О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Плач пресвятой богородицы текст Молитва плач пресвятой богородицы

Икос :

Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, / последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: / камо идеши, Чадо? / Чесо ради скорое течение совершаеши? / Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, / и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? / Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? / Даждь Ми слово, Слове, / не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: / Ты бо еси Сын и Мой.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

В Великую Пятницу

(Плач Пресвятыя Богородицы при кресте ).

Кондак, глас 8-й

Приидите все, воспоем Распятаго за нас; ибо Мария видела Его на древе, и говорила: «Хотя Ты терпишь и крест, но Ты Сын и мой».

Икосы:

1) (Τ όν ἴδιον ) Агница – Мария, видя Своего Агнца ведомаго на заклание, следовала (за Ним) рыдая, вместе с другими женами так вопия: «Куда Ты идешь Чадо? Для чего Ты совершаешь скорое Свое течение? Не другой ли теперь брак в Кане, не туда ли и Ты теперь спешишь, чтобы для них сделать из воды вино? Не идти ли Мне с тобою. Чадо, – или лучше Я тебя пожду? Дай мне слово, Слове,-не пройди мимо Меня молча, Ты, сохранивший Меня чистою, Сыне и Боже Мой.»

2) (Όυκ ἢλπιζον ) «Не помышляла Я, Чадо (Мое), увидеть Тебя в таком (поразительно-горестном положении); никогда не верила, чтобы видеть Мне (этих) неистовых беззаконников, неправедно простирающих на Тебя руки (свои). Ибо еще (теперь) дети их восклицают: „Осанна! Благословен! Ибо устланный ваиями путь доселе всем показывает (оказанное) Тебе прославление (даже) от (самых) нечестивцев. И от чего произошло (совершенное другое), гораздо худшее! Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, – как пригвождается ко кресту Сын и Бог Мой».

3) (’Υπάγεις ) «Идешь Ты, утроба Моя , на неправедное убийство, и никто Тебе не соболезнует. Не сопутствует Петр, говоривший Тебе: «Я не отрекусь от Тебя никогда, хотя бы мне и умереть» (Mф. 26:35). Оставил Тебя Фома вопиявший: «с Тобою мы умрем все» (). И где теперь все прочие, домашние и сыны Твои, имеющие судить двенадцать колен Твоих (Израилевых)? Нет никого из всех (сих); за всех же Единый токмо Ты умираешь, Чадо (Мое); вместо тех (упомянутых выше) Ты всех спас, потому что всех облагодетельствовал Ты, Сын и Бог Мой».

4) (Τοι ᾶυτα ) Когда Мария от тяжкой печали и великой скорби, так вопияв, плакала, то Рожденный от Нея обратился к Ней, так восклинув: «Что плачешь Ты, Матерь? Для чего с другими женами Ты то же делаешь (συναποφέρη ) ()? Как я могу спасти Адама, если не пострадаю и не умру? Как привлеку к (вечно-блаженной) жизни находящихся в аде, если (прежде сего) не вселюсь во гроб? И вот почему, как Ты видишь, Я распинаюсь и умираю . И так что плачешь Ты, Матерь? Лучше Ты так воскликни: с любовию (πόθ ῳ) и принимает страсть Сын и Бог Мой».

5) (Ἀπόθου ) «Итак отложи, Матерь, отложи печаль Свою; ибо неприлично плакать Тебе, которая названа облагодатствованною (κεχαριτωμένη ). Плачем (Твоим) не скрывай (от других) сего (великаго) имени Твоего; не уподобляйся (чрез сие другим) неведущим, Ты, премудрая· Дево! Тн среди чертога Моего: не омрачай Свою душу скорбию как вне стоящая. Ты, напротив, всех созывай в чертог Мой, как рабов Своих; ибо всякий очень скоро послушает Тебя, Непорочная, в то время, когда Ты будешь говорить: «Где Сын и Бог Мой»?

6) (Πικρὰν ) «Не почитай горестным для Себя (сей) день страсти Моей; ибо для этого (дня) Я, как Усладитель, сошел с небеси, подобно как (древле) манна, (но) не на гору Синайскую, а во чрево Твое: ибо внутри его Я усырился, как о том предвозвестил Давид (). Уразумей, Пречистая, что (означает) гора усыренная. Ибо это-Я, как Сый Слово, в Тебе соделался плотию. В ней (сей плоти) Я стражду, в ней и умираю . Итак не плачи, о Матерь, а лучше возопий: Добровольно принимает страдание Сын и Бог Мой».

7) (Ἐν τοῦτοις τοῖς λόγοις ) От сих слов Пречистая Матерь, еще более возскорбев душевно о Воплотившемся и Рожденном от Нея несказанно, так возопила: «Что Ты Мне говоришь, Чадо? Чтобы не уподобиться тем женам? Не как во чреве они, носила Я во утробе Сына и сосцами моими млеком питала: как же Ты хочешь теперь, чтобы Я не плакала о Тебе, Чадо, спешащем на не справедливую смерть, – (о Тебе), воскрешавшем мертвых, – Сын и Бог Мой».

8) (Ἰδού ) «Вот», говорит Она, «Чадо мое,-Ты, желая отстранить плач от очей Моих, возмущаешь сердце Мое еще более; ибо не может умолкать (во Мне) помышление Мое. Что это Ты говоришь Мне, утроба Моя: „если не постражду Я, – не возстанет“? А между тем Ты без (Своего) страдания исцелял многих. Ибо, очистив прокаженнаго, Ты нисколько не болел, а (только) восхотел; чтобы исцелить разслабленнаго, (для сего) не утрудился. Опять Ты, Блаже, даровав зрение слепому, Сам оставался (совершенно) безболезненным, – Сын и Бог Мой».

9) (Νεκρούς ) «Ты, воскресивший мертвых, не умирал, де возставал из гроба; как же Ты говоришь: Если Я не постражду, если не умру, то несчастный не будет здрав? Ты (только) повели, – и он тотчас же возстанет, и крепко (держа) понесет одр свой. И если бы Адам лежал во гробе, то Ты воскресил бы и его одним словом Своим, подобно как прежде Лазаря. Все служит Тебе, как Творцу всех. И так для чего Ты спешишь Сын (Мой)? Не спеши идти на убиение, не желай смерти, Ты, Сын и Бог Мой».

10) (Οὐκ ο ἶδας ) – «Ты не знаешь, о Матерь, не знаешь, что говорю Я. Посему отверзи (Свой) ум, вонми слову, которое Ты слышишь (от Меня), и Сама с Собою разсуди (о том) что Я говорю. Действительно, смиренный Адам, о котором Ты пред сим сказала, ослабев не одним телом, а более душею (своею), заболел добровольно; ибо Он не слушал Меня, и потому бедствует. Ты разумеешь (теперь), что говорю Я; не плачь, о Матерь, (но) лучше так возопий: „Помилуй и умилосердись над Евою, Ты, Сын и Бог Мой.“»

11) (Ὑπὸ ἀκράσιας ) «Адам, сделавшись немощным от неумеренности и воздержания, ниспал в ад преисподний, и там оплакивает трудное положение души своей. Несчастная Ева , увидев его разстройство, вместе с ним воздыхает; ибо вместе с ним она болезнует, дабы вместе научиться сохранить заповедь Врача. Ты уразумела, что говорю Я и, теперь узнавши, о чем Ты плачешь, Матерь (Моя)? Ты лучше так воскликни, что добровольно постра­дал Сын и Бог Мой.»

12) (Ῥημάτον ) Слова сии как только услышала Агница пренепорочная, чистая, отвечала к Агнцу: «Господь мой, если еще раз скажу Тебе, не прогневайся на Меня; скажу Тебе то, что имею (на сердце), чтобы истинно научиться от Тебя тому, чего желаю. Если Ты постраждешь, если умрешь, то явишься Мне? Если пойдешь к с Еввою, то Я опять увижу Тебя? Ибо одного сего боюсь, Чадо, что Я, когда Ты из гробов пойдешь вверх, ища Тебя увидеть,-зарыдаю, вопия: „где Ты был, Сын и Бог Мой?“»

13) (Ὠς ἥχουσε ) Как услышал сии (слова) Ведый всяческая, прежде бытия их, то отвечал к Марии: «дерзай, Мати! Потому что Ты первая увидела Меня из гробов (выходящаго). Я иду разсказать (апостолам), какие труды нужны, чтобы освободить Адама, какие поты Я предпринимал ради его. Объясню это друзьям, показав на руках Моих знаки. Когда, Мать, Ты увидишь Еву здравою (спасенною – σωθήσαν ) как прежде, то будешь вопиять с радостию: Моих родителей спас Сын и Бог Мой».

14) (Μικρὸν ) «Итак немного потерпи, о Матерь, и Ты увидишь, как Я, на подобие врача, (сперва) разденусь , поспешая (в те места), где лежат они (прародители), осмотрю (потом) и язвы их, копием отсекая их наросты и отверделости (т. е. древнюю, застарелую греховную язву); приму и уксус, которым заживлю (στύφω ) их язвы; острием гвоздей изследовав уязвление, приложу (к оному вместо корпии) верхнюю одежду. А Свой крест, имея как цельбоносный сосуд (ὡς νάρθηκα ), я употреблю, Матерь (Моя), для того, дабы Ты воспевала от души: Добровольно разрушил страсть Сын и Бог Мой».

15) (Ἀπόθου ) «Итак отложи, Матерь, отложи ты скорбь (Свою), и иди с радостию; вот, Я поспешаю (на то дело), для котораго Я пришел, – чтобы исполнить волю пославшаго Меня. Ибо сие было предопределено для Меня в начале (от вечности), и Отцу Моему, и Духу Моему, было тогда благоугодно, чтобы Мне вочеловечиться и пострадать ради падшаго (человечества). Посему, Дева, Ты скоро шедши возвести всем, что Страждущий поражает ненавистника Адамова, и Победителем идет Сын и Бог Мой».

16) (Νικῶμαι ) «Побеждаюсь Моею любовию (к Тебе), побеждаюсь, о Чадо (Мое), и подлинно не терплю, чтобы Я находилась в Своем жилище, а Ты на кресте; чтобы Я была в доме, а Ты во гробе. Посему позволь Мне сопровождать Тебя; ибо созерцание Тебя исцелит Меня, не смотря на то, что Я буду видеть дерзость (этих) почитателей (закона) Моисеева. Ибо в самом деле они, как мстители, пришли умертвить Тебя. Моисей же об этом предрек Израилю: «Ты узришь (некогда) жизнь на древе» (). Кто же сия Жизнь? Сын и Бог Мой».

17) (Ὀυκοῦν ) «Итак, если Ты желаешь сопутствовать Мне, то не плачь (уже), как Мать, и опять не устрашайся, когда увидишь стихии поколебавшимися. Ибо сей (необычайный) поступок Мой приведет в трепет всю тварь: тогда помрачится небо, и не будет зримо очами до тех пор, пока Я реку; в храме раздранная завеса возопиет на этих злодеев; тогда земля и море побегут, горы подвигнутся, гробы потрясутся. Когда Ты увидишь сие, – если и убоишься как женщина, тогда воскликни ко Мне: „Пощади Меня, Ты, Сын и Бог Мой“».

18) (Ὑιὲ ) Сыне Девы, Боже Девы, Творче мира! Твое страдание – глубина премудрости; Ты знаешь, что Ты был и чем Ты соделался. Ты благоволил придти (в мир) для того, чтобы добровольно пострадать, восхотев спасти нас, Ты подъял грехи наши, как Агнец; Ты, умертвивший все сии (грехи), страданием Своим, как Спаситель, всех спаси. Ты Один в страдании и не в страдании. Ты Один умираешь и спасаешь. Ты даровал дерзновение Пречистой (Матери Своей) взывать к Тебе: «Сын (Мой) и Бог Мой».

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 124–129

3. Русский перевод П.И.Цветкова

ПЛАЧ БОГОМАТЕРИ

Пролог.

Приидите, воспоем

Ради нас Распятаго!..

Возгласила Ему Мать,

На кресте Его узрев:

«Ты еси, и крест терпя,

Сын и Бог Мой!»...

Видя Агнца Своего,

Уводимаго на смерть,

Агница невинная –

Всесвятая Мать Его

С остальными женами

И вещает Ему так:

«Сыне Мой! Куда грядешь?

Чего ради скорое

Совершаешь шествие?..

На другой ли в Кане брак,

Чтоб гостям на вечери

Воду превратить в вино?

О, помедли, Сыне Мой!

Иль помедлить лучше Мне?..

Слове! Даруй слово Мне!..

Не пройди в молчании

Мимо Матери Твоей,

Сохранивший истинно

Непорочною Меня,

Сын и Бог Мой!»...

«Я никак не думала,

Сыне, увидать тебя

И не верила тому

Даже, когда видела,

Что злодеи в ярости

И подъемлют на Тебя

Еще слышен глас их чад,

Прославляющих Тебя:

«О, Благословен Христос!»...

Ваиями покрытый путь

Указует еще всем

Уважение к Тебе

Необузданных людей...

О, зачем же худшее

Совершилося теперь?..

Знать хочу Я, горе Мне!

Как на крест возносится

Сын и Бог Мой!»...

«На неправедную смерть,

Сын Мой, Ты уводишься

И с Тобой нет никого,

Кто бы сострадал Тебе!..

Не идут с Тобой: ни Петр,

Возгласивший некогда:

«Я не отрекусь Тебя,

Ни Фома, вещавший некогда:

Все другие близкие

И сыны, которые

Будут некогда судить

Где они находятся?..

Никого нет... Ты – Один.

Ты – Один, Рожденный Мной

Умираешь, почему

Всех Один спас и Один

Удовлетворил за всех.

Сын и Бог Мой»!..

И когда Мария так,

Скорбью сокрушенная,

Возглашала в горести,

К Ней Рожденный от Нея

Обратился и сказал:

«Что́ Ты плачешь, Мать Моя,

Что́ Ты сокрушаешься

С остальными женами?..

Если Сам не постражду

И Сам прежде не умру?..

Если в гроб Сам не вселюсь,

Как Я к жизни возвращу

В ад давно вселившихся?..

И вот, распят буду Я

И умру, как знаешь Ты,

Пригвожденный ко кресту,..

О, не плачь и не рыдай!..

Лучше ж возгласи теперь:

По любви приемлет смерть

Сын и Бог Мой»!..

«Удали же, Мать Моя,

Горесть и печаль Свою!..

Не надлежит слезы лить

Той, Которая была

Сие имя не мрачи

Плачем и не причисляй

К недомысленным Себя,

Дева Всемудрейшая!..

Посреди чертога Ты

Не мрачи ж души Твоей,

Как Твоих рабов, сзывай

В беге быстром, Чистая,

Всех чертога жителей...

Всякий поспешит к Тебе,

За Тобой последует.

Когда скажешь: «Где теперь,

Где теперь находится

Сын и Бог Мой»?..

«Не считай днем горести

День страданья Моего!..

Я – Источник сладости –

Для сего воистинну,

Как бы манна, с неба сшел,

Но в Твою утробу сшел

И в ней усырение

Вникни, Чистая, что есть

Усыренная гора?..

Это – Я воистинну,

Слово Божие, в Тебе

В ней и стражду Я теперь,

В ней же и приемлю смерть...

Не рыдай же, Мать Моя!..

Лучше возгласи теперь:

«Волею приемлет смерть

Дева Всесвятейшая

После таковых речей

Несказанно от Нея

Плоть Свою Приявшаго

И от Ней Рожденнаго

Еще более смутясь,

Сыну Своему рекла:

„О, зачем Ты говоришь,

Чадо Мое Сладкое,

Чтобы Я не делала,

Что другия женщины?..

Разве не подобно им

Во утробе Моего

Сына выносила Я?..

Не кормила Его Я

Молоком сосцев Моих?..

Как же слезы мне не лить,

Когда Ты спешишь теперь

Смерть неправую приять,

Мертвых Воскрешающий

Сын и Бог Мой»!..

«Се, изъемля, Сыне Мой,

Слезы из очей Моих.

Еще более Мое

Сердце удручаешь Ты

И не в силах больше Я

Мысли Мои сдерживать...

Как понять Твои слова:

Словом лишь одним Своим,

Чуждый утомления,

Опять: словом лишь одним

Дал прозрение слепцу,

То узрю ль Я вновь Тебя?..

Сын Мой! Страшно, страшно Мне,

Что не возвратишься вновь

Ты от гроба Твоего...

И вот Я, ища Тебя,

Буду слезы проливать

И взывать: «Где Он. где Он –

Сын и Бог Мой""!..

Слыша то, все Ведущий

Прежде совершения

Возглашает Матери:

«О, мужайся, Мать Моя!

Ибо первая Меня

Узришь Ты Оставльшим гроб

Я приду и покажу,

От какой великой тьмы

Я Адама искупил

И сколь многие труды

Перенес ради его...

Я свидетельства сего

На руках Моих друзьям

Еву будешь видеть Ты

В прежней жизни, коею

До греха жила она,

И воскликнешь в радости:

«Праотцев Моих Ты спас,

Сын и Бог Мой""!..

«Матерь! Несколько пожди

И увидишь, что, как врач,

Сбросив одеяния,

Чтоб свободно действовать,

Я пойду с поспешностью,

Направляяся туда,

Осмотревши раны их,

Затверделости им Я

Прободу копьем, затем

Стяну раны уксусом.

Вскрою острием гвоздей

Гнойныя припухлости

Крест, как ящик для лекарств

Будет у Меня служить...

Им Я, Матерь, пользуюсь,

Чтоб Ты мудро воззвала:

«Праотцев страдания

Уничтожил, восхотев

Сын и Бог Мой»!..

«Удали же, удали,

Матерь, слезы и печаль

И гряди с веселием...

Я же шествую теперь

Волю совершить Того,

Для чего и сшел с небес...

Изначала Мной Самим

Было предположено –

И не неугодно то

Было Моему Отцу

Вместе с Духом Всесвятым.

Чтобы воплотился Я,

Чтобы Человеком стал

И страдал за падшаго...

Поспеши же, поспеши,

Дева, возвестить в слух всех:

«Поражает страстию

И грядет с веселием

Сын и Бог Мой»...

«Ах, любовию к Тебе,

Побеждаюсь, Сыне, Я

И не в силах вынести,

Что в покое нахожусь,

Ты ж на древе распростерт.

В доме – Я, во гробе – Ты...

О, позволь идти с Тобой!..

Тебя видеть, Сыне Мой,

Для Меня есть врачевство,

Если на Тебя узрю

Даже посягательство

Моисея чтителей...

Вот они пришли Тебя

Умертвить, о Сыне Мой,

Как его отмстители...

Между тем предвозвестил

Что он узрит некогда

На презренном древе жизнь...

Кто ж на древе жизнь сия?..

Сын и Бог Мой»...

«Если Ты пойдешь со Мной,

Не скорби, не плачь, как Мать,

Не страшись, когда стихий

Узришь содрогание...

В трепет приведет всю тварь:

Небо потемнит свой лик

До тех пор, как Я скажу...

Храм завесу раздерет

И негодование

Против дерзких выразит...

Земля с морем двигнутся

С тем, чтоб удалиться прочь...

Горы поколеблются,

Гробы же отверзутся...

Если ж ты, как женщина,

Вострепещешь от сего,

Воззови ко Мне тогда:

«Пощади, о, пощади,

Сын и Бог Мой»!..

Девы Сын и Бог Ея,

Все Создавший! Твоя страсть –

Ведомо Тебе и то,

Восхотев страдать за нас,

Удостоил к нам придти,

Сшедши с высоты небес.

И, как агнец, восприял,

Восхотев спасти людей,

И затем их умертвил

Вольной страстию Твоей!..

Ты всех спас, Спаситель наш!

Ты – Един Страдающий,

Как и Нестрадающий!..

Ты Един, приемля смерть,

И Един, спасая всех,

Дерзновение вложил

Чистой возглашать Тебе:

«Сын и Бог Мой»!..

К песни „Плач Богоматери“.

Что песнь „Плач Богоматери“ назначена была для употребления в пятницу Страстной седмицы, видно из надписания сей песни в туринской рукописи: κονδάκιον τῆ ἁγ ίᾳ καὶ μεγάλ ῃ ζ᾿ , εἰς τὸ πάθος τοῦ κυρίου ἡμῶν ησοῦ Χριστοῦ καὶ εἰς τούς θρήνους τῆς Θεοθόκου , φέρον ακροστιχίδα : τοῦ ταπεινοῦ Ῥωμανοῦ (Piträ An. s. t. I. p. 101).

Песнь содержит разговор Пресвятой Девы с Сыном Ея и Господом во время Его крестнаго шествия. Пресвятая Дева высказывает свои скорбныя недоумения относительно страданий и предстоящей крестной смерти Господа, а Господь изъясняет Ей необходимость и значение смерти Его.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе . М.: 1900. – С. 1 70–1 82

4. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)

Кондак, глас 8

Придите все, Распятого за нас воспоем. / Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: / «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, / Ты – Сын и Бог мой».

Икос:

Агница – Мария, / видя Агнца Своего, на заклание влекомого, / терзаясь, следовала за Ним с другими женщинами, так взывая: / «Куда Ты идешь, Дитя? / Чего ради путь скорый совершаешь? / Не снова ли иной брак в Кане, / и Ты ныне туда спешишь, / чтобы из воды вино им сотворить? / Пойти ли Мне с Тобой, Дитя, / или лучше подождать Тебя? / Скажи Мне слово, Слово Божие! / Не пройди молча мимо Меня / Ты, сохранивший Меня чистой, / ибо Ты – Сын и Бог Мой!»

Полное собрание и описание: молитва плачущей богородицы для духовной жизни верующего человека.

Во последних днях страшныя недели,

Во пятничный день,

Во святом граде Ерусалиме

Плакала, ходила Святая Дева,

При ней были три мироносиц жен.

Во граде им навстречу

Идут два жидовина.

«Где вы, жиды, были, куда грядете?»

Что возговорят Деве два жидовина:

«Живем мы теперича в Ерусалиме,

А мы были, мучили Исуса Христа.

Бивши, мучивши, в темницу всадили,

В шестом часу в пятницу распяли его,

Ноги и руки прибивши гвоздями.

Венец на главу его возложили,

Мучений и ран его невозможно исчесть;

Исуса копием в ребра прободали,

Земля обагрилась от его крови».

Услышала слова их Святая Дева,

Она была без памяти и больше часа,

Ударилась о землю, едва была жива.

Застонет, заплачет Пресвятая Дева,

В горести речет:

«Увы, мать сыра земля, возьми меня к себе

Молитва плачущей богородицы

Плач Пресвятой Богородицы

Акафисты Пресвятой Богородице
Иконы Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Канон «Плач Пресвятой Богородицы» должен быть в каждом доме, написанный от руки. Он хранится аккуратным листочком.

До написания следует прочесть хотя бы одно Евангелие вслух для всех членов семьи. Поститься неделю (исключить продукты животного происхождения, сладости, вино, табак), читая утренние и вечерние молитвы, затем прочесть канон для всех членов семьи вслух и только тогда можно приступить к написанию молитвы. Чтение Канона дает успокоение родителям в отъезде детей, в душевных скорбях, печалях.

И следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок – это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Вы постепенно меняетесь к лучшему.

Плач Пресвятой Богородицы

Творение Симеона Логофета

На старославянском

1. Обешена яко виде на кресте Сына и Господа, Дева Чистая терзающися вопияше горце, со другими женами стенящи глаголаше:

Перевод на русский

1. Дева Чистая, увидев висящим на кресте Сына и Господа (Своего), горестно стеня, терзаяясь и вместе с другими женами вопия, (так) говорила:

22. Следуя вместе с другими женами за своим Ангцем, влекомым на заклание, распустивши власы, агница Мария, вопияла: «Куда Ты идешь, Чадо? зачем поспешаешь так скоро? Или совершается новый брак в Кане, и Ты спешишь туда, чтобы претворить для них воду в вино? Итти ли Мне с Тобою, Чадо, или лучше дожидаться Тебя? О, Слово! промолви Мне одно слово; не проходи мимо Меня молча Ты, сохранивший Меня чистою: ибо Ты Сын и Бог Мой.

23. «Где же Сын и Бог Мой, прежнее благовестие, которое вещал Мне Гавриил? Он называл Тебя Царем, Сыном Божиим и Богом Вышним: но вот теперь Я вижу Тебя, сладостный Свет Мой, чтобы и Мне, Владыко, сойти с Тобою во ад. Не оставляй Меня одну, ибо Мне уже невыносимо жить, не видя Тебя, Моего сладостнаго Света!»

Плач Пресвятой Богородицы.

(Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы)

2. Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща и уязвляюся горце сердем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, рабе Твоей.

3. Волею, Сыне Мой и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше, предстоящи у креста со возлюбленным учеником.

4. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне! болезную сердцем, Чистая плачущи глаголаше.

5. Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, и оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаша.

6. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне! ныне Тя видящи на древе распалаюся утробою.

7. Вижду Утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, сего даде.

8. Се, свет Мой сладкий, надежда и живот Мой благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева стенющи и глаголаше.

9. Солнце незаходяй, Боже Превечный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте, Чистая плачущи глаголаше.

10. Плачущи глаголаше браконеискусная ко благообразному: потщися, Иосифе, к Пилату приступити и испроси снятии с древа Учителя твоего.

11. Видев Пречистую горце слезящу, Иосиф смутися и плачася приступи к Пилату: даждь ми, вопия с плачем, тело Бога моего.

12. Уязвена Тя видящи и без славы нага на древе Чадо Мое, утробою распалаюся, рыдающи яко Мати, Дева провещаваше.

13. Растерзаяся и рыдая и дивяся вкупе с Никодимом снят Иосиф, и уцеловав пречистое тело рыдаше и стеняше, и пояше Его яко Бога.

14. Приимши Его с плачем Мати неискусомужняя, положи на колену, молящи Его со слезами и облобызащающи, горце же рыдающи и восклицающи.

15. Едину надежду и животь, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.

16. Болезни и скорби и воздыхания обретоша мя, увы Мне, Чистая горце рыдающи глаголаше, видящи Тя, Чадо Мое возлюбленное, нага и уединена, и вонями помазана мертвеца.

17. Мертва Тя зрю, человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою: хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше; не терплю бо без дыхания мертва Тя видеши.

18. Дивлюся зрящи Тя, преблагий Боже и премудрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна, и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне! Видети Тя, Сыне Мой и Боже!

19. Не взглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа своего.

20. Помышляю, Владыко, яко ктому сладкаго Твоего не услышу гласа; ни доброты лица Твоего узрю, якоже прежде раба Твоя: ибо зашел еси, Сыне Мой, от очию Моею.

21. Нась ради Распятого прийдите вси воспоим. Того бо виде Мариа на древе глаголаше аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

22. Своего Агнца агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? чесо ради скорое течение совершаеши? егда другой брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимо иди Мене, чисту соблюдый Мя. Ты бо еси Сын и Бог Мой.

23. Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижду Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца.

24. Избавляяй болезни, ныне прими Мя с Собою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобой и Аз, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего Света.

25. С другими женами мироносицами рыдающи Непорочная горце и носима видящи Христа глаголаше: увы Мне, что вижду? Камо идешь ныне, Сыне Мой, а Мене едину оставляеши?

26. Изнемогающи и рыдающи Непорочная мироносицам глаголаше: срыдайте Ми и сплачитеся горце, се бо Свет Мой сладкий и Учитель ваш гробу предается.

27. Деву рыдающу Иосиф видев растерзашеся весь и вопияше горько: како Тя, о Боже Мой, ныне погребу раб Твой? Какими плащаницами обвию тело Твое?

28. Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею и с Никодимом носит и погребает.

29. Странну вижду и преславную тайну, Дева вопияше Сыну и Господу: како в худом гробе полагаешися, мертвыя повелением возставляяй во гробех.

30. Ни от гроба Твоего восстану, Чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения Твоего, Сыне Мой.

31. Радость Мне николиже отсем прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: свет Мой и радость Моя во гроб зайде. Но не оставлю Его единаго: зде же умру и спогребуся Ему.

32. Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни и утоли Мою болезнь и печаль; можеши бо, Владыко, елико хощеши, и творити, аще и погреблся еси волею.

33. О, како утаился Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь? Тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети; но и воскресну и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли.

34. Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая; но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас!

(для лучшего понимания читаемого текста)

2. «Видя Тебя ныне, возлюбленное Чадо Мое висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце моем», говорила чистая. «Вымолви, Благий, слово рабе Твоей».

3. «Сын и Творец Мой! добровольно терпишь Ты лютую смерть на древе», – говорила Дева, предстоя у креста с возлюбленным учеником.

4. «Ныне лишилась Я моей надежды, радости и веселия – Сына моего и Господа: горе Мне! Болит Мое сердце!» говорила Чистая с плачем.

5. «Из страха пред иудеями Петр скрылся и все верные разбежались, оставив Христа», говорила Дева рыдая.

6. «Чудесным и неведомым рождеством Твоим, Сын Мой, я была возвеличена пред всеми матерями. Но горе Мне! теперь, при виде Тебя на кресте, утроба Моя распаляется.

7. вижу Рожденнаго Мною и простираю руки, чтобы принять Его с креста. Но никто, увы! Не дает Мне Его.

8. Вот свет Мой сладостный, надежда и жизнь Моя драгая, Бог Мой угас на кресте! Внутренность Моя распаляется!» говорила Дева стеня.

9. «Солнце незаходящее, Боже Превечный, Творец и Господь всех творений! Как Ты терпишь страдания на кресте?» говорила Чистая плача.

10. Не познавшая брака говорила плача благообразному: «Иосиф! Поспеши к Пилату и испроси дозволение снять с древа твоего Учителя».

11. Иосиф, видя Пречистую горько плачущую, смутился и плача пришел к Пилату и со слезами сказал: «отдай мне тело Бога моего».

12. Видя Тебя покрытаго язвами, обезславленного и обнаженного на древе, рыдая как Матерь – Дева говорила: «Чадо Мое! Огонь палит внутренность Мою».

13. Терзаясь и удивляясь Иосиф вместе с Никодимом рыдая снял пречистое тело (Распятого) и со стенаниями воспел Его как Бога.

14. С плачем приняла Его Матерь безмужняя, положила Его на колена и со слезами и горькими рыданиями молила Его, осыпала лобзаньями и восклицала:

15. «Тебя, Владыко, Сын и Бог Мой, Я, раба Твоя, имела единственною надеждою, жизнию и светом очей. Но теперь я лишилась Тебя, Чадо мое сладчайшее и возлюбленное!

16. Увы! Печаль и скорбь и воздыхания терзают Меня, – говорила Чистая, – горько рыдая, когда вижу Тебя, Чадо Мое возлюбленное, нагим оставленным и помазанным ароматами мертвецом.

17. Вижу мертвым Тебя, человеколюбец, воскресившаго мертвых и все содержащаго, и утроба Моя уязвляется лютою скорбию. Я хотела бы умереть с Тобою, – говорила Пречистая, – ибо нестерпимо для Меня видеть Тебя бездыханным мертвецом.

18. Изумляюсь, видя Тебя преблагий Боже и прещедрый Господи, без славы без дыхания, без красоты. Держу Тебя в объятиях и плачу, не надеясь, – горе Мне! – увидеть Тебя Более, Сын Мой и Боже Мой!

19. Не вымолвишь ли рабе Твоей слова Ты, Слово Божие? не ущедришь ли, Владыко, родившую Тебя?» говорила Чистая, плача, рыдая и лобзая Господа Своего.

20. «Видно уже не слышать более Мне, рабе Твоей, Владыко, Твоего сладкого гласа и не увидеть, как прежде, красоты лица Твоего: ибо сокрылся Ты, Сын Мой, от очей Моих!»

21. Приидите все, прославим Распятаго за нас, Котораго видя на древе Мария говорила: «Хотя Ты и терпишь распятие, но Ты – Сын и Бог Мой».

22. Следуя вместе с другими женами за своим Агнцем, влекомым на заклание, распустивши власы, агница Мария, вопияла: «Куда Ты идешь, Чадо? зачем поспешаешь так скоро? Или совершается новый брак в Кане, и Ты спешишь туда, чтобы претворить для них воду в вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или лучше дожидаться Тебя? О, Слово! промолви Мне одно слово; не проходи мимо Меня молча Ты, сохранивший Меня чистою: ибо Ты Сын и Бог Мой.

23. «Где же Сын и Бог Мой, прежнее благовестие, которое вещал Мне Гавриил? Он называл Тебя Царем, Сыном Божиим и Богом Вышним: но вот теперь Я вижу Тебя, сладостный Свет Мой, нагого и мертвого.

24. Исцеляющий болезни, ныне возьми Меня с Собою, Сыне Мой и Боже, чтобы и Мне, Владыко, сойти с Тобою во ад. Не оставляй Меня одну, ибо Мне уже невыносимо жить, не видя Тебя, Моего сладостнаго Света!»

25. Горько рыдая с другими женами мироносицами и видя Христа несомым, Непорочная говорила: «Горе Мне! Что вижу Я? Куда Ты идешь теперь, Сын Мой, покидая Меня одну?»

26. Изнемогая от рыданий, Непорочная говорила мироносицам: «Рыдайте и плачьте горько вместе со Мною, ибо Свет Мой сладостный и учитель ваш полагается во гроб.»

27. Иосиф, видя рыдающую Деву, сам терзался и горько вопиял: «Как мне, рабу Твоему, погребать Тебя, Боже мой? Какими плащаницами обвить тело Твое?»

28. Превышает ум удивительное зрелище: Господа, носящего всю тварь, Иосиф с Никодимом несут на руках своих и погребают.

29. «Вижу удвительную и преславную тайну, – вопияла Дева к Сыну и Господу: – как полагают в простой гроб Тебя, вызывавшаго словом мертвых из гробов?

30. Не отойду от гроба Твоего, Чадо Мое, и не перестану лить слезы Я, раба Твоя, пока и Я не сойду во ад: ибо не могу перенести.

31. Отныне радость никогда не коснется Меня, говорила рыдая Непорочная: – Свет Мой и радость Моя закатилась во гроб. Но я не оставлю Его одного: умру здесь же и погребусь вместе с Ним.

32. Исцели мою душевную рану, Чадо Мое! – вопияла Пречистая со слезами. – Воскресни и утоли Мою скорбь и печаль: ибо Ты можешь сделать, что захочешь, хотя и погребся добровольно.»

33. «О, как сокрылась от тебя бездна милосердия? – сказал Господь тайно Матери. – Ибо, желая спасти Мое творение, Я благоволил умереть; но Я воскресну и возвеличу Тебя, как Бог неба и земли».

34. «Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыко! Ибо, восхотев спасти создание Твое, Ты принял смерть, – сказала Пречистая. – Но воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!».

Царица Небесная - покров и надежда людей. Если на сердце больно и горестно, на помощь всегда призывают Заступницу Усердную. Но в страшный день смерти Сладчайшего, Чистого Сына Ее переживают и сочувствуют материнскому страданию, которое поймет любая мать.

В Страстную пятницу читается специальный канон, посвященный воспоминанию крестных страданий Господа.

Молитва Плач Богородицы

Как и кому помогает

Молитва "Плач Богородицы " необходима:

  • для души верующего человека, чтобы вспомнить крестные страдания Спасителя;
  • для очищения сердца от ненависти и злобы;
  • для преодоления душевной боли тем, кто потерял родных и близких;
  • для веры в воскресение каждого человека;
  • для сострадания за других, сопереживания, помощи;
  • для успокоения родителей в переживаниях за детей;
  • для укрепления в веру в Бога и наполнения сердца упованием и радостью, несмотря на жизненные обстоятельства.


Правило чтения

В Страстную Пятницу вспоминают страдания и смерть Господа Иисуса Христа на кресте. В вечернее время после молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о распятии Иисуса выносится на средину храма Святая Плащаница. После поется канон о распятии Господнем и плач Пресвятой Богородицы.

В страстной день не просят Богородицу о помощи. Присоединяются к Ее стенаниям и мольбам, которые необходимы для каждого христианина.

Текст молитвы

Вашему вниманию приводится текст канона на старославянском языке, который занимает особое место у христиан и поется раз в году. Вместе соболезнуем Матери над телом Сына, Распятого и Умершего на Кресте.

Толкование и перевод

Для лучшего понимания текста представлен перевод на русский язык, но правильно читать на старославянском.

Песни Канона содержат обращение Богородицы к Сыну, страдающему и умирающему на кресте . Пресвятая Дева одна знала, почему Чадо терпит страшные мучения, как разбойник. Господь испытывает страшные муки для спасения от греха всех людей на земле. В последних словах Божья Мать уже не рыдала, а благодарила Иисуса за то, что принимает смерть и хочет спасти народ. Она верит в Его Воскресение и просит всех помиловать.


История молитвы

История создания

Канон составлен святым Симеоном Логофетом на основе Евангелия и Деяний Святых Апостолов про жестокую смерть Иисуса Христа на кресте.

Господь наш был осужден на распятие. Враги били Иисуса, издевались, плевали в лицо, давали пить горечь. До места распятия заставили нести крест. Распяли Христа рядом с двумя разбойниками. Иисуса оскорбляли и на кресте.

Один из распятых разбойников, слева от Спасителя, злословил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой сказал, что Человеколюбец плохого ничего не сделал, а им досталось по делам. Разбойник попросил прощения у Иисуса и молил вспомнить о нем во Царствии Небесном. Святой простил грешника и сказал, что из-за веры в Него он сегодня будет в раю.

Иисус Христос увидел Свою Мать и апостола Иоанна, к которому относился по-особенному. Состояние Богородицы нельзя передать словами. Меч пронзил ее сердце, когда она видела ужасные мучения Сына. Спаситель передал в руки Иоанна Заступницу, чтобы тот заботился о ней до конца жизни, как сын.

Вседержитель в последний раз напоминал людям, что исполнилось Слово Божие: совершилось спасение человеческого рода.


Значение

Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа - это рыдание о потери смысла жизни. Дева хочет сойти в ад с Господом , но в молитве находит утешение. Чтобы долгая и мучительная смерть на кресте Сына не оказалась напрасной, она с глубокой верой и усердием молится.

Дева Мария плачет еще и о людях, грехи которых являются причиной смерти Христа. Поэтому все должны по-настоящему, с верой, любовью, постоянной молитвой уповать на Бога и плакать о своих грехах.

Видео

Посмотрите видео, как поется в Храме канон.

Плач Пресвятой Богородицы
(Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы)

"Чудесным и неведомым рождеством Твоим, Сын Мой, я была возвеличена пред всеми матерями. Но горе Мне! Теперь, при виде Тебя на кресте, утроба Моя распаляется... Вижу Рожденнаго Мною и простираю руки, чтобы принять Его с креста. Но никто, увы! Не дает Мне Его..."

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

На старославянском

1. Обешена яко виде на кресте Сына и Господа, Дева Чистая терзающися вопияше горце, со другими женами стенящи глаголаше:
2. Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща и уязвляюся горце сердем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, рабе Твоей.
3. Волею, Сыне Мой и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше, предстоящи у креста со возлюбленным учеником.
4. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне! болезную сердцем, Чистая плачущи глаголаше.
5. Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, и оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаша.
6. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне! ныне Тя видящи на древе распалаюся утробою.
7. Вижду Утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, сего даде.
8. Се, свет Мой сладкий, надежда и живот Мой благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева стенющи и глаголаше.
9. Солнце незаходяй, Боже Превечный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте, Чистая плачущи глаголаше.
10. Плачущи глаголаше браконеискусная ко благообразному: потщися, Иосифе, к Пилату приступити и испроси снятии с древа Учителя твоего.
11. Видев Пречистую горце слезящу, Иосиф смутися и плачася приступи к Пилату: даждь ми, вопия с плачем, тело Бога моего.
12. Уязвена Тя видящи и без славы нага на древе Чадо Мое, утробою распалаюся, рыдающи яко Мати, Дева провещаваше.
13. Растерзаяся и рыдая и дивяся вкупе с Никодимом снят Иосиф, и уцеловав пречистое тело рыдаше и стеняше, и пояше Его яко Бога.
14. Приимши Его с плачем Мати неискусомужняя, положи на колену, молящи Его со слезами и облобызащающи, горце же рыдающи и восклицающи.
15. Едину надежду и животь, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.
16. Болезни и скорби и воздыхания обретоша мя, увы Мне, Чистая горце рыдающи глаголаше, видящи Тя, Чадо Мое возлюбленное, нага и уединена, и вонями помазана мертвеца.
17. Мертва Тя зрю, человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою: хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше; не терплю бо без дыхания мертва Тя видеши.
18. Дивлюся зрящи Тя, преблагий Боже и премудрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна, и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне! Видети Тя, Сыне Мой и Боже!
19. Не взглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа своего.
20. Помышляю, Владыко, яко ктому сладкаго Твоего не услышу гласа; ни доброты лица Твоего узрю, якоже прежде раба Твоя: ибо зашел еси, Сыне Мой, от очию Моею.
21. Нась ради Распятого прийдите вси воспоим. Того бо виде Мариа на древе глаголаше аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.
22. Своего Агнца агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? чесо ради скорое течение совершаеши? егда другой брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимо иди Мене, чисту соблюдый Мя. Ты бо еси Сын и Бог Мой.
23. Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижду Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца.
24. Избавляяй болезни, ныне прими Мя с Собою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобой и Аз, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего Света.
25. С другими женами мироносицами рыдающи Непорочная горце и носима видящи Христа глаголаше: увы Мне, что вижду? Камо идешь ныне, Сыне Мой, а Мене едину оставляеши?
26. Изнемогающи и рыдающи Непорочная мироносицам глаголаше: срыдайте Ми и сплачитеся горце, се бо Свет Мой сладкий и Учитель ваш гробу предается.
27. Деву рыдающу Иосиф видев растерзашеся весь и вопияше горько: како Тя, о Боже Мой, ныне погребу раб Твой? Какими плащаницами обвию тело Твое?
28. Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею и с Никодимом носит и погребает.
29. Странну вижду и преславную тайну, Дева вопияше Сыну и Господу: како в худом гробе полагаешися, мертвыя повелением возставляяй во гробех.
30. Ни от гроба Твоего восстану, Чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения Твоего, Сыне Мой.
31. Радость Мне николиже отсем прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: свет Мой и радость Моя во гроб зайде. Но не оставлю Его единаго: зде же умру и спогребуся Ему.
32. Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни и утоли Мою болезнь и печаль; можеши бо, Владыко, елико хощеши, и творити, аще и погреблся еси волею.
33. О, како утаился Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь? Тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети; но и воскресну и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли.
34. Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая; но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас!

Перевод на русский
(для лучшего понимания читаемого текста)

1. Дева Чистая, увидев висящим на кресте Сына и Господа (Своего), горестно стеня, терзаяясь и вместе с другими женами вопия, (так) говорила:
2. «Видя Тебя ныне, возлюбленное Чадо Мое висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце моем», говорила чистая. «Вымолви, Благий, слово рабе Твоей».
3. «Сын и Творец Мой! добровольно терпишь Ты лютую смерть на древе», - говорила Дева, предстоя у креста с возлюбленным учеником.
4. «Ныне лишилась Я моей надежды, радости и веселия - Сына моего и Господа: горе Мне! Болит Мое сердце!» говорила Чистая с плачем.
5. «Из страха пред иудеями Петр скрылся и все верные разбежались, оставив Христа», говорила Дева рыдая.
6. «Чудесным и неведомым рождеством Твоим, Сын Мой, я была возвеличена пред всеми матерями. Но горе Мне! теперь, при виде Тебя на кресте, утроба Моя распаляется.
7. вижу Рожденнаго Мною и простираю руки, чтобы принять Его с креста. Но никто, увы! Не дает Мне Его.
8. Вот свет Мой сладостный, надежда и жизнь Моя драгая, Бог Мой угас на кресте! Внутренность Моя распаляется!» говорила Дева стеня.
9. «Солнце незаходящее, Боже Превечный, Творец и Господь всех творений! Как Ты терпишь страдания на кресте?» говорила Чистая плача.
10. Не познавшая брака говорила плача благообразному: «Иосиф! Поспеши к Пилату и испроси дозволение снять с древа твоего Учителя».
11. Иосиф, видя Пречистую горько плачущую, смутился и плача пришел к Пилату и со слезами сказал: «отдай мне тело Бога моего».
12. Видя Тебя покрытаго язвами, обезславленного и обнаженного на древе, рыдая как Матерь - Дева говорила: «Чадо Мое! Огонь палит внутренность Мою».
13. Терзаясь и удивляясь Иосиф вместе с Никодимом рыдая снял пречистое тело (Распятого) и со стенаниями воспел Его как Бога.
14. С плачем приняла Его Матерь безмужняя, положила Его на колена и со слезами и горькими рыданиями молила Его, осыпала лобзаньями и восклицала:
15. «Тебя, Владыко, Сын и Бог Мой, Я, раба Твоя, имела единственною надеждою, жизнию и светом очей. Но теперь я лишилась Тебя, Чадо мое сладчайшее и возлюбленное!
16. Увы! Печаль и скорбь и воздыхания терзают Меня, - говорила Чистая, - горько рыдая, когда вижу Тебя, Чадо Мое возлюбленное, нагим оставленным и помазанным ароматами мертвецом.
17. Вижу мертвым Тебя, человеколюбец, воскресившаго мертвых и все содержащаго, и утроба Моя уязвляется лютою скорбию. Я хотела бы умереть с Тобою, - говорила Пречистая, - ибо нестерпимо для Меня видеть Тебя бездыханным мертвецом.
18. Изумляюсь, видя Тебя преблагий Боже и прещедрый Господи, без славы без дыхания, без красоты. Держу Тебя в объятиях и плачу, не надеясь, - горе Мне! - увидеть Тебя Более, Сын Мой и Боже Мой!
19. Не вымолвишь ли рабе Твоей слова Ты, Слово Божие? не ущедришь ли, Владыко, родившую Тебя?» говорила Чистая, плача, рыдая и лобзая Господа Своего.
20. «Видно уже не слышать более Мне, рабе Твоей, Владыко, Твоего сладкого гласа и не увидеть, как прежде, красоты лица Твоего: ибо сокрылся Ты, Сын Мой, от очей Моих!»
21. Приидите все, прославим Распятаго за нас, Котораго видя на древе Мария говорила: «Хотя Ты и терпишь распятие, но Ты - Сын и Бог Мой».
22. Следуя вместе с другими женами за своим Агнцем, влекомым на заклание, распустивши власы, агница Мария, вопияла: «Куда Ты идешь, Чадо? зачем поспешаешь так скоро? Или совершается новый брак в Кане, и Ты спешишь туда, чтобы претворить для них воду в вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или лучше дожидаться Тебя? О, Слово! промолви Мне одно слово; не проходи мимо Меня молча Ты, сохранивший Меня чистою: ибо Ты Сын и Бог Мой.
23. «Где же Сын и Бог Мой, прежнее благовестие, которое вещал Мне Гавриил? Он называл Тебя Царем, Сыном Божиим и Богом Вышним: но вот теперь Я вижу Тебя, сладостный Свет Мой, нагого и мертвого.
24. Исцеляющий болезни, ныне возьми Меня с Собою, Сыне Мой и Боже, чтобы и Мне, Владыко, сойти с Тобою во ад. Не оставляй Меня одну, ибо Мне уже невыносимо жить, не видя Тебя, Моего сладостнаго Света!»
25. Горько рыдая с другими женами мироносицами и видя Христа несомым, Непорочная говорила: «Горе Мне! Что вижу Я? Куда Ты идешь теперь, Сын Мой, покидая Меня одну?»
26. Изнемогая от рыданий, Непорочная говорила мироносицам: «Рыдайте и плачьте горько вместе со Мною, ибо Свет Мой сладостный и учитель ваш полагается во гроб.»
27. Иосиф, видя рыдающую Деву, сам терзался и горько вопиял: «Как мне, рабу Твоему, погребать Тебя, Боже мой? Какими плащаницами обвить тело Твое?»
28. Превышает ум удивительное зрелище: Господа, носящего всю тварь, Иосиф с Никодимом несут на руках своих и погребают.
29. «Вижу удвительную и преславную тайну, - вопияла Дева к Сыну и Господу: - как полагают в простой гроб Тебя, вызывавшаго словом мертвых из гробов?
30. Не отойду от гроба Твоего, Чадо Мое, и не перестану лить слезы Я, раба Твоя, пока и Я не сойду во ад: ибо не могу перенести.
31. Отныне радость никогда не коснется Меня, говорила рыдая Непорочная: - Свет Мой и радость Моя закатилась во гроб. Но я не оставлю Его одного: умру здесь же и погребусь вместе с Ним.
32. Исцели мою душевную рану, Чадо Мое! - вопияла Пречистая со слезами. - Воскресни и утоли Мою скорбь и печаль: ибо Ты можешь сделать, что захочешь, хотя и погребся добровольно.»
33. «О, как сокрылась от тебя бездна милосердия? - сказал Господь тайно Матери. - Ибо, желая спасти Мое творение, Я благоволил умереть; но Я воскресну и возвеличу Тебя, как Бог неба и земли».
34. «Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыко! Ибо, восхотев спасти создание Твое, Ты принял смерть, - сказала Пречистая. - Но воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!».

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Канон «Плач Пресвятой Богородицы» должен быть в каждом доме, написанный от руки. Он хранится аккуратным листочком.

До написания следует прочесть хотя бы одно Евангелие вслух для всех членов семьи. Поститься неделю (исключить продукты животного происхождения, сладости, вино, табак), читая утренние и вечерние молитвы, затем прочесть канон для всех членов семьи вслух и только тогда можно приступить к написанию молитвы. Чтение Канона дает успокоение родителям в отъезде детей, в душевных скорбях, печалях.

И следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок - это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Вы постепенно меняетесь к лучшему.

Плач Пресвятой Богородицы

(Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы)

Творение Симеона Логофета

На старославянском

1. Обешена яко виде на кресте Сына и Господа, Дева Чистая терзающися вопияше горце, со другими женами стенящи глаголаше:

2. Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща и уязвляюся горце сердем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, рабе Твоей.

3. Волею, Сыне Мой и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше, предстоящи у креста со возлюбленным учеником.

4. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне! болезную сердцем, Чистая плачущи глаголаше.

5. Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, и оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаша.

6. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне! ныне Тя видящи на древе распалаюся утробою.

7. Вижду Утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, сего даде.

8. Се, свет Мой сладкий, надежда и живот Мой благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева стенющи и глаголаше.

9. Солнце незаходяй, Боже Превечный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте, Чистая плачущи глаголаше.

10. Плачущи глаголаше браконеискусная ко благообразному: потщися, Иосифе, к Пилату приступити и испроси снятии с древа Учителя твоего.

11. Видев Пречистую горце слезящу, Иосиф смутися и плачася приступи к Пилату: даждь ми, вопия с плачем, тело Бога моего.

12. Уязвена Тя видящи и без славы нага на древе Чадо Мое, утробою распалаюся, рыдающи яко Мати, Дева провещаваше.

13. Растерзаяся и рыдая и дивяся вкупе с Никодимом снят Иосиф, и уцеловав пречистое тело рыдаше и стеняше, и пояше Его яко Бога.

14. Приимши Его с плачем Мати неискусомужняя, положи на колену, молящи Его со слезами и облобызащающи, горце же рыдающи и восклицающи.

15. Едину надежду и животь, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.

16. Болезни и скорби и воздыхания обретоша мя, увы Мне, Чистая горце рыдающи глаголаше, видящи Тя, Чадо Мое возлюбленное, нага и уединена, и вонями помазана мертвеца.

17. Мертва Тя зрю, человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою: хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше; не терплю бо без дыхания мертва Тя видеши.

18. Дивлюся зрящи Тя, преблагий Боже и премудрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна, и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне! Видети Тя, Сыне Мой и Боже!

19. Не взглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа своего.

20. Помышляю, Владыко, яко ктому сладкаго Твоего не услышу гласа; ни доброты лица Твоего узрю, якоже прежде раба Твоя: ибо зашел еси, Сыне Мой, от очию Моею.

21. Нась ради Распятого прийдите вси воспоим. Того бо виде Мариа на древе глаголаше аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

22. Своего Агнца агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? чесо ради скорое течение совершаеши? егда другой брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимо иди Мене, чисту соблюдый Мя. Ты бо еси Сын и Бог Мой.

23. Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижду Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца.

24. Избавляяй болезни, ныне прими Мя с Собою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобой и Аз, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего Света.

25. С другими женами мироносицами рыдающи Непорочная горце и носима видящи Христа глаголаше: увы Мне, что вижду? Камо идешь ныне, Сыне Мой, а Мене едину оставляеши?

26. Изнемогающи и рыдающи Непорочная мироносицам глаголаше: срыдайте Ми и сплачитеся горце, се бо Свет Мой сладкий и Учитель ваш гробу предается.

27. Деву рыдающу Иосиф видев растерзашеся весь и вопияше горько: како Тя, о Боже Мой, ныне погребу раб Твой? Какими плащаницами обвию тело Твое?

28. Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею и с Никодимом носит и погребает.

29. Странну вижду и преславную тайну, Дева вопияше Сыну и Господу: како в худом гробе полагаешися, мертвыя повелением возставляяй во гробех.

30. Ни от гроба Твоего восстану, Чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения Твоего, Сыне Мой.

31. Радость Мне николиже отсем прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: свет Мой и радость Моя во гроб зайде. Но не оставлю Его единаго: зде же умру и спогребуся Ему.

32. Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни и утоли Мою болезнь и печаль; можеши бо, Владыко, елико хощеши, и творити, аще и погреблся еси волею.

33. О, како утаился Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь? Тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети; но и воскресну и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли.

34. Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая; но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас!

Перевод на русский

(для лучшего понимания читаемого текста)

1. Дева Чистая, увидев висящим на кресте Сына и Господа (Своего), горестно стеня, терзаяясь и вместе с другими женами вопия, (так) говорила:

2. «Видя Тебя ныне, возлюбленное Чадо Мое висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце моем», говорила чистая. «Вымолви, Благий, слово рабе Твоей».

3. «Сын и Творец Мой! добровольно терпишь Ты лютую смерть на древе», - говорила Дева, предстоя у креста с возлюбленным учеником.

4. «Ныне лишилась Я моей надежды, радости и веселия - Сына моего и Господа: горе Мне! Болит Мое сердце!» говорила Чистая с плачем.

5. «Из страха пред иудеями Петр скрылся и все верные разбежались, оставив Христа», говорила Дева рыдая.

6. «Чудесным и неведомым рождеством Твоим, Сын Мой, я была возвеличена пред всеми матерями. Но горе Мне! теперь, при виде Тебя на кресте, утроба Моя распаляется.

7. вижу Рожденнаго Мною и простираю руки, чтобы принять Его с креста. Но никто, увы! Не дает Мне Его.

8. Вот свет Мой сладостный, надежда и жизнь Моя драгая, Бог Мой угас на кресте! Внутренность Моя распаляется!» говорила Дева стеня.

9. «Солнце незаходящее, Боже Превечный, Творец и Господь всех творений! Как Ты терпишь страдания на кресте?» говорила Чистая плача.

10. Не познавшая брака говорила плача благообразному: «Иосиф! Поспеши к Пилату и испроси дозволение снять с древа твоего Учителя».

11. Иосиф, видя Пречистую горько плачущую, смутился и плача пришел к Пилату и со слезами сказал: «отдай мне тело Бога моего».

12. Видя Тебя покрытаго язвами, обезславленного и обнаженного на древе, рыдая как Матерь - Дева говорила: «Чадо Мое! Огонь палит внутренность Мою».

13. Терзаясь и удивляясь Иосиф вместе с Никодимом рыдая снял пречистое тело (Распятого) и со стенаниями воспел Его как Бога.

14. С плачем приняла Его Матерь безмужняя, положила Его на колена и со слезами и горькими рыданиями молила Его, осыпала лобзаньями и восклицала:

15. «Тебя, Владыко, Сын и Бог Мой, Я, раба Твоя, имела единственною надеждою, жизнию и светом очей. Но теперь я лишилась Тебя, Чадо мое сладчайшее и возлюбленное!

16. Увы! Печаль и скорбь и воздыхания терзают Меня, - говорила Чистая, - горько рыдая, когда вижу Тебя, Чадо Мое возлюбленное, нагим оставленным и помазанным ароматами мертвецом.

17. Вижу мертвым Тебя, человеколюбец, воскресившаго мертвых и все содержащаго, и утроба Моя уязвляется лютою скорбию. Я хотела бы умереть с Тобою, - говорила Пречистая, - ибо нестерпимо для Меня видеть Тебя бездыханным мертвецом.

18. Изумляюсь, видя Тебя преблагий Боже и прещедрый Господи, без славы без дыхания, без красоты. Держу Тебя в объятиях и плачу, не надеясь, - горе Мне! - увидеть Тебя Более, Сын Мой и Боже Мой!

19. Не вымолвишь ли рабе Твоей слова Ты, Слово Божие? не ущедришь ли, Владыко, родившую Тебя?» говорила Чистая, плача, рыдая и лобзая Господа Своего.

20. «Видно уже не слышать более Мне, рабе Твоей, Владыко, Твоего сладкого гласа и не увидеть, как прежде, красоты лица Твоего: ибо сокрылся Ты, Сын Мой, от очей Моих!»

21. Приидите все, прославим Распятаго за нас, Котораго видя на древе Мария говорила: «Хотя Ты и терпишь распятие, но Ты - Сын и Бог Мой».

22. Следуя вместе с другими женами за своим Ангцем, влекомым на заклание, распустивши власы, агница Мария, вопияла: «Куда Ты идешь, Чадо? зачем поспешаешь так скоро? Или совершается новый брак в Кане, и Ты спешишь туда, чтобы претворить для них воду в вино? Итти ли Мне с Тобою, Чадо, или лучше дожидаться Тебя? О, Слово! промолви Мне одно слово; не проходи мимо Меня молча Ты, сохранивший Меня чистою: ибо Ты Сын и Бог Мой.

23. «Где же Сын и Бог Мой, прежнее благовестие, которое вещал Мне Гавриил? Он называл Тебя Царем, Сыном Божиим и Богом Вышним: но вот теперь Я вижу Тебя, сладостный Свет Мой, чтобы и Мне, Владыко, сойти с Тобою во ад. Не оставляй Меня одну, ибо Мне уже невыносимо жить, не видя Тебя, Моего сладостнаго Света!»

25. Горько рыдая с другими женами мироносицами и видя Христа несомым, Непорочная говорила: «Горе Мне! Что вижу Я? Куда Ты идешь теперь, Сын Мой, покидая Меня одну?»

26. Изнемогая от рыданий, Непорочная говорила мироносицам: «Рыдайте и плачьте горько вместе со Мною, ибо Свет Мой сладостный и учитель ваш полагается во гроб.»

27. Иосиф, видя рыдающую Деву, сам терзался и горько вопиял: «Как мне, рабу Твоему, погребать Тебя, Боже мой? Какими плащаницами обвить тело Твое?»

28. Превышает ум удивительное зрелище: Господа, носящего всю тварь, Иосиф с Никодимом несут на руках своих и погребают.

29. «Вижу удвительную и преславную тайну, - вопияла Дева к Сыну и Господу: - как полагают в простой гроб Тебя, вызывавшаго словом мертвых из гробов?

30. Не отойду от гроба Твоего, Чадо Мое, и не перестану лить слезы Я, раба Твоя, пока и Я не сойду во ад: ибо не могу перенести.

31. Отныне радость никогда не коснется Меня, говорила рыдая Непорочная: - Свет Мой и радость Моя закатилась во гроб. Но я не оставлю Его одного: умру здесь же и погребусь вместе с Ним.

32. Исцели мою душевную рану, Чадо Мое! - вопияла Пречистая со слезами. - Воскресни и утоли Мою скорбь и печаль: ибо Ты можешь сделать, что захочешь, хотя и погребся добровольно.»

33. «О, как сокрылась от тебя бездна милосердия? - сказал Господь тайно Матери. - Ибо, желая спасти Мое творение, Я благоволил умереть; но Я воскресну и возвеличу Тебя, как Бог неба и земли».

34. «Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыко! Ибо, восхотев спасти создание Твое, Ты принял смерть, - сказала Пречистая. - Но воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!».