современников и соотечественников, вовсе не одинакова.

С токи зрения официальной морали, русский офицер Андрей Потебня, друг и единомышленник Герцена, с оружием в руках перешедший на сторону польских повстанцев и сражавшийся против царских карателей, совершил тягчайшее преступление - нарушил присягу и предал отечество. С точки зрения подлинных патриотов России, чей голос в 1863 году был едва-едва слышен и только через десятилетия зазвучал в полную силу, Потебня совершил гражданский подвиг во имя спасения чести России. Сейчас его могила в окрестностях Кракова бережно охраняется поляками - так же бережно, как и могилы советских воинов, погибших в борьбе за освобождение Польши от фашистского ига, - и каждый русский человек, стоя подле нее, поклонится памяти этого русского патриота, павшего от пули… Чьей пули? Пули русского солдата, который считал себя, надо полагать, защитником «царя, веры и отечества» (а иначе бы не стрелял в повстанцев)…

Мораль на словах и мораль на деле - вовсе не одно и то же.

Наглядный урок злоключений морали преподает история фашизма. В книге и фильме «Семнадцать мгновений весны» запоминаются характеристики из личных дел эсесовцев: хороший семьянин, спортсмен, с товарищами по работе ровен, порочащихсвязей не имеет…

Конечно же, ни один фашист не сказал о себе: я негодяй, я палач, я аморален. Формируя идеологию и мораль «третьего рейха», нацисты пытались создать иллюзию подражания жестоким и суровым нравам Древнего Рима, который виделся им «первым рейхом». И камуфляж действовал. Выбрасывая руку в фашистском приветствии, гитлеровцы копировали знаменитый жест Юлия Цезаря; символика их знамен, орденов, военных эмблем призывала воскресить в памяти времена римских легионов, по-хозяйски попирающих чужие земли, возрождение варварства окутывалось высокопарными фразами. Но сама природа и логика изуверского строя окарикатуривала нравы и мораль нацистов, порождала чудовищную, во все поры общества проникающую безнравственность, аморальность.

А ведь наша жизнь состоит из «данных конкретных» случаев. О, если бы мораль высчитывалась как «дважды два - четыре»! Но нет: правила нравственного поведения каждый человек вырабатывает самостоятельно, еще и лично для себя.

2. РОЛЬМОРАЛИВЖИЗНИЧЕЛОВЕКАИОБЩЕСТВА

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль ставит оценки . Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

Мораль регулирует деятельность людей . Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Ноне должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

Человек - не раб обстоятельств . Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Внутренние духовные убеждения личности . Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, нои под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

Воспитательная роль морали . Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

У морали есть свое особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды воспитания - умственное, физическое, эстетическое - и является для них самым высоким ориентиром: выдвигает перед ними моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и ее особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию - способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, - вполне нормальное явление. Правда, когда человек делает это за счет попрания интересов других людей - это уже аморальность. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу.

3. ПРОГРЕССМОРАЛИ

Существует два взгляда на мораль - научный и религиозный. Точнее, под первым из них обычно подразумевают воззрения науки «строгой», материалистической. Она базируется на постулате, что нравственность развивается вместе с человеческой природой и обществом. Как правило, такое развитие понимается как прогрессивное, поступательное, от низшего, к высшему.

Первыми о прогрессе морали заговорили деятели Просвещения, создавшие саму теорию прогресса. Они считали, что повышение образованности общества, научные достижения будут содействовать улучшению нравов. Средневековая мораль не устраивала просветителей: им казалось, что она полна фанатизма и предрассудков. Впрочем, новую мораль они представляли себе по-разному. Для Мари Франсуа Вольтера (1694-1778) или Шарля Луи де Монтескье (1689-1755) эта нравственность мало отличалась от традиционной. Человека нужно освободить от предрассудков - но не настолько, чтобы он потерял прежние представления о добре и зле в целом, о законе и приличиях.

Иначе думал французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778): подлинно непорочен человек, вернувшийся «назад, к природе», отказавшийся от навязанных ему извне законов и норм приличия. Для такого человека нет никаких правил - он просто удовлетворяет необходимые потребности, не задумываясь о благе и зле. Другой известный просветитель, Дени Дидро (1713 - 1784), не сомневался в том, что следует обязательно ограничить просвещенным законом стихию человеческих чувств. Но при этом закону и новым нормам поведения полагается быть непременно просвещенными, свободными от предрассудков и ложного стыда. Они, по Дидро, не должны препятствовать естественным желаниям человека.

Идеи Руссо и Дидро пользовались популярностью у французских просветителей, а позже - у революционеров. Именно эти идеи взяли на вооружение якобинцы, начавшие строить новое общество в ходе Великой Французской революции конца ХVIIIв. Они мечтали о братстве всех людей -в действительности же развязали жестокий террор. Якобинские вожди оправдывали его тем, что время братской морали еще не пришло и ради будущего, во благо революции поканужно пренебречь любой моралью. Так впервые был сформулирован принцип революционной морали. Страшный след оставила революционная мораль в истории России после прихода к власти большевиков в 1917г.

4. МОРАЛЬИПРИЛИЧИЯ

Наряду с моральными представлениями, общими для разных народов, существует огромное количество правил приличия. И вот здесь различия столь велики, что могут оказаться непреодолимыми. Сфера приличий охватывает всю жизнь человека, вплоть до мелочей. Приличия самым непосредственным образом затрагивают, в частности, манеру одеваться, вести себя за столом, общаться с людьми младше или старше себя по возрасту и положению. Под воздействием тех или иных внешних причин приличия и меняются чаще всего первыми. В глубокие слои морали изменениям проникнуть не так легко.

Некоторые правила приличия можно рассматривать как необходимую принадлежность морали. Например, уважительное отношение к старшим. В одной из библейских «Десяти заповедей» говорится: «Почитай отца своего и мать свою». Конкретные формы почтения к родителям и вообще к старшим по возрасту различны в разных культурах. Где-то, при появлении старших встают, где-то кланяются или преклоняют колени. В одних культурах слово старшего - непреложный закон. Другие допускают возможность выслушать - даже родительскую волю - со смирением, почтением и тем не менее поступить иначе. До последнего времени почитание старших не оспаривалось почти никем. Расходясь в деталях, данное приличие, по существу, относится к общим.

Но некоторых, пусть и основополагающих, правил приличия это не касается. Например, европейская христианская культура с ее преимущественным вниманием к духу отвергла характерное для античности преклонение перед красотой человеческого тела. Более того, в традиционной европейской культуре считается постыдным выставлять обнаженное тело напоказ, а отношения между мужчиной и женщиной окружены некой завесой тайны. Напротив, у первобытных народов они совершенно открыты - вызывающе открыты, на взгляд европейца.Здесь нет античного преклонения перед физической красотой - но нет и желания скрыть тело от посторонних глаз. Схожий же с античным подход находят в развитых культурах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: Индии, отчасти Китая и Японии. А в исламском мире женщине неприлично демонстрировать любому мужчине, кроме мужа, отца и брата, даже лицо.

Ряд частных приличий имеет религиозное содержание. Так, в христианстве Новый Завет предписывает женщине покрывать голову в храме, мужчинам же - обнажать ее. Делается это в знак почтения к ангелам, которые, по христианскому вероучению, незримо присутствуют на службе в церкви. Несомненно, для верующего человека данное правило не менее важно, чем для любого благонамеренного гражданина быть прилично одетым на официальном приеме. И все же развитые религии не склонны придавать первостепенное значение частным приличиям, поскольку правила подобного рода формируются временем и средой, они свои у каждого народа, у каждого общественного слоя.

Бывали, конечно, и исключения. Например, во Флоренции конца ХV в. и Женеве ХVI в местные религиозные лидеры объявляли не просто неприличным, но даже греховным увлечение музыкой, театром, живописью. Грешников ждало наказание за пение, яркие одежды, громкий смех. Правда, эти нововведения у большинства образованных христиан того времени вызывали неприязнь и насмешки, потому что отражали не истины веры, а воззрения того слоя, к которому взывали реформаторы, - невежественных и чуждых высокого искусства тружеников из средневековых городов Запада.

Часто правила приличия вообще трудно как-либо связать с моральными принципами или тем более с религией. Сколь бы неприличным не казалось нарушение подобных правил, оно не будет считаться ни преступным, ни греховным. Такие правила наиболее ограничены в применении и не могут иметь вечной ценности. Например, во многих странах, где не знают вилки, странным выглядит европейско-американское правило класть при накрывании стола вилку слева, а нож и ложку справа от тарелки. Мужская одежда типа фрака, пиджака или смокинга появилась в ХIХ в. Тогда же она стала единственно возможной в «приличном» обществе, будь то на государственном торжестве, на свадьбе или просто на солидной работе. Сейчас же эта обязательная униформа «серьезного мужчины» постепенно уходит в прошлое.

Немало правил приличия кажутся временными и наносными. Но мелочи иногда становятся самыми важными. Захотят ли народы отказаться от своих традиций в пользу новых ценностей? А может быть принятие общей морали вовсе не означает «причесывания всех под одну гребенку» и разница в мелочах сохранится?