Защитный магический круг. Как делать защитный круг Как сделать защитный круг от зла

Одно из самых простых и полезных заклинаний - это защита собственного жилища. Этот ритуал защищает ваш дом и всех, кто находится в нем, от духовного или даже физического нападения (но для того, чтобы надёжно оградить себя от физических угроз, не забывайте запирать двери и при необходимости использовать сигнализацию!) Он также помогает рассеивать негативную энергетику, проникающую в жилище извне.

Защитный круг можно использовать в самых различных ситуациях, например, при выполнении магических обрядов и некоторых других действий ( , некробиотические обряды и т.п.). В данном случае он превращается в незримую границу между двумя мирами - нашим и потусторонним.

Вот что вам нужно :

  • поваренная соль
  • концентрация
  • Полнолуние

Как выполнять обряд

Согласно старинной традиции, соль нужно купить на рынке в «мужской» день (иными словами - в понедельник, во вторник или в четверг). Когда у вас будет соль, выходите из дома. Лучше всего читать , но в случае острой необходимости в защите обряд позволяется проводить в любой другой день.

Соль отталкивает негативную энергию

Двигайтесь по часовой стрелке (в старину такое направление движения называлось «посолонь») от вашей входной двери вокруг дома и посыпайте солью периметр. Это нужно делать без спешки и суеты. Будьте осторожны, чтобы не посыпать солью какие-либо декоративные растения и по возможности не сыпьте соль на траву.

Чистая соль оберегает этот дом и всех, кто здесь живет. Она не подпустит к дому тех, кто попытается причинить вред, защитит нас от негатива, вражеского гнева и полуночного страха.

Затем произнесите вслух:

Этот дом надёжно ограждён от негативных энергий и тёмных сил. Да будет так!

В процессе выполнения обряда вы также должны активно визуализировать энергетический барьер, который формируется вокруг вашего дома. Можете представлять его себе как угодно, например, как сверкающий купол лазурного цвета или же, как неприступную каменную стену.

У читателя может возникнуть закономерный вопрос - но что делать, если я живу не в частном коттедже, а в многоквартирном доме? В этом случае можно действовать двумя способами. Во-первых, вы можете создать защитный круг вокруг всего дома (и тогда его воздействие распространится не только на вашу семью, но и на ваших соседей).

Во-вторых, можно действовать по упрощённой схеме и насыпать соль полукругом возле своей входной двери. Эффективность такого обряда будет несколько ниже, но лучше иметь посредственную защиту, чем не иметь никакой.

Функцию безопасности выполняет правильно начерченный магический круг. Без него невозможно проведение любого ритуала. Вот почему это требует внимания и изучения. Необходимо понять всю суть действий, а не просто зачитывать слова из книги, так как рекомендовано магу все действия проводить только в защищенной области.

Что это такое?

Магический круг или стихийный - условно рабочая область, созданная самим магом. Фактически - это часть, которая доступна органам зрения, символизирующая соприкасание неба и земли, очертание плоскости, где ставятся алтарь и магические инструменты. Главное предназначение круга - ограждение мага от другой энергетики, создание особенного заряда и среды, отличительной, находящейся по ту сторону. Очертание способствует сосредоточению и прибавлению сил мага, а иногда даже служит средством защиты от вызванных существ. Благодаря обострению создания до предела, заговоры имеют силу, а магия действует.

Как начертить?

Прежде чем рисовать магический круг, место освящают 4 стихиями: проходят по границе, держа в руках соленую воду в чаше и дощечку с горящим ладаном. Для очертания понадобится специальный нож Athame. Этот ритуальный инструмент применяется в сложных ритуалах. Чтобы вызвать духа, дающего ответы на вопросы, используют мел и церковную свечу, а для защиты от злых сил - соль.

Символ должен быть начертан правильно, с соблюдением неразрывности линий.

Магический круг рисуют, начиная с Востока, двигаясь за часовой стрелкой на Север, а заканчивают против в обратном направлении. Важно помнить: на северном полюсе, символизирующем смерть, должно заканчиваться очертание круга. Изображать надо 3 окружности, но иногда применяют и 2. Это делают так: после первого (внешний круг) рисуют знак восьмиконечной звезды, причем углы должны соответствовать 4 сторонам света. Потом, на расстоянии вытянутой ладони, располагают второй, таким же образом - третий. Движения должны быть четкими и неотрывными. Диаметр зависит от количества людей, находящихся там.

Действие магической защиты не действует вне круга.

Применение

Круг служит оберегом, при его помощи изготавливаются талисманы, а также применяется в процессе ритуалов. Он исполняет там следующие функции:

  • защита от плохих сил, так как вероятность прихода нечистой силы с потустороннего мира во время ритуала возрастает;
  • создание прочной сферы, личного пространства;
  • накопление и удержание энергии;
  • помощь при снятии порчи, испуга, бессонных ночей.

Чтобы придать кругу магической атмосферы, применяют такие способы:


Активация такого символа поможет происходить при помощи церковных свечей.
  • С жезлом обходят 3 раза по минутной стрелке место, где находится алтарь. При этом, став лицом к северу, нужно представить сияние голубого цвета, выходящего из конца жезла. Потом, двигаясь по указанному маршруту, визуально очерчивать им круг и замкнуть его на северной стороне.
  • Стать лицом к северу и, рисуя символы пентаграммы с каждым разом, указательными пальцами рук выбросить пучок энергии в середину, потом на все 4 стороны света: начинать и заканчивать следует северным полюсом.
  • Простой, упрощенный вариант - установление церковных свечей, камней, трав на севере, юге, востоке и западе.
  • Находясь посередине круга или возле алтаря, собрать всю энергию внутри. При достижении необходимой величины (распознавание приходит в практике) вытянуть руку на уровне линии талии и направить пальцы к линиям окружности. Идя по часовой стрелке, выпуская энергетические лучи, представляют, как формируется толстый слой в виде обруча и ограждает ритуальную область, а потом поднимается над землей и только на границах опускается.

Магические ритуалы


Такой символ может использоваться с благой целью – привлечения денег.

Выполняя действия, магический круг открывают по часовой стрелке, а в конце закрывают против. Бывают случаи, когда окружность нужно оставить внезапно во время магических действий. Тогда делают прорезание двери, визуализируя рукой их форму, после открытия которой можно выйти. Возвратившись, чертят линии закрытия разреза в воздухе. В этом случае, при потере энергии, ее восполняют. Пользуются кругом для обрядов белой магии - заговоров по привлечению денег, любви, удачи. Чтобы воспользоваться черной магией, вызвать какой-то дух или навести порчу, нужно обладать необходимыми знаниями, так как это очень опасные действия. Вызов потустороннего осуществляется в точное время. Далее следует вписывание имени Ангела, хозяина времени с его печатью. Потом нужно назвать время, вписать знак зодиака ему соответствующий. Знаки пентаграммы, действующих как талисман, также рисуют по 4 сторонах света и выставляют благовония.

Это статья посвящена такой теме, как защитный круг. Защитный магический круг - это необходимо применять обязательно, если вы, конечно, не хотите получить сильный удар от сил потустороннего мира.

Каждый на первых этапах своих занятий магией в определённый момент хочет провести ритуал (неважно какой, здесь идёт принцип: «лишь бы был»), тем самым дав себе почувствовать мощь самого себя и своей силы, не удосужившись защитить себя от опасности со стороны потустороннего мира. В этой статье мы рассмотрим принцип защиты под названием «Защитный круг», коим я сам пользуюсь уже не первый год.

Защитный круг - теория

Начнём с теории. Круг сам по себе символизирует замкнутое пространство, бесконечность, цикличность. Круг в качестве защиты применяли ещё в Древнем Египте и Древней Греции, дабы защитить жрецов от опасности при проведении ритуала. Находясь внутри круга, вы как бы на маленьком островке посреди бушующего океана.
Итак, закончим с теорией и перейдём непосредственно к изготовлению магического круга.

Защитный круг - практика

1. За шесть часов до нанесения магического круга на поверхность на этом месте не должны распиваться алкоголесодержащие напитки, курить, ругаться матом, заниматься сексом. В идеале, конечно же, рекомендуется, чтобы у вас было специальное помещение под ваши занятия магией, но ежели такого нет, то соблюдайте хотя бы эти правила!

2. Круг обычно вычерчивается мелом, его радиус примерно должен быть 160-180 сантиметров, то есть рост среднестатистического человека, но в условиях современных «хрущёвок» особым размахом не похвастаешься, и разрешается применять круг меньшего размера, однако круг должен быть не менее длины вашей вытянутой руки, так как при меньших размерах вы чисто физически не сможете уместиться в него со своими принадлежностями (алтарь, в иных случаях зеркала и т.д.).

3. В первый круг (внешний круг) вчерчивается восьмиконечная звезда таким образом, чтобы её углы смотрели на все стороны света.

Далее рисуем на расстоянии 10-15 сантиметров (примерно чуть более вашей ладони) от первого круга второй круг и выставляем в нём свечи на все восемь концов света (север Норд (N), Юг (Ю) – Зюйд (S), Восток (В) – Ост (О), Запад (3) – Вест (W) и Норд-ост (NO) – северо-восток, Норд-вест (NW) – северо-запад, Зюйд-ост (SO) – юго-восток, Зюйд-вест (SW) – юго-запад).
3. И, наконец, на этом же расстоянии от второго круга рисуется третий круг, в который вписывается пятиконечная звезда, один из лучей которой должен указывать на восток.

Уничтожение защитного магического круга

После проведения ритуала круг следует уничтожить, так как он будет являть своеобразным порталом в потусторонний мир и постоянно будет функционировать. Огромная просьба. Не надо надеяться на авось и думать о том, что если вы закроете его паласом, то ничего не произойдёт, и Вы сможете использовать в последующих ритуалах, то, во-первых, Вы оставите портал Вами не контролируемый, и в следующий раз он вас обязательно подведёт.

Защитный круг убирается следующим образом. Возьмите ритуальный нож, поднимите его над головой и визуализируйте как огненный круг, начерченный вами, втягивается в нож. То же самое повторяем с каждой стороной света, но обратном порядке (то бишь против часовой стрелки). Далее сам физический круг аккуратно стирается тряпочкой (не половой тряпкой, а именно тряпочкой, кою Вы по причине сильной загрязнённости можете сжечь, но не выкинуть, или смыть в унитаз).

Примечание:
ритуальный нож - это часть магического инвентаря, если у Вас его нет, то рекомендую прочитать статьи: "Магический инвентарь" и "Освещение магического инвентаря".

Магический круг - заключение

Мы рассмотрели один из видов защитных кругов. Он вам пригодится для ритуалов гадания, вызова покойного, нанесения порчи, проклятия и снятия их.

Данный круг НЕ следует применять для вызова демонических существ! Он просто не рассчитан на такую мощность, для этого есть другие разновидности кругов и ритуалов.

Новость отредактировал ТЕНЬ В УГЛУ - 1-06-2013, 08:17

Уильям Дж. Кизель

Введение

Изображения магических кругов можно встретить и в популярных книгах по магии и колдовству, и в таких классических магических трудах, как «Гептамерон», «Ключ Соломона» и «Liber Juratus». Опираясь на визуальные и текстовые материалы из европейских гримуаров и рукописных магических трактатов, в настоящей монографии я намереваюсь рассмотреть различные формы и функции этого традиционного орудия западной магии. Я собираюсь показать, каким образом магические круги наделяли оператора властью и защитой при работе с миром духов. Сохранилось множество свидетельств того, какую роль играл магический круг в операциях прорицания и поиска кладов. Геометрический и лингвистический анализ формы и содержания этих круговых схем будет дополняться пояснениями релевантной оккультной символики, содержащейся в произведениях различных магов и в самих гримуарах. Кроме того, я предполагаю проанализировать структуру магического круга во всех подробностях на нескольких конкретных примерах.

[Илл. 5.Великий круг Соломона («Гримуар папы Гонория»).]

Гримуары - это специальные руководства по оккультной практике, в которых описывается основная суть тех или иных магических методов. Они предназначались для мастеров, уже посвященных в тайны магического искусства. Таким образом, книгами подобного рода владели по преимуществу маги, но все же им находились и другие применения. В эпоху раннего Возрождения границы между науками оставались куда более размытыми, чем в наши дни. Поэтому к гримуарам обращались в поисках знаний не только маги, но и натурфилософы и астрологи, священники и писцы. Первоначально гримуары существовали в виде рукописей на пергаменте или бумаге, но их продолжали составлять и после изобретения печатного станка. На протяжении нескольких веков (приблизительно с XIII по XX вв.) эти книги передавали из поколения в поколения обширные перечни духов, ангелов и демонов, находивших применение в магии. Помимо перечислений духовных сущностей, в гримуарах содержались описания и изображения печатей и сигилов духов и орудий, необходимых для магической работы, а также тексты заклинаний и инвокаций, при помощи которых оператор мог призвать эти сущности «ко зримому явлению». Но мы сосредоточимся лишь на одной из важнейших составляющих магического аппарата, представленного в этих руководствах, а именно - на Магическом Круге.
Достаточно лишь беглого взгляда на эти так называемые «учебники по некромантии», чтобы убедиться, что тексты инвокаций, заклинаний и рекомендаций по проведению ритуалов перемежаются в них визуальным материалом: изображениями кругов, крестов и прочих фигур, наделенных как символическим, так и практическим смыслом. Чертежи магических кругов, в свою очередь, состоят из геометрических фигур и божественных имен и сопровождаются изображениями крестов, пентаграмм, квадратов и треугольников. Кроме того, в гримуарах присутствуют различные сигиллические фигуры - например, графические знаки ангелов или духов, с которыми предстоит иметь дело магу. Подобное сочетание геометрических фигур с текстовым материалом наводит на мысль о сопоставлении гримуаров с мнемоническими системами Джордано Бруно или Раймонда Луллия, однако мы все же ограничимся вопросом церемониального применения магических кругов как оно описано в самих гримуарах.
Истинное авторство большинства гримуаров не установлено. Никаких исторических подтверждений тому, что, к примеру, «Лемегетон» был действительно написан библейским царем Соломоном, не находится. Попытки приписать авторство тех или иных гримуаров знаменитым личностям - Соломону, Моисею, святому Киприану и даже римским папам - объясняются всего лишь стремлением придать информации, изложенной в книгах, больший вес и достоверность в глазах читателя. Подобный прием использовался в западной эзотерической традиции и до появления гримуаров: например, авторство трактатов, входящих в «Герметический корпус», было приписано мифическому Гермесу Трисмегисту.
История гримуаров и прочей магической литературы показывает, что практика использования псевдонимов в данной области довольно рано стала традиционной. В частности, Пьетро д’Абано, автор трудов по медицине и астрономии, был достаточно знаменит, чтобы его имя на титульном листе привлекло внимание и уважение читателей к «Гептамерону» независимо от истинного авторства этого трактата. И несмотря на то, что в сочинениях Абано встречаются некоторые переклички с идеями, изложенными в «Гептамероне», исторические документы свидетельствуют о том, что Пьетро де Склавионе, сын Костанцо де Склавионе, получивший известность под именем Пьетро д’Абано, в действительности автором «Гептамерона» не являлся. Представления о том, что Пьетро д’Абано был магом и некромантом, распространились лишь благодаря слухам и подкреплявшим их суждениям таких выдающихся деятелей, как Пико делла Мирандола, Тритемий и Агриппа. Последний, по-видимому, сыграл основную роль в утверждении этой легенды, безоговорочно приписав «Гептамерон» д’Абано и опубликовав его наряду со своими собственными сочинениями. К практике использования известных имен в целях придания достоверности тем или иным высказываниям мы еще вернемся несколько позже.
Откровеннее многих писал о книгах магов и чародеев, с которыми он столкнулся при изучении натуральной магии, писал богослов XIII века Вильгельм Овернский. В своем трактате «О сотворенном универсуме» Вильгельм отмечает, что в подобных колдовских книгах описываются воинства духов, обитающих на небесах, и способы сообщения с ними, установленные теми, кто проводил соответствующие опыты. Упомянув некромантический текст под названием «Большой круг», Вильгельм поясняет, что заклинатель должен был вызвать с четырех сторон света четырех демонических королей, каждого из которых сопровождало великое множество прислужников. Будучи епископом Парижа, Вильгельм, естественно, осуждал подобные сочинения как идолопоклоннические и заявлял, что в углах соломонова пятиугольника нет ничего божественного .


[Илл. 6. Фауст в своем кабинете (Рембрандт).]

Обзор истории гримуаров - тема весьма увлекательная и перспективная, но, к сожалению, она выходит слишком далеко за рамки предмета настоящей монографии . Мы, как уже было сказано, намерены сосредоточиться на магических кругах как одном из основных иллюстративных компонентов гримуарного текста. Но для того, чтобы представить функции магического круга в релевантном контексте, нам придется рассмотреть божественные имена и фигуры, которые включаются в состав магических кругов в европейских гримуарах; способы, посредством которых эти имена и фигуры наделяют оператора божественной властью и защитой; и роль этих имен и фигур в таких операциях, как призывание ангелов и вызывание духов, а также прорицание и поиски кладов. Последние две разновидности магических операций направлены на обретение, соответственно, духовных и материальных сокровищ - атрибутов патриархов и царей.
Задача царя - править народов, а задача патриарха - служить посредником между народом и божеством. В иконографии материальное и духовное измерения символически представляются двумя геометрическими формами: квадратом и кругом. Спектр значений этих символов включает в себя, соответственно, и власть царя над своим царством, и власть священника над миром духовным. Именно в этом и состояла цель ритуалов, описанных в гримуарах: даровать магу власть над материальным и духовным мирами. Свои притязания на эту власть маг выражал при помощи божественных имен и фигур - и обрести эту власть он мог лишь благодаря своим особым отношениям с Богом. Иными словами, Бог представлял собой действующую силу, которая обеспечивала магическими операциям желаемый результат.


[Илл. 7. Договор с дьяволом («Компендиум зла»).]

На илл. 7 из трактата Франческо-Марии Гваццо «Компендиум зла» (1608) изображена сцена заключения договора с дьяволом. Комментарии автора, излагающего свои мысли с христианской точки зрения, разумеется, не представляют такой ценности, какую представляли бы рассуждения посвященного мага-практика. Но, тем не менее, у Гваццо встречается одно интересное наблюдение, а именно - что при заключении подобных договоров магический круг использовался «ввиду что, что круг есть символ божественного, а земля - подножие престола Божьего; тем самым он [маг] желает убедить их [демонов], что он - Бог небесный и земной».

Практика магических операций

В чем же заключалось предназначение магического круга и какую роль он играл в церемониальной магии? Исследуя функции магического круга, мы убедимся, что на практике он мог служить самым разнообразным целям. Начнем с общего обзора примеров, чтобы составить представление о многообразии вариаций этого магического приспособления, а затем рассмотрим подробнее применение круга для некоторых более конкретных задач - таких, как теургические операции или поиски кладов.
Согласно Плинию , магический круг иногда очерчивают мечом вокруг растения, которое предстояло сорвать в определенный день и час и в строгом соответствии с определенной магической процедурой. Этот же автор упоминает, что защитный круг иногда очерчивают самим растением: например, гелиотропом - для защиты от скорпионов или буквицей - для защиты от змей . Эти мнения подтверждает Роджер Бэкон (XIII век) , а за ним и Агриппа (XV век): «Также говорят, что при сборе кореньев и трав надлежит сперва очертить вокруг них три круга мечом, а затем уже выкопать, остерегаясь при этом противного ветра» . В других рукописях чертить круг рекомендуется орудиями, изготовленными из слоновой кости, золота, серебра, клыка дикого вепря или бычьего рога.
В инструкциях по ритуальной практике, авторство которых приписывается Михаилу Шотландцу , оператору рекомендуется выбрать время в соответствии с астрологическими правилами, и тщательно соблюдать все правила самой церемонии. Согласно одному из предписаний, чертить магический круг следует кровью из сердца свежеубитого белого голубя. Использовать птичью кровь для начертания кругов рекомендуется и в «Мюнхенском некромантическом гримуаре» : двойной круг такого рода необходим для операции вызывания духа, помогающего в постижении всех свободных искусств.
В другой «соломоновой» рукописи, хранящейся в Британской библиотеке , церемониальное применение магического круга разъясняется подробно. Здесь отмечается, что для вызывания и подчинения духов необходимо соблюсти ряд условий и подготовить определенные орудия и материалы. Все молитвы, воззвания, заклинания и прочие составляющие «эксперимента» следует выучить наизусть, а все материалы - собрать до начала церемонии как таковой. Кроме того, необходимо соблюдать дни и часы, соответствующие вызываемым духам, - в противном случае духи явиться не смогут.
Непосредственно перед началом операции маг должен начертить мечом круг на земле и крест - в воздухе. Круг на земле и крест в воздухе означают соединение макрокосма с микрокосмом: круг - духовный символ - применяется к земной сфере, а крест - земной символ - изображается в воздухе, тем самым возвышая землю и приближая ее к небесам. Так воплощается на практике формула solve et coagula , небезызвестная адептам алхимии.


[Илл. 8. Церемониальный меч (по Элифасу Леви).]

Как уже отмечалось выше, во многих гримуарах магический круг сочетается со вписанным в него квадратом или крестом. Вполне вероятно, что подразделение круга на четыре четверти непосредственно связано с астрологическими воззрениями той эпохи. Положение небесной сферы относительно земного горизонта в той или иной стороне света задавало астрономам систему координат для изучения движения звезд. В гримуарной литературе можно найти немало примеров тому, насколько важным для успеха магической работы считалось соблюдение определенных астрологических аспектов наряду с часом и днем проведения операции. Поэтому названия времен года и планетарных духов располагались вокруг земли, подобно звездам на небесной тверди:

Oriens - восток - Рафаэль - Воздух
Meridies - юг - Михаэль - Огонь
Occidens - запад - Габриэль - Вода
Septentrio - север - Уриэль - Земля

Подразделение круга земного на четыре четверти встречается уже в раннем греко-египетском ритуале, где оператору в обрядах, открывающих церемонию, полагалось совершать возлияния или сыпать определенные порошки на те или иные стороны света . Обходя каждую из этих четырех четвертей по очереди, оператор тем самым описывал круг в движении. Важнейшую роль в ведовских традициях играли и перекрестки дорог. И везде, где обозначаются четыре стороны света, возникает - или подразумевается - также и центр. В современной практике, восходящей к традиции Золотой Зари, с той же целью используется ритуал пентаграммы, в котором маг утверждает четыре четверти, активизируя в каждой из них защитную пентаграмму и вибрируя божественные имена. После установления этих защитных (или, в некоторых случаях, призывающих) печатей маг призывает поименно архангелов четырех четвертей. В других традициях используются имена других сущностей и иные соответствия между стихиями и сторонами света.
Идея связи между четырьмя сторонами света и четырьмя стихиями зародилась довольно давно. Примеры тому находятся и в гримуарной литературе, и в более поздней ритуальной практике, описанной в современных книгах по церемониальной магии. Правда, как было сказано только что, не все системы соответствий одинаковы, но различия между ними объясняются лишь тем, что в разных традициях определенным сторонам света придавался разный символический смысл. В одном из гримуаров «соломоновой» традиции утверждается, что вызванный дух приходит в облачении соответствующей ему стихии. Так, духи востока, соответствующие в этой системе Огню, являются окутанные пламенем. В системе Ди четыре стороны света представлены в символической форме четырех Сторожевых башен; эта символика сохранилась и в енохианской системе Золотой Зари. В ритуале Открытия Сторожевых башен главную роль играю цари стихий и подчиненные им духи четырех углов.




[Илл. 28. Золотой талисман (Казобон, «Правдивый и честный рассказ…»).
Илл. 29. Великий Круг Искусства с двенадцатью знаменами и входными вратами.
Илл. 30. Великий Круг Четвертей (по Джону Ди).]

В одном из методов работы с четырьмя четвертями каждой из них ставилась в соответствие определенная ипостась Бога: буквы Тетраграмматона, четырехбуквенного Имени Божьего, распределялись между четырьмя сторонами света. В некоторых каббалистических традициях используются перестановки букв этого божественного имени, дающие в общей сложности 12 вариантов, которые называются «Двенадцатью знаменами Святого Имени» и соотносятся с двенадцатью знаками зодиака. Схожим образом и магический круг может разделяться на 12 секторов, по которым распределяются соответствия зодиакальных знаков. Вариант круга, подразделенного на 12 частей, приведен на илл. - эта схема заимствована из «Мистической Гептархии» Джона Ди. На илл. 29 особый интерес представляют «входные врата» круга, то есть место, через которое оператор мог входить в круг или покидать его, используя при этом некий ритуальный жест или слово силы, открывающее и вновь запечатывавшее круг. Кроме того, на этом чертеже отсутствуют кресты, обычно вписывавшиеся в одно из колец сложного магического круга, однако их функцию исполняют четыре еврейские буквы Тав (буквальное значение Тав - «крест»).


[Илл. 31. Земля крови: круговая печать священного алфавита (Эндрю Чамбли, «Азоэтия»).]

В схеме под названием «Земля крови: круговая печать священного алфавита» «Азоэтии» четырехчастная структура усложняется и превращается в восьмичастную: каждая четверть делится надвое .

Божественные имена и пентакли: власть и защита

…и в круге величия да будут начертаны имена неизреченного и ангельские имена.
- «Ключ Соломона»

Магические имена использовались с глубокой древности, и от правильного их выбора во многом зависела эффективность магического круга, в состав которого они включались. В этом отношении гримуары испытали сильное влияние каббалы: важное значение придавалось не только самой силе, заключенной в божественных именах, но и числовым соответствиям этих имен. Имена и числа - это своего рода условные классификационные знаки, конкретизирующие или выделяющие из всего спектра вариантов какую-либо одну разновидность силы или один аспект духовной эманации. Власть имен определяется рангом в магической иерархии: так, божественное имя представляет соответствующую божественную силу, а имя царя или патриарха несет на себе отблеск мирской или духовной власти своего носителя. Такая двусторонняя связь между небом и землей заложена в самом устройстве магического круга.
Божественные имена или слова силы предоставляли оператору гарантию Божьей помощи, потому что воспринимались как проводники божественной силы. В таких каббалистических текстах, как «Сефер Йецира», утверждалось, что сама вселенная сотворена при помощи букв алфавита и что эти буквы, соответственно, можно использовать для магического воздействия на природный мир . Во многих гримуарах видное место отводится древнееврейским словам и выражениям, а также каббалистическим сефирот, душам и ангелам. В числе подобных текстов - «Книга Еноха» и «Сефер Разиэль». В том, что каббалистические методы играют столь важную роль в магических операциях, нет ничего удивительного: каббала, как и магия, придает большое значение работе с ангелами и божественными именами, а также воздействию на природный мир при помощи этих сил. Представление о том, что подобными средствами можно воздействовать на природу, нисколько не противоречит каббалистическому учению о божественном мире и его эманациях. По словам Йосефа Дана, «древнееврейские священные книги считались написанными на божественном языке, существовавшем еще до сотворения мира <…> язык этот был не просто средством человеческого общения, а частицей бесконечной божественной мудрости, и потому смыслы не поддавались исчерпанию» .
Из всех книг гримуарной традиции сильнее всего подобные идеи повлияли на «Три книги оккультной философии» Агриппы (1533). В этом трактате каббала преподносится как магическое искусство работы с числами и божественными именами и напрямую связывается с ренессансной традицией магических соответствий. Книга Агриппы во многом ответственна за ошибочное и бытовавшее вплоть до XX века представление о каббале как некоем сплаве колдовства, нумерологии и магии. Однако следует понимать, что каббала, о которой мы рассуждаем, - это не традиционная каббала ортодоксальных иудеев, а традиция, идущая от гуманистов эпохи Возрождения, которые пытались толковать библейские тексты с помощью каббалистических методов. Каббалистическая герменевтика такого рода повлекла за собой разрыв с ортодоксальным иудаистским подходом и положила начало умозрительной христианской каббале.
Как мы помним, авторство гримуаров нередко приписывалось различным знаменитым мудрецам и праведникам древности. Это придавало тексту дополнительный вес и значимость в глазах читателей; и если уж имена патриархов, вынесенные на титульный лист, обладали такой властью, то сколь же более влиятельными должны были быть божественные имена, содержавшиеся в самом тексте! В каббалистической традиции эти имена символизируют различные аспекты самого божества, и каждое из них властвует над соответствующей областью духовного мира. Кроме того, у ангелов, демонов, духов планет и стихий тоже есть свои имена. Знание этих имен дарует магу власть над их носителями. Иерархия божественного мира превратилась в настоящий ономастикон , служащий целям церемониальной, или «божественной», магии. Теургия , как ее иногда называют, божественна в том смысле, что имена и атрибуты Бога занимают в ее ритуальных текстах не менее важное место, чем в церковных службах и молитвенниках.
В традиционных ангело- и демонологических текстах приводятся имена духов, властвующих над определенными периодами времени, будь то часы, дни, времена года или особые астрологические периоды. Подобные имена включаются непосредственно в структуру магического круга. Они не просто обозначают время, подходящее для данной магической операции, но и непосредственно вовлекают в работу те силы, которые связаны с данным периодом временем. Власть, которой обладает дух-управитель часа, дня и так далее, обеспечивает дополнительную защиту для оператора, который осознает этот факт и сознательно заключает союз с соответствующим духом на время проведения церемонии.


[Илл. 32. Круги для заклинания духов («Гримуар Гонория»).]

На илл. 32 воспроизведены магические круги из «Гримуара Гонория», служащие для вызывания трех из семи духов, связанных с определенными днями недели. Надпись в первом круге, соответствующем понедельнику, гласит: «+ Именем Пресвятой Троицы запрещаю тебе, Люцифер, входить в этот круг», - а второй и третий круги (предназначенные для вторника и среды соответственно) содержат повелительные надписи: «Повинуйся мне, Фримост» и «Приди, Астарот».
Имена и печати усиливают круг искусства, как свидетельствуют о том заклинания, использовавшиеся для вызывания духов. В ходе операции маг взывает к божественным именам и ангельским силам, а также использует кресты и другие сигилы именно для того, чтобы заручиться поддержкой свыше. Он обращается к различным аспектам божества в иерархической последовательности, тем самым встраиваясь в «цепь бытия» и принимая на себя, так сказать, «делегированные полномочия». Этот принцип отражен и в каббалистическом учении об эманациях, и в герметической доктрине микрокосма как образа и подобия макрокосма. В подобных операциях также использовались благовония, камни и другие материалы, связанные с соответствующими духами.
Дабы наглядно представить свои полномочия, делегированные божественной властью, маг нередко использовал малые магические круги - так называемые пентакли. Подобные приспособления и печати изготавливались и освящались в соответствии со строгими астрологическими и церемониальными правилами и предъявлялись духам как средство призвать их к повиновению. На этих печатях, опять-таки, фигурируют божественные имена, обозначающие источник власти самого мага.


[Илл. 33. Щит Соломона («Гептамерон»).]

Вышеупомянутый герметический принцип «Что наверху, то и книзу» отражен в структуре «Щита Соломона» - одной из основных форм пентакля, использовавшихся в церемониальной практике. Этот «щит» представляет собой гексаграмму, составленную из двух треугольников - прямого и перевернутого. В сочетании эти два треугольника символизируют союз противоположностей (таких, например, как огонь и вода) и, в более широком смысле, соединение микрокосма с макрокосмом.
В некоторых магических церемониях оператору полагалось зачитывать на манер литании длинные перечни божественных имен и слов силы, иногда называемых «варварскими», или «чужеземными» именами. В «Ключе Соломона в изложении Птолемея» поясняется, что происходит после того, как маг с величайшим благоговением перечислит все эти имена: «Засим да внидет величие бога». Подразумевается, что при помощи этой иерархии божественных имен оператор призывает определенные аспекты священной божественной силы и сосредоточивает их в магическом круге, а затем - и в себе самом. В «Заклятой книге Гонория» кульминацией этого процесса становится Блаженное Видение, или встреча с Богом лицом к лицу. Гримуары предостерегают начинающих экспериментаторов о том, что использовать какие бы то ни было священные пентакли до нисхождения этой божественной благодати не следует.
В случае, если circulator столкнется с устрашающими и грозными видениями, ему советуют отвести глаза или даже прикрыть их рукавом. Распорядитель церемонии должен успокоить своих помощников, говоря твердым и уверенным голосом; если же духи продолжат насылать чудовищные видения, то ему надлежит мощно возвысить голос и приказать духам, чтобы те прекратили свои бесчинства. Заклинатель должен снять покровы с пентаклей и показать эти пентакли духам со всех сторон от круга, сопроводив эти действия повелительным заклинанием. После этого духи подчинятся и успокоятся. Таким образом, пентакли в сочетании с божественными именами свидетельствуют о том, что заклинатель имеет полное право повелевать духами.
Одна из самых известных функций магического круга - защитная. Без сомнения, это объясняется тем, что операции вызывания духов ко зримому явлению по природе своей весьма серьезны и опасны. Круг искусства нередко называют «крепостью» или «зaмком», то есть ассоциируют его с военным укреплением, связанным, в то же время, с символикой королевской власти. Вдобавок, заклинатель использует в своей работе символы Марса - пентаграммы и меч. Те, кто отдает предпочтение более дружественному подходу к духам, ставят под сомнение целесообразность такой агрессивной символики, но следует отметить, что крепость - это всего лишь место, обеспечивающее защиту на случай необходимости. Удачный договор между магом и духом может значительно снизить долю воинственной риторики в ходе дальнейших операций, но все равно следует оставаться начеку.
На гравюре Роберта Фладда (илл. 34) изображены ангелы, защищающие круг с четырех сторон, и поток божественной силы Тетраграмматона, изливающийся на коленопреклоненную фигуру в центре. Вера в архангелов как защитников оператора сохранилась и в современной магической практике, как свидетельствует о том уже упоминавшийся выше Ритуал пентаграммы.


[Илл. 34. Сторожевые башни (Роберт Фладд).]

В «Ключе Соломона» объясняется, каким образом оператор добивается божественной защиты и власти над духами, которых он намеревается призвать. Он должен обратиться лицом на все четыре стороны света по очереди и четырежды повторить следующие слова: «O Господи, будь мне крепкой защитой от всех явлений и нападений злых духов». Затем он снова должен повернуться по очереди на четыре стороны света и произнести, обращаясь к духам: «Вот Символы и Имена Создателя, которые внушат вам Ужас и Страх. Повинуйтесь мне властью этих Святых Имен и этих Сокровенных Символов Тайного Тайных». После этого он должен прочитать - опять-таки, на четыре стороны света - заклинание, вызывающее духа. Согласно цитируемому гримуару, магу надлежит обратиться сперва на восток, затем - на юг, затем - на запад и, наконец, на север; таким образом, вращение происходит по часовой стрелке, или по ходу солнца.


[Илл. 35. Печать Соломона («Гоэтия»).]

Эти пентакли и неизреченные имена надлежит возвеличить высочайшим почтением и окружить любовью; и взирать на них надлежит не иначе, как в благоговении великом, ибо они священнее всех святынь для защиты тела и души.
- «Ключ Соломона в изложении грека Птолемея»


[Илл. 36 (слева). Пентакль («Гримуар папы Гонория»). Илл. 37 (в центре). Талисман Арбателя («Магический Арбатель»). Илл. 38 (справа). Печать AGLA (Ленер, «Символы, знаки и печати»).]

И пентакль из «Гримуара папы Гонория», и талисман Арбателя, и печать AGLA - все это различные пентакли искусства. Джон Ди начертал печать AGLA на оборотной стороне своей восковой «Sigillum Dei Aemeth» , поверх которой он устанавливал магический кристалл для созерцания духов. Точно такие же четыре круглых печати были подложены под ножки его «священного стола», на котором покоились первая печать и кристалл. Схожие примеры встречаются в «Альмаделе» и «Маге» Френсиса Баррета. «Запечатывание» Священного Стола, по-видимому, призвано обеспечить безопасность в ходе магической работы, а то обстоятельство, что Печати Бога помещаются под ножки стола и под кристалл, вероятно, подчеркивает, что в основе этой работы лежат высшие полномочия, полученные от божества. Для такого образованного мага, как Ди, эти соображения были исключительно важны, о чем свидетельствуют его благочестивые молитвы, предварявшие каждую операцию кристалломантии. Известны и другие чертежи, функционально схожие с треугольником искусства: в них помещался гадательный кристалл, чаша с водой или черное зеркало, в которых должны были показываться вызванные духи.
Знаменитый ювелир Бенвенуто Челлини описывает магическую операцию, перед которой некромант, проводивший работу, вручил ему специальные пентакли для защиты от духов. В сочетании с такими пентаклями использовались зловонные вещества наподобие асафетиды или серы. В ходе эвокации, проведенной в Колизее, Челлини прибег к помощи мальчика-ясновидца.


[Илл. 39.]

В Британской библиотеке хранится рукопись с изображением другого подобного круга, содержащего каббалистическую аббревиатуру «KIS», которая расшифровывается как «Kadosh Ieve Sabaoth» - «Свят Бог Воинств» (илл. 39).
Разумеется, пентакли Соломона к тому времени уже были хорошо известны в среде западных эзотериков, и в указанной рукописи подробно перечисляются разнообразные могущественные силы, которые приписывались этим печатям. Считалось, что они даруют помощь своему носителю и наделяют его властью обуздывать духов, защищают от опасностей и всех врагов, явных и тайных. Также они даруют защиту от ядов, от страха и ненастной погоды и в целом обеспечивают человеку совершенную безопасность во всех обстоятельствах. Можно ничего не страшиться ни наяву, ни во сне, ни во время трапезы. Владелец этих чудесных печатей находится под надежной защитой и в путешествии, и дома, и в торговых делах, и на войне; он абсолютно неуязвим и непобедим. Кроме того, Соломоновы пентакли гасят огонь, останавливают потоки вод и внушают всему живому страх перед их владельцем, а также избавляют от всех опасностей, грозящих ему с небес, на земле и в преисподней.


[Илл. 40. Тайная печать Соломона («Гоэтия»).]

Тайная печать Соломона упоминается в «Гоэтии» как средство, при помощи которого Соломон заточил духов в медный сосуд и ею же этот сосуд запечатал. Согласно тексту гримуара, изготавливать ее следует в субботу или во вторник, то есть под влиянием Сатурна или Марса.
«Ключ Соломона в изложении грека Птолемея» советует оператору настоятельно предостеречь своих помощников, чтобы те ни в коем случае не выходили из круга, даже если устрашатся чего-либо или соблазнятся какими-нибудь чудесами. «И когда ученики войдут и встанут на предписанные места в кругу, пусть мастер укажет, чтобы они не покидали этих назначенных мест ни при каких обстоятельствах, хоть бы даже они узрели великие чудеса, или горы и башни огненные, рушащиеся на них, или смерть отца и матери своих, или весь мир на краю гибели, [- одним словом,] какие бы превратности они ни узрели, пусть не двигаются с места, ибо все вышеназванное не причинит им никакого вреда». Из этого текста, опять-таки, недвусмысленно явствует, что магический круг предназначен для защиты тех, кто находится в его границах.
Памятуя о том, какое огромное значение в эвокации придавалось именам людей и сущностей, наделенных заведомым авторитетом и властью, некоторые, вероятно, удивятся, узнав, что не менее могущественными считались и заклинания, составленные из совершенно непонятных звуков и слов. Подобную тарабарщину или бессвязную речь называют «варварскими именами» или «варварскими словами силы». У Лукиана Менипп упоминает о таких «варварских именах» в речи Митробарзана, халдейского мага, который помогает ему совершить некромантическую операцию: этот «седой старик с благородной бородой <…> подобно плохим глашатаям на состязаниях, <…> говорил очень скоро и невнятно; впрочем, видимо, он призывал каких-то богов». Все это происходило в круге, который старец очертил вокруг Мениппа . В гримуарах «варварские слова силы» встречаются очень часто, и маги, практикующие в русле данной традиции, предостерегают, что отступать от предписанной формы этих имен не следует: их магическое действие особым звучанием, которое не должно искажаться при произнесении. Божественные имена обладают силой в своих общепринятых формах, значение которых, как правило, достаточно ясно; «варварские» же слова влияют посредством звучания, а не смысла. Бессмысленные последовательности звуков создают атмосферу «иномирности», вводя оператора в транс и тем самым раскрывая тонкое восприятие, необходимое для общения со сверхъестественным миром.

Дивинация и поиски кладов

Поскольку дивинация - предмет весьма обширный, я ограничусь здесь примерами использования магических кругов с целью получения информации о будущих событиях или для вопрошания ангелов, демонов и прочих духовных сущностей на те или иные темы. Тема дивинации может быть абсолютно любой, хотя наибольшей популярностью, по-видимому, пользовались вопросы о возвращении украденного и поимке вора.
Выше, в связи с защитной функцией пентаклей, мы уже упоминали о знаменитом скульпторе и ювелире эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, но здесь стоит добавить, что принять участие в магической церемонии Челлини решил для того, чтобы вопросить духов о своей возлюбленной. Тщательно вычертив на земле круги, некромант вызвал духов и повелел им ответить на вопрос художника.
Любые поиски знаний - будь то мирских или духовных - при помощи духов подпадают под определение дивинации. И в гримуарах находится великое множество примеров, связанных с этой практикой. Так, в «Гоэтии» нам встречается целый ряд духов, способных сообщить оператору сведения о тех или иных людях или местах, о прошлом, настоящем и будущем.

Демоны «Гоэтии», отвечающие за приобретение знаний или проникновение в тайны прошлого, настоящего и будущего

Вассаго (№3). Возвещает о прошлом и будущем и находит всё то, что сокрыто или потеряно.
Марбас (№5). Правдиво отвечает на вопросы о сокрытом и тайном.
Амон (№7). Сообщает обо всех былых и грядущих делах.
Барбатос (№8). Ведает обо всех делах былых и грядущих.
Паймон (№9). Обучает всем искусствам и наукам, а также прочим тайным вещам.
Гусион (№11). Рассказывает обо всех делах - прошлых, нынешних и грядущих и открывает смысл и решения всех вопросов, какие ты ему задашь.
Элигос (№15). Открывает тайное и ведает о том, что грядет.
Ботис (№17). Рассказывает об всех делах прошедших и грядущих.
Пурсон (№20). Ведает обо всем тайном и может открывать клады и сообщать обо всех делах прошедших, нынешних и грядущих.
Ипос (№22). Ему ведомо все, что было, есть и грядет.
Гласия-Лаболас (№25). Наставляет во всех прошедших и грядущих делах.
Берит (№28). Дает правдивые ответы о том, что было, есть и грядет.
Астарот (№29). Дает правдивые ответы о том, что было, есть и грядет, и может открыть любые тайны.
Гаап (№33). Отвечает правдиво и полно о том, что было, есть и грядет.
Фурфур (№34). Дает правдивые ответы о делах тайных и божественных.
Раум (№40). Сообщает обо всем, что было, есть и грядет.
Вине (№45). Открывать сокрытые вещи <…> и дела прошедшие, нынешние и будущие.
Увалл (№47). Сообщает о делах прошедших, нынешних и грядущих.
Балам (№51). Дает правдивые ответы о том, что было, есть и грядет.
Оробас (№55). Открывать все прошедшее, настоящее и будущее.
Гремори (№56). Сообщает обо всех делах былых, нынешних и грядущих.
Хаурес (№64). Дает правдивые ответы обо всем, что было, есть и грядет.

Вещие сны

В «Заклятой книге Гонория» упоминается магический круг, который чертят на влажном пепле, рассыпанном вокруг кушетки или кровати. Вокруг него, в свою очередь, полагается начертать 100 имен Бога. После очищения и освящения водой и благовонием заклинатель ложится спать на этой кровати, чтобы увидеть во сне «небесный чертог, и величие Господа во всей Его славе, и девять ангельских чинов, и сонмы всех блаженных духов». В гримуаре подчеркивается, что для успеха подобной операции необходима чистота. Вещие видения, посещающие человека во время сна в магическом круге или после работы в нем же, упоминаются и в других гримуарах. В «Мюнхенском руководстве», например, оператору рекомендуется с этой целью написать божественные имена и имена ангелов Михаила, Гавриила и Рафаила в круге с двойным кольцом и произнести над ним специальную формулу, чтобы «сон не забылся». Трижды повторив заклинания, маг должен перед сном подложить этот чертеж под правое ухо, и тогда ему во сне явятся ангелы и сообщат необходимые сведения.

Кристалломантия

Знаменитые примеры кристалломантии - операции Джона Ди и Эдварда Келли, беседовавших с ангелами при помощи хрустального шара или обсидианового зеркала. Широко известны также опыты Нострадамуса, который использовал вместо зеркала круглую чашу с водой. Другие описания подобных практик свидетельствуют о том, что после начертания круга оператор прибегал к помощи ребенка (обычно мальчика), который выступал как медиум или ясновидец. Прочитав заклинания, оператор задавал вопросы ребенку, а тот отвечал на них, глядя в зеркало, хрустальный шар, чашу с водой или даже в лужицу чернил на ладони. Чтобы увидеть духов, требовалась отражающая поверхность. В одном из экспериментов такого рода использовалось зеркало, смазанное оливковым маслом, а маг читал заклинания, стоя в круге, осыпанном по периметру травой вербены.


[Илл. 41. Церемониальные орудия для кристалломантии, изображенные в книге Френсиса Баррета «Маг»: три магических круга, жезл, свечи и треножник для возжигания благовоний.]


[Илл. 42. Кладоискатели в магическом круге (Ганс Вайдиц-младший, он же «мастер Петрарки», ок. 1520).]

На этой очаровательной гравюре мы видим четырех человек, работающих в магическом круге: мастера и трех помощников, один из которых держит фонарь, другой - книгу, а третий готовится выкапывать клад. Сцены, изображенные на фоне, намекают на обретение как духовных, так и материальных сокровищ. Демон, пытающийся помешать операторам, пребывает за пределами круга и не может проникнуть внутрь. Помощник с лопатой повернулся к демону спиной, демонстративно не обращая на него внимания. Он смотрит на своего учителя, а тот ободряет его уверенными словами.
Круги на илл. 43 и 44 имеют ряд общих особенностей: по сторонам от центрального треугольника стоят свечи, а в вершине треугольника горит огонь. Кроме того, на всех этих чертежах помечены места для «карциста» и двух помощников. Один из вариантов возможной этимологии слова «карцист» - от cir que или лат. c ircus , «круг»; иначе говоря, карцист - этот тот, кто работает с кругами . Кроме того в круге из «Великого гримуара» обозначен «Route du T», то есть «путь к кладу», а также содержатся буквы JHS - первые три буквы имени «Иисус» в греческом варианте (это божественное имя служит здесь для защиты). Согласно «Великому гримуару», эти буквы следует начертать вдоль основания треугольника, чтобы «духи не смогли причинить тебе никакого вреда».


[Илл. 43. Магический круг, указывающий «путь к кладу» (французское издание «Великого гримуара»). Илл. 44. Вариант илл. 31 (альтернативное издание «Великого гримуара»).]

В составе второго круга, из «Черной курочки», путь к кладу отсутствует, а сам круг опоясан кольцом, содержащим различные сигилы, астрологические символы и, возможно, искаженные еврейские буквы. Эти два круга иногда называют «кругами договоров». В одной из самых популярных сцен гримуарной магии - заключении договора с Люцифугом Рофокалем - маг требует, чтобы этот дух наделил его богатством, и даже угрожает ему божественными именами, когда тот поначалу упрямится. В конце концов, дух соглашается на требование мага, но выдвигает встречные условия, и в результате две стороны заключают договор.


[Илл. 45. Гоэтический круг черных эвокаций и договоров (Элифас Леви, «Высшая магия»).]

На илл. 45 воспроизведен «круг договоров» из книги Элифаса Леви «Высшая магия», где он охарактеризован как «гоэтический круг черных эвокаций и договоров». Согласно чрезвычайно живописному и зловещему описанию Леви, физической основой для такого круга служила кожа, содранная с жертвенного животного и прибитая к полу четырьмя гробовыми гвоздями. Рядом со шляпками гвоздей помещали голову черной кошки, человеческий череп, летучую мышь и рога козла; эти четыре предмета отмечали четыре стороны света. Наличие жаровни с огнем, двух свечей и другой монограммы Христа роднит этот круг с двумя предыдущими. Кстати говоря, такая монограмма Христа причисляется к категории осевых символов и, следовательно, подчеркивает значимость центра и ориентации по сторонам света.


[Илл. 46. Круг для поиска клада («Шестая и седьмая книги Моисея»).]

На илл. 46 представлен круг искусства, изображенный на титульной странице текста под названием «Шемхамфораш» из приложения к «Шестой и Седьмой книгам Моисеевым». В самом тексте утверждается, что круг этот взят «из тайной Библии Моисея» и «непременно выведет на свет Земные Клады, ежели будет зарыт в Землю, хранящую Клад». В структуре его использован мотив компасной розы - очевидный намек на указание пути к кладу.


[Илл. 47. Рисунок из иллюстрированной рукописи XIV века «Паломничество жизни»: некромант в магическом круге и демон, несущий ему сокровища.]

Демоны «Гоэтии», специализирующиеся на поиске кладов

Барбатос (№8). Вскрывает потайные клады, запечатанные волшебными чарами.
Пурсон (№20). Может открывать клады.
Форас (№31). Может открывать клады.
Асмодей (№32). Показывает место, где зарыт клад.
Раум (№40). Служба его - в том, чтобы воровать сокровища из королевских домов и приносить их, куда ему прикажут.
Шакс (№44). (В описании этого демона непосредственно упомянут треугольник.)
Гремори (№56). Сообщает <…> о потаенных кладах и о том, где они зарыты.
Ами (№58). Может открывать клады, охраняемые духами.
Волак (№62). Дает правдивые ответы о потаенных сокровищах.
Кимейес (№66). Находит потерянные и сокрытые вещи и клады.
Сеерэ (№70). Правдиво сообщает <…> о кладах.
Андромалиус (№72). Открывает клады.

Законы против кладоискателей

В Англии в 1563 году был принят закон, запрещающий использование магии и гадания для возвращения украденного и для поиска кладов. В основу этого закона лег библейский запрет, сформулированный во Второзаконии: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» .


[Илл. 48. Портрет Джона Ди (Казобон, «Правдивый и честный рассказ…»).]

Джон Ди воспринял этот закон как угрозу своим исследованиям. Сам он считал свои эксперименты по существу научными, но понимал, что у властей на этот счет может сложиться другое мнение, и пытался добиться у Елизаветы I при посредничестве лорда Сесила официального разрешения на поиски кладов «теми средствами, какими пользуются философы и математики» . Однако его прошение не было удовлетворено. Вулли предполагает, что такое дозволение, будь оно дано, могло бы предоставить Ди монополию на все клады, которые тому удастся найти, тогда как по закону любые сокровища, найденные в земле, принадлежали самой королеве. На самом же деле Ди вовсе не гнался за всеми сокровищами английской земли: чтобы пополнить свою библиотеку или коллекцию научных приборов он бы вполне довольствовался и небольшим горшочком золота.

Современные примеры

Магические круги по-прежнему занимают важное место в арсенале современного ритуалиста. Эзотерические общества и группы, использующие в своей практике Круг Искусства, весьма многочисленны, но я ограничусь здесь примерами из нескольких наиболее влиятельных и оригинальных традиций.
Золотая Заря, действовавшая на рубеже XIX-XX веков, была по преимуществу магическим братством, и Ритуалы пентаграммы и гексаграммы, которым в ее практике отведена важнейшая роль, по структуре и функциям во многом схожи с предназначением магического круга в более ранней гримуарной традиции. С кругом искусства их роднит и метод обхода вокруг сакрального центра, и обращения на четыре стороны света, и Соломоновы печать и щит.


[Илл. 49. Круг Искусства для операции Барцабеля (Кроули, «Liber CCCXXV»).]

К традиции Золотой Зари восходит и круг искусства, описанный Алистером Кроули в книге «Магия: Liber ABA» . Круг Кроули сочетает в себе символику смены эонов с каббалистической символикой, разработанной в Золотой Заре. Кроули помещает внутрь круга тау-крест и соотносит два эти символа с сакральными парами противоположностей в различных мистических традициях. Соединение круга с крестом - это прообраз союза противоположностей вообще и, следовательно, одна из эмблем Великого Делания, или «химической свадьбы». Кроме того, Кроули подчеркивает важность центральной симметрии и равновесия круга, благодаря которому маг «утверждает свое тождество с бесконечностью». Размеры круга, по словам Кроули, должны определяться размерами квадратов, составляющих тау-крест, а те, в свою очередь, основываются на пропорциях алтаря. Напоминая, что размер алтаря зависит от роста оператора, Кроули советует вывести из этого «несколько нравственных уроков». Один из возможных «уроков» такого рода состоит в том, что круг - это тоже союз микрокосма с макрокосмом и, следовательно, сам по себе символ Magnum Opus .
Но сколь бы ни были возвышенны все эти соответствия, телемический круг искусства сохраняет и традиционные прикладные функции. Основная из этих функций, защитная, выражена в строгом предупреждении о том, что маг не должен «ни выходить за пределы круга, ни даже наклоняться наружу, - иначе враждебные внешние силы его уничтожат». За пределами круга Кроули располагает пентаграммы, которые описывает как «Крепости на Рубежах Бездны»: «Они отгоняют силы тьмы, которые в противном случае могли бы прорваться в Круг». Дополнительную защиту магу обеспечивают священные имена Бога. Такие элементы, как тау-крест и каббалистическая десятерица, - достаточно современные нововведения, но функционально они тоже остаются в рамках гримуарной традиции, предписывающей строго ориентировать магический круг по сторонам света. Ценные свидетельства о работе с магическим кругом содержатся в книге «Видение и голос», где описана операция вызывания Хоронзона, которую Кроули провел вместе с Виктором Нойбургом в 1909 году.


[Илл. 50. Двойной уроборический круг для ритуала HU (Чамбли, «Драконий гримуар»).]

Еще один интересный и важный пример современного магического круга содержится в «Драконьем гримуаре», составленном Эндрю Чамбли и другими посвященными ведовского ордена «Cultus Sabbati». В этой «Книге Дракона» содержится и обычная модель одиночного круга, но в данном примере «Земля крови» (то есть место проведение операции) очерчена двойным кругом - уроборическим символом бесконечности. Этот двойной круг, знаки в котором не чертятся на земле, а наносятся особыми порошками, скрепляет операцию, как двойная печать. Место соединения кругов - экваториальная линия, разделяющая север и юг, - называется «Полночные врата»; а сами север и юг отмечены соответственно черепом и сердцем. Доступ во второй круг - в «Предел незаходящих звезд» - через упомянутые врата открывается при помощи двузубого посоха-станга . Эти врата тесно связаны с символикой жизни и смерти, а также с идеей магического перехода из обыденного, земного круга во внешнюю зону «иномирного». Кроме того, сооружая второй круг, маг тем самым приглашает в этот мир свое ночное «тело сновидений», тонкое подобие своей телесной оболочки. Магические круги, описанные в «Книге Дракона», как и прочие круги искусства, полагается строить с учетом времени, подходящего для тех иных операций: в некоторых случаях подобает использовать одиночный круг, а в некоторых - двойной.


[Илл. 51. Маг в магическом круге («Паломничество жизни»).]

Заключение

Построив магический круг и войдя в него, маг тем самым утверждал свое место в божественной иерархии - со всеми сопутствующими этому месту полномочиями, знаниями и гарантиями защиты. Делалось это для того, чтобы обрести духовные познания и материальную власть в мире земном, по примеру тех царей и патриархов, которым приписывалось авторство гримуаров.
В этой монографии я постарался продемонстрировать основные формы и функции магического круга, представленные в гримуарах и в традиционной церемониальной практике. Изобилие приведенных примеров свидетельствует о том, насколько разнообразными и многоцелевыми могут быть подобные схемы при условии правильного понимания принципов, на которых они основываются. В своей базовой форме «круг искусства» представляет собой сочетание окружности с квадратом - поле деятельности для общения природного мира со сверхъестественным, микрокосма - с макрокосмом; и это сочетание само по себе - хорошо известная в западной эзотерике магическая формула под названием «Квадратура круга». Примеч. перев Примеч. перев

См. статью Йосефа Дана о каббале в издании: Hanegraaf, Dictionary of Gnosis and Western Esotericism .

Аббревиатура еврейской фразы «Ате Гибор ле-Олам Адонаи» - «Во веки веков ты силен, о Господи».

«Sigillum Dei Aemeth» («Печать Бога Истины») Джона Ди воспроизведена во многих других книгах, так что приводить ее здесь нет нужды. Не вызывает сомнений, что одним из ее прототипов послужила так называемая «Печать Бога» из принадлежавшего Ди экземпляра «Liber Juratus» - рукописи, с которой тот ознакомился еще до того, как начал беседовать с ангелами. См.: Stephan Clucas, ‘Non est legendum sed inspicendum solum’: Inspectival knowledge and the visual logic of John Dee’s Liber Mysteriorum in Emblems and Alchemy est legendum sed inspicendum solum’: Inspectival knowledge and the visual logic of John Dee’s Liber Mysteriorum in Emblems and Alchemy , ed. Alison Adams and Stanton J. Linden.

В ведьмовстве, как и в других магических системах, огромное значение имеет защитный круг. Без него выполнять какие-либо магические действия очень опасно. Защитный круг охраняет от негативного влияние тонких энергий, защищает от отрицательного воздействия астральных существ, нередко сопровождающих любой магический акт, и от целого сонма других проблем, которые могут возникнуть в результате ошибки ведьмы.

Естественно, чем серьезнее проводимый ритуал, тем большее значение приобретает магический круг, а его символика усложняется.

Защитный круг символизирует собой замкнутое пространство, он очерчивает границы, отделяет то, что внутри, от того, что находится снаружи. Он олицетворяет собой «остров» в безбрежном море Бытия. Круг - это также символ бесконечности. Таким образом, ведьма, стоящая в центре него, находится в центре вечности, в центре всей Вселенной, а потому и наделена способностью изменять мир, ведь магия - это искусство изменять окружающее пространство.

Практически все свои действия, ритуалы и изготовление оберегов, амулетов и талисманов, а по возможности и упражнения, ведьме рекомендуется выполнять в магическом круге.

Магический круг создается следующим образом:

  1. За три часа до создания магического круга, там, где он будет, нельзя распивать спиртные напитки, курить и сквернословить,
  2. Круг обычно очерчивается белым мелом или выкладывается камешками. Его радиус традиционно соответствует росту того, кто проводит ритуал, но допускается применять меньший размер, особенно в условиях современной городской квартиры. Но, ни в коем случае, защитный магический круг не должен быть меньше длины вашей вытянутой руки.
  3. Внешний круг - это первый круг. В него впишите восьмиугольную звезду (два квадрата, наложенных друг на друга) так, чтобы ее углы смотрели строго по сторонам света. Затем от первого круга на расстоянии ладони начертите еще один круг. Поставьте свечи на каждое из восьми направлений света.
  4. Потом на расстоянии ладони от предыдущего круга начертите еще круг (у вас получится три круга) и в нем начертите пятиконечную звезду так, чтобы один из углов указывал на восток.

Иногда используется упрощенная форма ритуального защитного круга, когда рисуют один внешний круг, затем пятиконечную звезду, по углам которой ставятся свечи, и уже внутри пентаграммы рисуется еще один внутренний круг.

После проведения ритуала защитный круг желательно уничтожить, иначе он превратится в «дверь», через которую в наш мир могут проникнуть злобные духи и демоны, а вы, через образовавшуюся «брешь», будете терять свои жизненные силы и, в конечном итоге, можете вскоре умереть.

Чтобы уничтожить магический защитный круг, сначала необходимо снять его астральную проекцию. Для этого снова возьмите ритуальный нож в обе руки, поднимите его над головой и представьте, как в него словно втягивается созданный вами огненный рисунок. То же самое повторите для каждой стороны света, но в обратном порядке. Физический круг разберите против часовой стрелки, а место окропите водой.

Формирование круга

Все ритуалы проводятся в магическом кругу. Он создается после того, как место для ритуала было подготовлено — и после установления алтаря. Для очерчивания круга существует множество техник — от самых простых и элементарных до более сложных. Надо просто выбрать то, что наиболее подходит к месту и времени проведения ритуала.

Собственно, магический круг очерчивается для того, чтобы создать некое священное пространство (хотя мы рисуем круг, на самом деле это — сфера), куда не могут проникнуть энергии, которые могут помешать во время ритуала. Это в некотором роде ваша «операционная».

Взять жезл и, держа его подальше от тела, обойти три раза по часовой стрелке по кругу то место, где вы установили алтарь. Для этого, повернувшись лицом на север, визуализируйте голубой свет, исходящий от вашего жезла во все стороны, особенно сильный луч должен идти из кончика жезла на север. Затем идите по кругу по часовой стрелке и эти лучом очерчивайте голубой круг. Вы пройдете восток, юг и запад, и голубая линия, очерченная вашим жезлом, замкнется на севере. Это нужно повторить еще два раза.

Другой вариант, чуть сложнее: стоя лицом на север, очерчиваю пентаграмму и выбросом рук вперед посылаю из указательных пальцев в ее середину луч (нужно увидеть, почувствовать, как он пронизывает Вселенную), затем из середины веду луч на восток, там рисую вторую пентаграмму, опять выброс, на юг — и продолжаю это, пока круг не замкнется на севере (еще более сложный ритуал в Каббале включает произнесение имен Бога в каждом из направлений). За неимением жезла можно пользоваться указательным пальцем. Иногда я очерчиваю круг ароматным дымом сандаловой палочки.

Еще одна вариация, тоже достаточно быстрая — поставить зажженные свечи на севере, юге, западе и востоке (при желании ля свечей можно даже подобрать цвета, соответствующие сторонам света). Я так делаю, если совершаю путешествие — так оно как-то роднее. Свечи можно заменить камнями, травами — в общем, тем, что вашему сердцу ближе.

Суть не в том, чем вы будете очерчивать круг. Суть — в выходе энергии, вы таким образом создаете щит, барьер, сферу вокруг вас. Жезл или другой инструмент всего лишь помогает вам направить эту энергию. Если ваш алтарь находится в углу помещения (квартиры у нас, действительно, не всегда такие большие, чтобы можно было с удобствами расположиться посередине большого зала), то, повернувшись к стене, просто пошлите луч, продолжающий круг, немного за ее пределы (потому как стена для энергии преградой являться не может).

Способ посложнее

Те, кто неплохо владеет визуализацией и контролем и направлением своей энергии, могут воспользоваться этой техникой формирования круга, более сложной, так как она не подразумевает использования каких-либо материальных инструментов (источник — все тот же С. Каннингем).

«Встаньте перед алтарем или в центре круга лицом на Восток или в направлении, которое вам больше походит. Соберите энергию внутри себя. Когда она достигнет нужной концентрации (вы научитесь узнавать это с практикой), вытяните свою отдающую руку ладонью вниз на уровне талии. Направьте ваши пальцы к границе будущего круга.

Увидьте и почувствуйте энергию, выходящую из ваших пальцев в виде потока вибрирующего пурпурно-голубого света. Медленно идите вдоль круга по часовой стрелке. Выпускайте энергию и формируйте ее с помощью визуализации в круглый обруч слепящего магического света по ширине магического круга. Этот обруч должен быть вокруг вас и алтаря.

Когда обруч света закружится в воздухе, вытягивайте его своей визуализацией. Смотрите, как он растет и увеличивается в размерах. Преобразовывайте его в купол энергии над вашим ритуальным местом. Он должен касаться Земли в том месте, где вы наметили границу круга. Теперь продолжите эти энергии под Землю, чтобы сформировать полную сферу, в центре которой стоите вы.

Круг действительно существует. Почувствуйте его энергию. Ощутите границу круга. Ощутите разницу в вибрациях внутри и снаружи. В противовес популярным колдовским учениям, высуньте руки наружу или сами выйдите из круга, это не принесет «астрального вреда», ведь любой может пересекать защитную силовую энергию, созданную вокруг вашего дома. Большинство магических кругов создано так, что когда вы стоите около его границы, ваша голова и часть тела вступают за его пределы. Прохождение через круг дает вам удар энергии. Это также рассеивает круг. Поэтому, если подобное случилось, просто сформируйте энергию заново.

Когда круг сформирован, прекратите излияние потока энергии через вашу отдающую руку, для чего опустите ее вниз и прижмите к телу. Закройте поток энергии. Если нужно, потрясите рукой.»

Примечание: Если нужно покинуть круг во время ритуала, можно «прорезать в нем дверь». Для этого нужно отдающей рукой провести в «стене» круга линию по форме двери, открыть ее — и выйти наружу. Затем вернуться, провести рукой в обратном направлении, закрывая «разрез». В случае, если энергия круга все-таки рассеялась, восполнить ее.

После ритуала говорят: «Круг разомкнут, но не разрушен», и убирают остатки энергии. Как это сделать, будет описано в отдельном разделе.

А вообще стоит просто помнить о том, что все сущее изначально священно. Поэтому изначально священно и любое пространство, даже без формирования круга.