Православный церковный календарь. Православный церковный календарь Церковный календарь на года таблица

Когда в 2016 году Пасха? Когда начинается Масленица и Великий пост? Даты всех православных праздников с кратким объяснением их смысла. А также: как узнать день своих именин и правила поста, история чудотворных икон и дни памяти наших Святых покровителей. Календарь "РГ" будет вашим верным помощником целый год.

28 ноября 2015 г. - 6 января 2016 г., среда. Рождественский пост. Сорокадневный пост установлен для подготовки к встрече Рождества Христова

31 декабря 2015 г., четверг - 6 января 2016 г., среда. Последняя неделя (по-церковнославянски "седмица") Рождественского поста. Самый строгий пост.

Январь

6 января, среда. Рождественский сочельник, или Навечерие (т.е. день накануне) Рождества Христова. Строгий пост. В сочельник едят только сочиво - пшеницу, отваренную с медом, приступают к еде после появления на небе первой звезды, которая напоминает о звезде, зажегшейся после рождения Богомладенца Иисуса в Вифлееме. В этот день принято исповедоваться, с тем чтобы внутренне подготовиться к встрече родившегося Христа.

7 января, четверг. Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии. Не только дома, но и Церкви украшаются вечнозелеными елками - в знак вечной жизни, которую даровал нам Христос. Звезды на елках - в память о звезде, которая зажглась в Вифлееме при рождении Христа и показала волхвам место Его рождения. А подарки мы дарим, уподобляясь волхвам, принесшим Младенцу Христу дары. Рождество Христово - повод для объединения всех поколений семьи. Память о совместном присутствие на ночном богослужении - всенощном бдении - проносят через всю жизнь.

7 января, четверг - 17 января, воскресенье. Святки (святые дни). Отменяется пост, не совершаются коленопреклонения, запрещено бракосочетание. Праздничные дни Святок посвящены радости по поводу Рождения Христа: люди ходят в гости, исполняя песнопения, прославляющие Христа, дарят подарки, помогают неимущим, выпускают раскаявшихся из тюрем. Церковь категорически против гаданий и прочих "бесчинств суеверия", оставшихся с языческих времен, "упорствующие в этом грехе" подлежали "извержению из лона церкви".

14 января, четверг. Праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, святого и составителя Божественной Литургии. Новый год по старому стилю. Новый год - временная межа, дающая человеку возможность обновления, поэтому в этот день священники советуют прийти в храм и попросить благословения на год.

18 января, понедельник. Крещенский сочельник, или Навечерие (т. е. день накануне) Богоявления. Строгий пост. В этот день, как и день Крещения, происходит Великое освящение воды. Святой водой окропляют дом. Освященная вода "имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею".

19 января, вторник. Крещение Господне, или Богоявление. Праздник в честь Крещения Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Креститель, узнав Христа среди множества людей, крестил Его в реке Иордан. Когда Иисус, крестившись, вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Божий "как голубь" ниспустился на Христа. И в это время Бог Отец гласом с неба возвестил, что Иисус - Сын Божий. Так миру были явлены все три ипостаси Бога - Бог Отец гласом с неба, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Отсюда название - Богоявление. Принимая Крещение, Христос подает нам пример и освящает водное естество. Считается, что на Крещение вся вода освящается, отсюда традиция купаться в этот день.

25 января, понедельник. Татьянин день. День памяти раннехристианской мученицы св. Татьяны (начало III в). Дочь римского консула и тайного христианина Татьяна отказалась от жизни знатной римлянки, выбрав служение Церкви. Была зверски замучена, так как в храме Аполлона не поклонилась языческому идолу и не отреклась от Христа. В 1755 г. граф Шувалов, в день именин своей матери - Татьяны Шуваловой подал императрице Елизавете Петровне прошение об основании Московского университета: "для общей Отечеству славы". Императрица не смогла отказать, указ был подписан. Со временем день памяти мученицы Татьяны стал праздником студенчества.

27 января, среда. День равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (336 г.) * .

Февраль

1 февраля, понедельник. День интронизации Святейшего патриарха Московского и всея России Кирилла.

6 февраля, суббота. Блаженной Ксении Петербургской (XVIIIв.), прославившейся подвигом юродства Христа ради. Молитвенница, провидица, блж. Ксения помогала страждующим, спасая своей святостью "град святого Петра". Не оставляет нас святая и сейчас.

15 февраля, понедельник. Сретенье Господне. "Сретение" значит "встреча". Мы вспоминаем, как на сороковой день после рождения Иисуса, Его принесли в храм, и там произошла встреча Богомладенца со старцем Симеоном. Симеон был переводчиком с древнееврейского на греческий. Когда он переводил пророка Исаию, то усомнился в том, что Дева может родить, и тут ему явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока своими глазами не увидит Христа. Жизнь старца Симеона стала бессрочным ожиданием, но однажды, придя по вдохновению в храм, он встретил там Младенца Иисуса. Сретение трактуют как встречу Нового и Ветхого Заветов. Отмечая Сретение, Церковь подчеркивает необходимость соблюдения ветхозаветной традиции, когда на сороковой день после рождения, ребенка приносили в храм. И на сороковой день женщине-роженице читают очистительную молитву, после чего она может приходить в церковь и причащаться. Сложилась традиция на Сретение поминать воинов, погибших в Афганистане.

Март

5 марта, суббота. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Суббота перед Масленицей посвящена поминанию усопших, причем за всю историю человечества - отсюда название "Вселенская". А "мясопустной", так как следом идет воскресение без мяса.

6 марта, воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном суде. На церковнославянском "неделя" - это воскресный день. А семидневный цикл называют "седмица". Неделя мясопустная - это воскресенье, когда по уставу заканчивают употребление мяса, в этот день на богослужениях вспоминают грядущий Страшный суд.

7 марта, понедельник - 13 марта, воскресенье. Масленица, или Сырная седмица. Во время Сырной недели не позволяется есть мясо, но можно яйца, молоко, масло и сыр (отсюда название), даже в среду и в пятницу. Делая первый шаг в ограничении, отказываясь от мяса, человек готовит себя к большему - к Великому посту.

13 марта, воскресенье. Прощеное воскресенье. Последний день перед постом, едят молочное и яйца. В Прощеное воскресенье во время богослужения совершается чин прощения - древний монастырский чин, когда монахи, перед тем как на время поста удалиться в пустынь, не зная, доживут ли они до праздника Воскресения Христова, прощались друг с другом. В Прощеное воскресенье Церковь дает возможность нам, не задевая нашу гордость, примириться с ближними, попросить у них прощения.

14 марта, понедельник - 30 апреля, суббота. Великий пост. Семинедельный, самый длинный из постов, готовит нас к Светлому Воскресению Христову, Пасхе, путем покаяния и углубления внутренней духовной жизни. Во время всех богослужений читается покаянная молитва Ефрема Сирина, а в первые четыре дня Великого поста - Великий канон св. Андрея Критского.

14 марта, понедельник. Чистый понедельник. Первый, самый строгий день Великого поста, в этот день принято полное воздержание от пищи.

Апрель

3 апреля, воскресенье. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонная неделя. Во время поста, мы распинаемся, подобно Христу, при этом "ощущаем горечь, унывая и изнемогая". Поэтому перед верующими предстает Крест Христов, "напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий". Накануне, в субботу в центр храма выносят Крест Господень, и он остается посреди храма до пятницы. Глядя на него, мы соизмеряем свой подвиг с подвигом Христа.

7 апреля, четверг. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вспоминают, как Архангел Гавриил принес Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил говорит, что будущего Богомладенца будет звать Иисус, что означает "Спаситель". Важен не только призыв Архангела Гавриила к Деве Марии, но и ее ответ: "Я Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему", то есть диалог Бога через Ангела с Божьей Матерью, и в Ее лице со всем человечеством, ведь Христос родился в человеческом роде. На Благовещение пост отменяется, никто не работает - "девица косу не плетет и птица гнезда не вьет".

23 апреля, суббота. Лазарева суббота. Церковь вспоминает событие воскрешения Христом праведного Лазаря.

24 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье. Отмечают накануне Страстной седмицы (т. е. недели). За шесть дней до праздника ветхозаветной пасхи Иисус въезжает в Иерусалим, и горожане приветствуют Его пальмовыми ветвями и криками: "Осанна!" (т. е. "Спаси нас!"). Иисус избрал для входа в Иерусалим осла - символ мира на востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель, что "Царство Его не от мира сего". Но толпе нужны победы именно в земном мире, она ждет внешних чудес и побед. Не пройдет и пяти дней, как те, кто приветствовал Спасителя восторженными криками, будут требовать: "Распни Его!". Так торжественная встреча Христа жителями Иерусалима была предвестием Его грядущих страданий. В России нет пальм, поэтому в храм приносят ветки вербы - первой расцветающей весной. Вербу освящают в канун праздника на Всенощном бдении и потом хранят в доме весь год, как символ благословения жилища.

25 апреля, понедельник - 30 апреля, суббота. Страстная неделя. Неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, Распятие, крестную смерть, погребение. На церковнославянском слово "страсть" означает "страдание", отсюда название. Все дни Страстной седмицы получили название великие. Службы в эти дни особенно продолжительны, первые три дня Страстной недели во время богослужения прочитывается все Четвероевангелие.

28 апреля, четверг. Великий четверг, Чистый четверг. В храмах вспоминаются четыре события, произошедшие в этот день: Тайную вечерю, на которой Христос установил таинство Причащения (Евхаристии), омовение Иисусом ног Своим ученикам - в знак глубочайшей любви и смирения, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Так как в этот день было установлено Таинство Причащения, все стремятся в этот день причаститься. На вечернем богослужении читают двенадцать евангельских отрывков, рассказывающих о страданиях и крестной смерти Христа, и верующие в это время стоят с зажженными свечами. В Великий четверг есть народная традиция мыться до восхода солнца и после службы приводить в порядок дом - отсюда другое название: "Чистый четверг".

29 апреля, пятница. Страстная пятница. Вспоминают осуждение на смерть Христа, Его крестные страдания и смерть. Литургию в Великую пятницу не служат, так как в этот день Сам Иисус Христос принес Себя в жертву. Вечерняя служба начинается с 14:00, в час смерти Иисуса Христа. Во время вечерней службы из алтаря в центр храма переносится Плащаница - в память о снятии с Креста Тела Христова и Погребения Его. Плащаница будет находиться на середине храма в течение трех неполных дней, напоминая о трехдневном нахождении Христа во гробе. День самого строгого поста в году, до выноса Плащаницы не едят.

30 апреля, суббота. Великая суббота. Во время Литургии Василия Великого священнослужители переоблачаются из черных одежд в светлые, в знак победы Христа над смертью. К двенадцати часам ночи священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она и будет оставаться до праздника Вознесения Господня, в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле после Воскресения из мертвых.

Май

Матрона Московская. Фото:Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Москвы.

1 мая, воскресенье. Светлое Христово Воскресение, Пасха, праздник, торжества победы жизни над смертью. Безгрешный, Иисус добровольно, из любви к нам, отдает Себя на страдание и Своим страданием искупает человеческий род от власти смерти. "Погребенный как человек, Он, как Бог, обезоруживает смерть", снизойдя в ад, Он выходит из Него, ибо в Нем не найдено никакой сродственности греху, а значит смерти. Но смерть побеждена Христом не только для Него Одного, она побеждена для всех нас. "Никто не страшись смерти, ибо освободила нас от нее смерть Спасителя!.. Воскрес Христос - и никто не мертв во гробе: ибо Христос, восстав из мертвых, стал Первенцем из умерших".

1 мая, воскресенье - 7 мая, суббота. Светлая неделя, пост отменяется. Во время всей седмицы в храмах не закрываются Царские врата (врата посредине иконостаса, ведущие к алтарю), символизируя то, что Христос пришел и открыл нам врата рая.

2 мая, понедельник. День памяти блаженной Матроны Московской (1952г.). Блаженная Матрона - молитвенница, "даром прозрения и исцеления" помогающая всем, с верой к ней притекающим.

6 мая, пятница. Вспоминают великомученика Георгия Победоносца (303 г.). Святой покровитель не только Москвы, но и Англии, Грузии. Воины считают его своим святым, а икона с изображением Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом.

8 мая, воскресенье. Фомино воскресенье. В храмах читается Евангелие о том, как один из двенадцати апостолов, Фома, сказал: "Пока не увижу на руках Иисуса следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, не поверю, что Христос Воскрес!". Укоризненный ответ Иисуса обращен не только к неверующему Фоме, но и к нам: "Блаженны (т. е. счастливы) не видевшие, но поверившие!". С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

10 мая, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются и панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день - Радоница, когда мы разделяем радость о Воскресении Христа и Его победе над смертью с нашими близкими, уже отошедшими в мир вечный.

22 мая, воскресенье. Никола летний. Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

24 мая, вторник. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), первоучителей и просветителей славянских. Создателям церковнославянского языка, проповедникам молятся, если дети "не успевают в науках".

Июнь

9 июня, четверг. Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Вознесение Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть, как страшное последствие греха, и тем самым дав человеку возможность воскреснуть, Он показал, что возможно и большее обожение человеческого тела. Своим Вознесением Христос вознес всю человеческую природу.

11 июня, суббота. День памяти святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского (1961 г.). Свт. Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, был и великим хирургом, спасшим тысячи жизней, не приступавшим к операции без молитвы, и несгибаемым исповедником Христа, проведшим в ссылке 11 лет. По молитвам святому продолжаются чудеса и исцеления. Его книги "Очерки гнойной хирургии" и "Дух, душа, тело" - классика медицины и богословия.

18 июня, суббота. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших. Отмечают накануне Троицы, особо поминают людей, не получивших христианского погребения: пропавших без вести, погибших в водной пучине. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и для Бога все живы.

Тихвинская икона Божьей матери. Фото:Иконописная мастерская Свято-Троицкого

19 июня, воскресенье. День Святой Троицы, Пятидесятница. Посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова (отсюда название "пятидесятница"). А Святой Троицей праздник называют потому, что именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бога: Бога Отца, Бога Сына и освящение мира Богом Духом Святым. После сошествия на апостолов Святого Духа ученики Христа получили дар говорить на разных языках, началась проповедь христианства всем народам. Поэтому Троица считается и днем рождения Христианской Церкви. К празднику украшают зеленью дома, люди приходят в храм с цветами - знак вечной жизни.

20 июня, понедельник. День Святого Духа или Духов день. Продолжение праздника Святой Троицы, посвященное третьей ипостаси Бога - Святому Духу. В неделю, начавшуюся Днем Святого Духа, отменяется посты.

27 июня, понедельник - 11 июля, понедельник. Петров пост. Установлен в честь учеников Христа Петра и Павла. Начинается со второго понедельника после Троицы и заканчивается в праздник святых апостолов Петра и Павла.

Июль

7 июля, четверг. Рождество Иоанна Предтечи - величайшего пророка, родившегося для того, чтобы узнать Христа среди тысяч других. Иоанн Креститель был гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом.

12 июля, вторник. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Об апостоле Петре Христос сказал, что на его вере Он созиждет Церковь Свою. Апостол Павел не видел Христа воочию во время Его земной жизни, Спаситель явился апостолу Павлу после Своего Вознесения на Небо. И ап. Петр, и ап. Павел оставили после себя послания и были величайшими проповедниками.

18 июля, понедельник. День памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422 г.).

21 июля, четверг. Вспоминают явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.)

Август

2 августа, вторник. Вспоминают пророка Илию (Ильин день). Илия - великий пророк, родившийся за 900 лет до РХ, обличитель идолопоклонства, особо чтим на Руси. Илие пророку молились во время засухи. Воздушно-десантные войска России считают пророка Илию своим покровителем.

9 августа, вторник. День памяти великомученика Пантелеймона (305 г.), покровителя больных и врачей.

14 августа, воскресенье. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, в народе - Первый Спас, первый из праздников августа, посвященных Спасителю, в этот день освящается мед.

14 августа, воскресенье - 27 августа, суббота. Успенский пост, установлен в честь Пресвятой Богородицы, так как Мать Спасителя, готовясь отойти в мир иной, две последние недели Своей земной жизни провела в посте и молитве. Строгий пост, во время которого нельзя есть даже рыбу.

19 августа, пятница. Преображение Господне, отмечают событие преображения Христа перед Его учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". В этот день освящаются плоды, в России до Преображения не ели яблоки и груши. Иное название - Яблочный Спас.

28 августа, воскресенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успение (усыпание) Божьей Матери - это Ее переход из земной жизни в мир небесный. Когда на третий день после Ее Успения, апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. Телесно оставив мир, Богородица не умерла и ходатайствует за нас перед Своим Сыном.

29 августа, понедельник. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (944г), Третий Спас, "ореховый". Спас Нерукотворный - первая икона, данная нам Самим Господом.

Сентябрь

11 сентября, воскресенье. Усеконовение главы Иоанна Предтечи. Вспоминают подвиг Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. День строгого поста как выражения скорби.

14 сентября, среда. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября (ст. ст.), что по новому стилю 14 сентября.

21 сентября, среда. Рождество Пресвятой Богородицы. Родители Девы Марии были долго бездетны, но верили, что вопреки человеческому естеству Бог может даровать им ребенка. Они дали обет посвятить своего ребенка Господу. Их молитва была услышана, по Божьему промыслу у них родилась Дочь Мария. Святым праведным Иоакиму и Анне молятся при бездетности.

27 сентября, вторник. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как святая царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и решила узнать, какой из них Крест Господень. Мимо шла процессия с усопшим, и когда того приложили к Кресту Господа, он воскрес. Крест - не просто орудие пытки, это жертвенник, на котором Христос однажды и навсегда принес Свою жертву, и с тех пор Крест стал защитой и благодатным источником Жизни.

Октябрь

14 октября, пятница. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник напоминает, как святой Андрей увидел Божью Матерь, держащую над осажденным Константинополем Покров - символ защиты.

Ноябрь

4 ноября, пятница. День празднования Казанской иконы Божьей Матери, День народного единства.

28 ноября, понедельник - 6 января, пятница 2017 г. Рождественский пост. Сорокадневный пост, установленный для того, чтобы подготовить нас к Рождеству Христову.

Декабрь

4 декабря, воскресенье. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Трехлетнюю Марию привели в храм, и Она Сама поднялась по лестнице с крутыми ступеньками и вошла в него. В этот день принято приводить в храм детей на исповедь. По православной традиции исповедовать детей начинают с семи лет.

19 декабря, понедельник. Никола зимний. День памяти святителя Николая Чудотворца (около 335 г.).

Январь 2017

День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г. .) - чудотворца, молитвенника, целителя.

Рождественский сочельник, строгий пост.

Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии. Дома и церкви украшаются вечнозелеными елками - в знак вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Крещенский сочельник, или Навечерие (т. е. день накануне Богоявления). Строгий пост. В Крещенский сочельник, как и в день Крещения, происходит освящение воды.

Крещение Господне, или Богоявление. Праздник в честь Крещения Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Креститель, узнав Христа среди множества людей, крестил Его в реке Иордан. Иисус, крестившись, вышел из воды, и тут отверзлись небеса и Дух Божий, как голубь, ниспустился на Христа, а Бог Отец гласом с неба возвестил, что Иисус - Сын Божий. Так миру были явлены все три ипостаси Бога - Бог Отец гласом с неба, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Отсюда название - Богоявление. Принимая Крещение, Христос подает нам пример и освящает водное естество. На Крещение вся вода освящена, отсюда традиция купаться в этот день.

*в скобках указывают дату кончины святого, т. к. это дата перехода в Вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому так стремился при жизни святой. Чаще всего день памяти святого - это день его кончины, день обретения его мощей или день его церковного прославления.

Как определить день своих именин? Именины - день памяти святого, чье имя было дано нам при крещении. В Церкви каждый день посвящен памяти каких-либо святых, причем один святой может иметь несколько дней памяти. Поэтому для того, чтобы определить день своих именин, надо найти в церковном календаре день памяти соименного вам святого, ближайший после дня вашего рождения, это и будут ваши именины. А святой - вашим небесным покровителем.

Православные календари являются одним из самых главных атрибутов жизни любого верующего человека. Именно с таким календарем церковь советует сверять планируемые в жизни события.

Заглядывать в календарь важно, чтобы не запланировать на день поста застолье с друзьями и не упустить важных дат, в которые лучше посвятить себя духовному очищению и мыслям о Боге. Кроме этого, большие христианские праздники являются великой радостью для религиозного человека, и их просто необходимо справлять, в соответствии с духом Веры и христианскими канонами.

Главные православные праздники в 2016 году

Их 12, и 9 из них называются непереходящими. Это значит, что их дата празднования не зависит от Пасхи и остается неизменной из года в год.

  • 7 января православные христиане отмечают Великое Рождество Христово .
  • 19 января весь христианский мир справляет Крещение нашего Спасителя.
  • 15 февраля, в середине месяца, празднуется Сретение , встреча Христа и праведным старцем из Иерусалима, Симеоном.
  • 4 марта справляют Благовещение — день благой вести Деве Марии о ее будущем предназначении.
  • 19 августа во всех церквях справляют Преображение Господне .
  • 28 августа — Успение Богородицы, в этот день празднуют ее воссоединение с Небесами.
  • 21 сентября на свет появилась Дева Мария; в эту дату отмечают ее Рождество Богородицы .
  • 27 сентября — Воздвижение Креста Господня , в честь основания на Голгофе Храма Воскресения.
  • 4 декабря — Введение во Храм , праздник первого восшествия Богородицы в еще юном возрасте по ступеням в Иерусалимский Храм.
  • Помимо этих дат, есть еще три, переходящие, в которые тоже отмечаются церковные праздники:

    • 24 апреля — Вербное Воскресенье, праздник восшествия Господа в Иерусалим.
    • 9 июня — Вознесение Господне, отмечается спустя 40 дней после Пасхи.
    • 19 июня — Троица, схождение Святого Духа на апостолов.

    Пасха в 2016 году

    2016 год ознаменуется довольно поздним празднованием Пасхи — 1 мая. В этот день во всех храмах состоятся службы в память о светлом Христовом Воскресении. Этот день служит напоминанием о Небесном Царствии и о бессмертии душ.

    Затем, со 2 по 8 мая протянется Пасхальная неделя. С Пасхи начинается новый христианский год и отсчет всех переходящих праздников и всех литургий, связанных с ними.

    Посты в 2016 году

    Православный календарь насчитывает 4 главных многодневных поста. С 28 ноября предыдущего, 2015 года, тянется главный, Рождественский пост . Его окончание придется на 6 января. Затем, 14 марта и продлится до 30 апреля Великий пост. Петров пост ведет отсчет с 27 июня до 11 июля. И последний, Успенский пост — с 14 по 27 августа.

    Также постными считаются все среды и пятницы, кроме тех, что выпадают на Святки и сплошные седьмицы. В 2016 году Святки продлятся с 7 по 17 января, а седьмицы — с 15 по 21 февраля (неделя Мытаря и Фарисея), с 7 по 13 марта (Сырная неделя, Масленица), со 2 по 8 мая (Пасхальная неделя) и с 20 по 26 мая (Троицкая седьмица).

    Постами сопровождаются день Крещенского сочельника 18 января, день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижение 27 сентября. И поскольку посты отличаются, бывая строгими и нестрогими, лучше готовиться к каждому из них отдельно, чтобы не только не съесть лишней еды — не это главное — а почитать духовную литературу к этому времени и стать чище душой и смиреннее — нравом.

    Помните о церковных праздниках и о важности молитв . Относитесь к вере с уважением, и в трудную минуту она выручит вас, не оставив в беде. И не забывайте нажимать на кнопки и

    09.12.2015 00:30

    4 декабря православный мир празднует Введение Богородицы во храм. Великий день предзнаменовал то, что Пресвятая...

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2016 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).

Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.

Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:

  • Непереходящие
    Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников.
  • Переходящие
    Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.

Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.

Православные посты и сплошные седмицы

Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.

Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.

Сплошные седмицы – это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.

Дни особого поминовения усопших

В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.