Костел органный концерт. Расписание богослужений. Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, и для льготных категорий граждан. Чтобы купить билеты со скидкой 50% на данной сайте необходимо зарегистрироваться и подписаться на новостную рассылку. Нашими дисконтными картами можно воспользоваться в течение часа до концерта в самом соборе. Дисконтная карта действует на все билеты в любом секторе, кроме VIP.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора в течение час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 3 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 20 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал разрешается во время аплодисментов, чтобы не мешать другим слушателям.

Через 20 минут после начала концерта вход в зал разрешается только на балкон. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе строго согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор России.

Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (не считая католической часовни святой Ольги).

История собора

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России.

Статуя перед собором

Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии , был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу - Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

###Страница 2

Архитектура собора

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола - купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

Готический собор в Вестминстерском аббатстве

Кафедральный собор в Милане

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок - гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

В нартексе находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа - медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни - конфессионалы. В конце левого нефа - часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии . По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной

###Страница 3

В пресвитерии Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится самый важный элемент храма - алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, - место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии - дар Веронской епархии. На алтаре - изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца. Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды - Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте - 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры - Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Орган собора

Орган Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. Инструмент состоит из 74 регистров, 4 мануалов и 5563 труб.

Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве - дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel M?nster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын - Гуннар Шмид.

В 2009 году планируется установка недостающего 32-футового регистра Principal bass 32`

В Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языке и латыни, а также проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».

Собор расположен по адресу: ул. Малая Грузинская, 27/13

В Москве, в давние времена существовала небольшая обособленная территория — грузинская Слобода, которой владел царь этого государства Вахтанг VI. С тех давних времён остались только названия улиц — Грузинский переулок, Грузинский Вал, Грузинские Малая и Большая улицы.

Костел на Малой Грузинской сильно выделяется на фоне остальных зданий, расположенных рядом

Сейчас на Малой Грузинской в здании 27/13 расположился уникальный костёл — Кафедральный римско-католический Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Построенное в неоготическом стиле здание храма выделяется среди рядом расположенных сооружений строгим и величественным видом с необычной архитектурой.

Своему названию костёл на Малой Грузинской обязан одному из важнейших персонажей христианской веры — Деве Марии (Пресвятая Богородица, Царица Небесная, земная мать Иисуса Христа).

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Свою историю храм начинает в 1894 г. В то время католическая диаспора Москвы заметно росла. Вследствие этого ее представители поставили перед московским губернатором вопрос о необходимости постройки большего храма, способного вместить большое число верующих. К этому времени в Москве уже имелось 2 католических храма.

Московские власти разрешение на строительство культового сооружения выдали, однако выдвинули определённые условия. Возводить собор нужно было подальше от православных святых мест и не в центре города. При этом, на здании не должны присутствовать какие-либо изваяния и башни.

Костёл на Малой Грузинской проектировал архитектор Ф. Богданович-Дворжецкий.

Он разработал и представил общественности проект собора в неоготическом стиле, который мог вместить 5000 прихожан. При этом, выдвинутые условия по отсутствию изваяний на фасаде и башен им были проигнорированы.

Несмотря на это, проект на конкурсе одержал победу, его рекомендовали для строительства. Под возведение собора был приобретён на улице Малая Грузинская участок земли.

История строительства

Купленный участок имел определённое значение для католиков. Именно здесь проживала основная польская диаспора. Представители этой общины и собрали основные средства для возведения собора. Всего же общая стоимость храма равнялась 300 тыс. руб. серебром.

Строить культовое сооружение начали в начале XX века. Продолжалось его возведение почти 10 лет. Завершилось в конце 1911 года. Зимой (21 декабря) костёл освятили.

Внутренняя отделка велась и после открытия, вплоть до революционных событий 1917 года. В первый период становления Советского Союза католический костёл не закрывался почти 20 лет. В нём осуществлялись регулярные богослужения.

Однако ситуация в стране все же привела к тому, что в 1937 году кафедральный собор закрыли.

Имущество культового сооружения разграбили и уничтожили. Разрушению подверглись орган, алтарь. Фасад здания был обезображен.

В дальнейшем строение отвели под общежитие и в нём началась перепланировка. Во времена Великой Отечественной войны собор пострадал от немецких авиабомб. Ряд башен и шпилей погибли. После войны главный шпиль храма разобрали. В здании была продолжена перестройка.

В 1956 году в бывшее здание католического собора переселился научно-исследовательский институт «Мосспецпромпроект» . Эта структура продолжала капитальные внутренние перестроения изменив его до неузнаваемости, создав 4 полноценных этажа.


Костел до реставрации

В 1976 году власти Москвы решили на базе сооружения создать органный зал. Но заведения, которые находились в здании костёла, а их насчитывалось около 15, переезжать категорически отказались, что привело к отказу от реализации культурных замыслов.

Однако католики Москвы, которых объединил под своим началом ассоциация «Польский дом», продолжили деятельность, направленную на возвращение культового сооружения верующим. В 1989 году они подали официальный запрос московским властям на возврат здания храма римской католической церкви.

Власти города к просьбам верующих отнеслись благосклонно и в 1990 году перед храмом была отслужена первая месса. Она стала знаковой, первой почти за 60 лет.

Однако до полного возвращения собора во владение католической епархии столицы пришлось ждать ещё 5 лет. НИИ «Мосспецпромпроект» выселяться из здания отказывался.

Окончательная точка в процессе возврата костёла верующим была поставлена 1996 году, когда Московская католическая епархия получила от властей города документальные материалы, подтверждающие право бессрочного пользования зданием.

Сразу после передачи костёла в нем началась реставрация. Она затянулась на 3 года. В конце 1999 года посланец Папы Римского — кардинал Содано осветил собор. Через несколько лет в нём поставили орган.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора впечатляет. Так шпиль центральной внутренней башенки украшен крестом, в боковые шпили которого вставлены гербы Иоанна Павла II и архиепископа Кондрусевича Тадеуша. В притворе храма имеется скульптурное изображение Христа, распятого на кресте. У чаш со святой водой в стены вставлены кирпич Лютеранской Базилики лютеранской и специальная медаль от 2000 года.

В центральной части костёла имеется два сектора со скамейками. Их разделяют проходы. Рядом с боковыми проходами установлены комнаты для исповеди — конфессионалы. С одного карая нефа левого (неф – часть помещения, ограниченная колонами) расположена часовня. Внутри неё стоит дарохранительница с алтарём Даров.

Боковые нефы отделяют от зала колоннады. Их потолки представляет своды в виде креста, созданные арками. Каждый неф в отдельности поддерживается пятью колонами-контрфорсами. Общее количество их – 10, что символизирует 10 главных христианских заповедей.


Орган собора

Окна собора стрельчатые, с витражными оконными проёмами. Под ними имеется 14 барельефов которые символизируют 14 «стояний» на Крестном пути. Рядом с первой потолочный аркой, выше нартекса (входная зона притвора храма), возведены хоры. Ранее проект собора предполагал размещение на них около 50 певчих. Однако на этом месте установили хоральный орган.

Святыни, иконы, мощи храма

На центральном месте костела находится главный его элемент — алтарь. Он обложен мрамором тёмно-зелёного цвета.

В ней размещены частицы святых, которые принадлежат:

  • Первоапостолу Андрею ;
  • святому Зенону (Зенон Веронский), покровителю детей и рыбаков;
  • святому Григорию Назианскому (Богослов или Григорий Назианзин) почитается как один из основателей Церкви, Константинопольский архиепископ;
  • святым Косьме и Димиану (братья, бессребреники, творители чудес и врачеватели);
  • частица покрова Девы Марии , подаренная костёлу Веронской епархией.

По правую сторону от алтаря находится амвон. Он также в темно-зелёном мраморе. В пресвитерии, в задней его части, имеется возвышения состоящее из 3 ступеней. Оно примыкает к апсиде (полукупольный храмовой выступ). Тут оборудованы места для нахождения священнослужителей, а также кафедра епископа.

В пресвитерии располагается Распятие. Оно достигает 9 метров в высоту. На кресте Иисус Христос высотой 3 метров. По бокам распятия скульптуры из гипса: евангелиста Иоанна и Божьей Матери.

Духовенство, наставники

Костел на Малой Грузинской располагает своим штатом духовенства. Представлен митрополитом московской Архиепархии, генеральным викарием, настоятелем собора, соборными администраторами, двумя приходскими викариями, тремя священниками, отвечающих за помощь в переходе. Имеется духовное лицо, представляющее армянский католический приход и священник испанской общины.

В штате есть 6 сестер. Они представляют 3 монашеских ордена: Салезианцев Дона Боско; Дочерей Марии Помощницы Христиан; Конгрегации Святейшего Сердца Иисуса.

Приход и хор

Приход костёла обширен. В него включены все католики, проживающие на западе и юге Москвы. Формально это прихожане приходов Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Святого Семейства.

У костёла имеется свой хор, приходской, литургический. В цокольном этаже собора имеется класс хорового пения. В нем раз в неделю, в среду, проводятся занятия. Кроме того, желающие могут попробовать свои силы в молодёжном вокально-инструментальном ансамбле.

Интересные факты про собор, что в окрестностях

Известен костёл на улице Малая Грузинская своими колоколами. Они расположены с левой стороны фасада, за аркой. Колоколов всего 5. Их изготовили в Польше на всемирно известной фабрике Фальчинских. Подарены собору епископом Скворцом. Наибольший достигает веса более 900 кг.

Каждый колокол имеет своё название (в порядке убывания по весу):

  1. «Фатимская Божья Матерь».
  2. «Иоанн Павел II».
  3. «Святой Фадей».
  4. «Юбилей – 2000».
  5. «Святой Виктор».

Колокольный звук извлекается посредством электронного автомата.

Недалеко от места расположения костёла на Малой Грузинской улице имеются и иные достопримечательности столицы:

  • московский зоопарк;
  • памятник матери Терезы.
  • посольство Польской Республики;
  • Грузинский парк;
  • Ваганьковское кладбище;
  • городская усадьба Щукина.

Социальная работа, повседневная жизнь

В Кафедральном соборе проводятся бесплатные экскурсии. Но исключительно по предварительной записи. Время их проведения — вторник, среда, пятница, тогда, когда служений не ведётся. Посещать храм могут и экскурсионные посторонние группы. Но и для них требуется предварительная договорённость.

В храме осуществляются мероприятия катехизации (обучение основам католической веры и чину церковной жизни). Открыты для желающих церковные лавка, библиотека. Работает столовая для малоимущих. В соборе нашла пристанище редакция вестника «Свет Евангелия».

Концерт Ave Maria в соборе:

Костёл на Малой Грузинской фондом «Искусство добра» регулярно используется под органные концерты. Вход платный. Цена билетов от 300 до 3000 рублей. С расписанием представлений можно ознакомиться на сайте фонда.

Воскресная школа

Воскресной школы в соборе не имеется. Здесь можно лишь получить дополнительные знания в области английского языка. Занятия проводится в детских группах, так как основные получатели информации — дети. Их набирают в возрасте от 3 лет.

Курсам английского языка присущи такие особенности как игровая форма преподавания, доброжелательная атмосфера, естественность в освоении языка. К занятиям привлекаются преподаватели, имеющие опыт работы с детьми возраст, которых начинается с 3 лет.

Престольные праздники

Храм на Малой Грузинской – это религиозная культовая структура римско-католической церкви. Мессы, службы, престольные праздники проводятся в строгом соответствии с положениями календаря католических дат. Подробно с перечнем мероприятий костёла на год можно ознакомиться на сайте храма.

Расписание служб, режим работы

Римско-католический кафедральный собор работает ежедневно. Он открыт для посещения с 8:00 до 20:00. Закрывается на технический перерыв с 12:45 до 15:30, кроме воскресных дней.


Католическая пасха

Богослужения в храме проводятся ежедневно. Расписание приведено в таблице.

Расписание работы костёла

День время Название мессы, язык службы
Воскресенье 8.30 — 20.00 на языках польском, русском, корейском, на латинском, детская месса, армянская литургия
Понедельник ​7.45 – 19.00 на языках русском, польском,

поклонение дарам

Вторник ​7.45 – 20.45 на языках русском, польском

поклонение дарам

Среда 7.45 – 18.00 на языке русском, поклонение дарам
Четверг 7.45 — 19.00 на языке русском, польском
Пятница 7.45 – 19.00 на языке русском, поклонение дарам, вечерня
​ Суббота 7.45 – 18.00 на языке русском, поклонение дарам, воскресная на языке русском

Информация для паломников

Лицам, желающим посетить костёл на Малой Грузинской, паломникам, проживающими за пределами Москвы, нужно помнить, что собор мест для проживания не предоставляет. Необходимо заранее подумать о том, где предстоит проживать. Также загодя нужно ознакомиться с режимом работы и с мероприятиями, которые в нем проводятся.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Собор находится по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13 . Это культовое учреждение имеет свой официальный сайт Catedra_ru

Наиболее удобным способом, согласно которому до костёла можно добраться без задержек, является следующий:

  1. Вначале необходимо выйти на станции метрополитена «Краснопресненская».
  2. Далее двигаться по улице Красной Пресне в западном направлении, к Третьяковском Валу.
  3. Через 500 метров необходимо свернуть на Малую Грузинскую улицу пройдя по которой около 600 м и цель будет достигнута.

Иным популярным способом является выбор наземного маршрутного транспорта. До собора, который расположен рядом с улицей Климашкина, следует автобус номер 116. Его маршрут начинается у Белорусского вокзала.

Рядом с костёлом по улице Малая Грузинская имеются остановки и иного общественного транспорта. Так можно воспользоваться автобусами 12, 18, 35, 39, 40, 53, 64, 66, 69, 125, 567. Троллейбусом: 54. Маршрутным такси: 254М.

Полезное видео по теме

История собора:

Самый большой католический собор в России, как ни странно, находится в Грузинах, исторически православной Грузинской слободе. За более чем столетнюю историю собор пережил закрытие, разграбление, бомбардировки Великой Отечественной войны, перестройку под НИИ и масштабную реставрацию.

Не всем москвичам известно о небольшом районе Грузины в центре Москвы, между Пресней, Зоопарком и Белорусским вокзалом. О некогда процветающей Грузинской слободе – владении грузинского царя Вахтанга VI – можно догадаться лишь по названиям улиц: Большая и Малая Грузинские, Грузинский Вал, Грузинский переулок. На Малой Грузинской, д. 27/13 находится крупнейший католический собор в России – Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии .

В 1894 году, в связи с ростом католической общины в Москве, возникла необходимость постройки третьего, более вместительного храма. Совет храма св. Петра и Павла обратился за разрешением на возведение собора к московскому губернатору: разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра и главных православных святынь, без башен и наружных изваяний. Проект неоготического храма на 5000 прихожан Ф. О. Богдановича-Дворжецкого победил на конкурсе и был утвержден, несмотря на нарушение последнего условия, и участок на Малой Грузинской был приобретен. Место выбрали неслучайно. Хотя исторически в Грузинах была своя православная церковь Георгия Победоносца, основанная в 1750 г. (так же закрытая и поврежденная в советское время), в этом районе проживало много поляков. Именно польская община собрала основную часть средств для постройки, которая обошлась в 300 тысяч рублей серебром. Десятилетнее строительство завершилось в 1911 г., и 21 декабря того же года храм был освящен.

Отделочные работы велись вплоть до революции 1917 г., и первые двадцать лет советской власти костелу удавалось сохранять приход и продолжать богослужения. Все изменилось в 1937 г.: храм закрыли, церковное имущество было разграблено либо уничтожено, разрушены алтарь и орган, обезображен фасад. Внутри началась перепланировка под общежитие. В начале войны собор сильно пострадал бомбардировок – были разрушены несколько башен и шпилей. После войны разобрали главный шпиль над некогда богато украшенным алтарем и продолжили перепланировку под рабочие общежития, затем овощехранилища, различные цеха, конторы и организации.

В 1956 году в костел переехал НИИ «Мосспецпромпроект» , поделивший здание на 4 этажа, тем самым изменив внутренний интерьер до неузнаваемости. Через двадцать лет, в 1976 г., собору, казалось бы, должна была улыбнуться удача: московские власти создали проект по превращению собора в зал органной музыки. Однако 15 организаций, оккупировавшие здание, отказались переезжать. Наконец, в 1989 г. московские католики во главе с ассоциацией «Дом Польский» подали запрос на возвращение храма Римско-католической церкви. Год спустя, по случаю праздника Непорочного Зачатия Девы Марии была отслужена месса на ступенях костела с разрешения властей. Это было первое богослужение собора за долгих 60 лет. Тем не менее, на возвращение храма епархии понадобилось еще 5 лет – НИИ «Мосспецпромпроект» отказывалось выселяться. В 1996 г. приход наконец-то получил документы на бессрочное пользование зданием от властей.

Основные реставрационные работы заняли около трех лет, в конце 1999 года кардинал Ватикана Анджело Содано прибыл в Москву для торжественного освещения костела. Несколько лет спустя собору было возвращено его главное сокровище – орган, для которого в проекте предусматривалась специальная акустика. На этот раз орган был подарен швейцарским лютеранским собором. На сегодняшний день орган собора Непорочного Зачатия – один из самых больших в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы, позволяющие исполнять органную музыку любой эпохи, начиная с раннего Средневековья.

Cегодня главный московский костел открыт для посещения, в нем служат мессы на русском, польском, английском, французском, корейском и латыни. Являясь одним из основных залов органной музыки, собор проводит музыкальные курсы по григорианскому хоралу и органной импровизации. На протяжении более 10 лет, совместно с благотворительным фондом «Искусство добра» храм проводит открытые для посещения концерты духовной музыки. 7 cентября был открыт новый сезон, всего за сентябрь состоится еще 10 концертов, где можно услышать не только орган. В программе также скрипка, труба, вокал, саксофон, полонез, концерт для детей.

В любое время года можно погулять по территории храма. На католическое Рождество собор превращается в настоящую зимнюю сказку, а у ограды будто бы из-под снега вырастает маленький домик – хлев с фигурами Иисуса в яслях, Девы Марии, животных и ангелов. Пережив революцию, войну, разрушения, отметив возвращение в епархию и столетие, костел является одним из самых светлых и умиротворяющих храмов в Москве.

Ознакомиться с программой и купить билет можно на сайте: http://artbene.ru
Сайт собора: http://www.catedra.ru

Анастасия Дорогова

Необыкновенно красивый по своей архитектуре католический собор находится в Москве на Малой Грузинской улице. Это самый большой костел в России. Собор неоготического стиля является памятником архитектуры. Здесь царит потрясающая атмосфера.

Здание собора было воздвигнуто в 1911 году, но заключительные отделочные работы были закончены только в 1917 году. В 1938 году храм был отобран у католиков. С этого момента собор пережил сложные времена. Многое было разграблено и просто уничтожено, в том числе алтарь и орган. Постепенное возрождение храма началось в 1989 году. В декабре 1999 года закончились реставрационные работы. Храм освятил кардинал Анджело Содано, посол папы Иоанна Павла II. С этого времени храм официально является кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Территория собора очень ухоженная. Само здание украшено красивой подсветкой.

Стены собора украшают фрески

Грот Девы Марии

Собор прекрасен не только снаружи, но и внутри.

Собор является центром духовной и культурной жизни. В его стенах проходят не только богослужения, но и концерты духовной и классической музыки.

Великолепная акустика позволяет насладиться музыкой в полной мере.

В 2005 году собор получил в подарок от лютеранского собора Швейцарии новый орган.

Это один из самых больших органов в России — 5563 трубы. Его можно сравнить с огромным живым организмом, который оживает от прикосновения человеческих рук. Звуки органа наполняют весь собор. Слушая орган, переживаешь неповторимые потрясающие ощущения: упругая звуковая волна пронизывает насквозь, объемные звуки проникают во все ваши внутренности. Музыку чувствуешь кожей. Органные концерты объединяют людей с разной культурой и религией.

Концерты длятся более часа, но проникаясь прекрасной музыкой, вы не ощущаете времени. Кажется, что прошло всего несколько минут. В конце концерта некоторое время царит тишина.