Святой тит критский в чем помогает. Жития Святых: Святой Апостол Тит. Новый Завет. Послание к Титу святого апостола Павла

Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных – язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому же нечестию и выказал в юных годах большую ревность в изучении наук еллинских: он с усердием изучал сочинения древних философов и стихотворцев, как например Гомера и прочих. Несмотря на это Тит проводил жизнь незлобивую и целомудренную; хотя он и не знал Бога истинного, однако соблюдал в непорочности девственную чистоту тела своего, как впоследствии свидетельствовал о нем святой Игнатий Богоносец1 в своем послании к филадельфийцам, называя Тита девственником; Того Самого Бога, Коего Тит не знал верою, он чтил добрыми делами своими, и был Ему угоден.
Когда Титу исполнилось двадцать лет от рождения, он услышал голос, нисходивший к нему с неба и говоривший:
– Тит! Тебе следует уйти отсюда и спасти твою душу, ибо учение еллинское не ведет ко спасению.
После того, как Тит услышал этот голос, он восхотел слышать его и во второй раз; ибо он знал, что иногда бывают гласы и внушения от идолов. Теперь Тит уже не хотел веровать в идолов, так как начал познавать обольщение бесовское (коему поддаются все, поклоняющиеся идолам); и прожил там еще один год.
Потом было ему во сне повеление от Бога – прочесть еврейские книги; и после того сонного видения Тит начал искать книги еврейские. Найдя книгу святого пророка Исаии2, Тит раскрыл ее и остановился на главе сорок первой, которая начинается так: "Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы" (Ис.41:1). Читая главу эту, Тит встретил в ней некоторые слова, которые, как ему казалось, Сам Бог изрекал сердцу его, именно: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою" не прельщайся, "ибо Я Бог твой" (41:9-10). И еще: "Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою" (41:13). В конце же главы прочитал об идольском обольщении, – именно: "не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их" (Ис.41:28-29).
Эти и другие слова книги пророческой были для Тита как бы ключом, открывшим двери ума его к познанию единого истинного Бога и вместе с тем к уразумению идольского обольщения и заблуждения языческого; и того времени Тит воспламенился сердцем к Богу, Коего почитали евреи.
В это время на острове Крите (где проживал Тит) распространился слух о Христе, – Боге, явившемся во плоти, проживавшем среди людей в Иерусалиме и совершавшем дивные и несказанные чудеса; ибо слава о Нем проходила по всем концам земли. Анфипат3 Крита, приходившийся Титу дядей по матери, посоветовавшись с именитыми мужами, послал в Иерусалим своего племянника, сего благоразумного и любознательного Тита с тем, чтобы он хорошенько выслушал и уразумел то, что говорилось из уст Христовых, и побеседовал с Ним; таким образом, Тит мог возвестить самым подробным образом своим соотечественникам всё то, что сам узнал бы о Христе.
Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес, совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в воскресении Его. После же вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на Апостолов в виде языков огненных, так что Апостолы начали говорить на разных языках, Тит слышал беседу Апостолов, говоривших и по-критски, и весьма изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: "пришельцы критяне (среди них был и Тит) и аравитяне", удивляясь, друг другу говорили: "слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих" (Деян.2:10-11). Впоследствии Тит пересказал обо всём этом в отечестве своем Крите.
Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском; когда дверь веры была открыта и для язычников (Деян.14:27) и были крещены сотник Корнилий, а потом и прочие еллины, тогда и Тит, происходя от язычников необрезанных, принял крещение от святого Апостола Павла, ранее называвшегося Савлом. Хотя Тит и уверовал во Христа, но, пока не крестился, Апостолы не принимали его в первенствующую церковь, так как вообще не принимали необрезанных; Тит же не хотел исполнять ветхозаветного обряда обрезания; однако иудеи, уверовавшие во Христа, требовали первоначально от всех язычников исполнения сего обряда, говоря, что без обрезания никто не может получить спасения, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: "если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись" (Деян.15:1). Таковые роптали и на святого первоверховного Апостола Петра за крещение сотника Корнилия и вступили в спор с ним (Апостолом Петром), говоря ему, что он пошел в дом мужей необрезанных и ел с ними. Когда же святые Апостолы на соборе рассмотрели это вопрос, то постановили не принуждать язычников обрезываться; тогда и Тит блаженный пришел ко крещению, так как никто не принуждал его к обрезанию, о чем упоминает и Апостол Павел в послании к Галатам, говоря: "но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться" (Гал.2:3).
После крещения Тит был уполномочен прочими главными Апостолами к служению апостольскому и сопричтен к числу семидесяти меньших Апостолов; Тит послан был вместе с Апостолом Павлом, на проповедь Слова Божия, к язычникам; и Тит постоянно следовал за Павлом святым и не только как ученик за учителем, но и как сын, следующий за возлюбленным отцом. Ибо Павел называет его своим сыном, как это можно видеть из послания его к Титу: "Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость" (Тит.1:4). Ходил же святой Тит иногда вместе с Апостолом Павлом, иногда же был посылаем им проповедовать самостоятельно; так, например, он был послан Павлом в Далмацию, о чем упоминает Павел в послании к Тимофею, говоря: "Тит в Далматию" (2Тим.4:10), т.е. был послан мною на проповедь Евангелия в города далматские. Иногда святой Апостол Павел посылал Тита со своими апостольскими посланиями, как например к Коринфянам, коим он говорит: "я упросил Тита и послал с ним одного из братьев" (2Кор.12:18). Говорит еще: "мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил" (2Кор.8:8). И еще: "благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам" (2Кор.8:16). Несомненно, Павел питал к Титу великую любовь духовную о Христе, так как он называет его то сыном, то братом своим, а когда он замедлил, уйдя от Павла, то сей последний скорбел о нем, говоря о себе: "придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита" (2Кор.2:12-13). И насколько великий Апостол скорбел без Тита, настолько утешался его присутствием, ибо говорит: "Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита" (2Кор.7:6). И еще говорит: "обрадованы мы радостью Тита" (2Кор.7:13).
Проходя по многим странам с благовестием имени Христова святые Апостолы пришли в Крит, отечество Тита. Анфипатом же тогда в Крите был Рустил, муж сестры Тита; услыхав проповедь апостольскую о Христе Боге, он первоначально посмеялся ей; но когда умерший его сын, воскрешен был Апостолом Павлом, то Рустил уверовал во Христа и принял святое крещение со всем домом своим; вместе с тем приняли святую веру и крещение и многие из числа прочих неверных, обитавших на острове том. Святой же Павел поставил блаженного Тита епископам острова Крита и прочих близлежащих островов и, поручив ему новопросвещенных христиан, оставил его там; сам же отравился в другие страны проповедовать имя Христово язычникам. Придя в Никополь, святой Павел написал послание Титу, в коем поучал его благому управлению (паствой): "для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит.1:5). Объясняя эти слова апостольские, святой Златоуст говорит: "Тит был более искусным из числа всех, бывших с Павлом; ибо, если бы он не был искусным, Павел не поручил бы ему всего острова, не повелел бы окончит недоконченное, не подчинил бы суду его епископов, если бы не надеялся на сего мужа (Тита)".
Когда Павел задержался в Никополе, то снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: "когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму" (Тит.3:12). И пришел к нему святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит.
После этого святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всём этом, прошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителя. Тит пробыл в Риме до кончины святого Апостола Павла; по усечении честной главы Апостола (что было сделано по приказанию Нерона4, Тит предал погребению честное тело Апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу еллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая веру их чудесами.
Следует заметить, что на острове том был идол почитаемой язычниками богини Дианы5; на поклонение сему идолу приходило много еллинов, которые приносили также и жертвы. Однажды святой Тит пришел на то место собрания нечестивых и начал говорить им слово Божие, увещевая их обратиться к истинному Богу, познав обольщение идольское. Но так как народ не слушал слов его, то святой Тит помолился Богу, и тотчас идол тот упал и рассыпался в прах. Тогда все, бывшие там, пришли в ужас, и уверовало во Христа в день тот пятьсот человек. Точно также, когда, по приказанию императора римского, на острове Крите строился большой храм идольский в честь мерзкого бога Зевса6, – и уже заканчивался постройкой, – Апостол Христов Тит, проходя мимо того места, помолился Богу истинному, и внезапно храм тот упал и разрушился до основания. Видя такое чудо, многие еллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя господа Иисуса Христа, Бога истинного.
Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры святой, Апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лицо его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом миру, того и смерть была почтена осиянием света от господа нашего Иисуса Христа7.
Кондак, глас 2:
Павлов явився собеседник, Апостоле, с сим нам слово предвозвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Тите приснопамятне. Сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Сегодня 7 сентября (25 августа по старому стилю) - Церковные и Православные праздники:

* Апостола Варфоломея (перенесение мощей, VI). * Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).
Святителей Варсиса (378) и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийского, исповедника (кон. IV); Иоанна Каппадокийца, Патриарха Константинопольского (520); Епифания, Патриарха Константинопольского (535); Мины, патриарха Константинопольского (552). Святой Синклитикии. Преподобномученика Моисея (1931); священномученика Владимира (Мещанского) протоиерея, Тверского (1938).

Апостол Тит

Один из 70-и апостолов Тит - был ученик апостола Павла, первый епископ Крита. Родился и умер на острове Крит. К Титу обращено Послание к Титу, входящее в состав Нового Завета. Тит был язычником по рождению, как сообщает Павел в Послании к Галатам (Гал.2:3). Имя Titus - распространённое римское имя, означающее «благородный», «достойный уважения». Точная дата его обращения в христианство неизвестна, однако в 49 г. он уже сопровождал Павла и Варнаву на Иерусалимский собор (Гал.2:1). Как известно, на этом соборе разгорелись споры об обязательности соблюдения Моисеева закона для обращённых в христианство язычников. Апостол Павел, твёрдо стоявший на позиции необязательности его исполнения, подчёркивает, что апостолы не настаивали на том, чтобы подвергнуть Тита обрезанию (Гал.2:3). Во время последующих апостольских путешествий по Греции Тит исполнял поручения Павла, утверждая в вере местные церкви (2 Кор. 8,6; 8,16; 12,18). После освобождения от первых римских уз Павел поставляет самых испытанных учеников епископами - Тимофея в Эфесе, а Тита - на Крите. Последние сведения, приведённые о нём в Новом Завете содержаться во Втором послании к Тимофею, где Павел пишет, что Тит посетил его в Риме в заключении, а затем отправился с проповедью в Далмацию. Согласно церковному преданию, Тит был критским епископом до смерти в 107 году.

Апостол Варфоломей. Празднуется перенесение мощей святого апостола Варфоломея из Дары на остров Динару в VI в.

Апостол Нафаяаил иначе называется Варфоломей, то есть сын (вар значит сын) Фоломея. Он был из числа 12 апостолов. Когда апостол Филипп привел его к Иисусу Христу, то Христос сказал о нем окружающим: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» - «Почему Ты знаешь меня?» - с удивлением спросил тогда Нафанаил Господа. «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя», - сказал Господь. Что было там с Нафанаилом, неизвестно, вероятно, что-нибудь тайное и необыкновенное, так что он тотчас уверовал во Христа и воскликнул: «Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!» (Ин. 1:47-50). Нафанаилу выпал жребий проповедовать вместе с Филиппом в восточных странах. После смерти Филиппа он проповедовал в Индии и Армении. В Индии перевел на туземный язык Евангелие от Матфея. В Армении исцелил царскую дочь. Царь послал Нафанаилу за это множество подарков, но он отослал все подарки обратно царю, сказав: «Я ищу не вещей, а душ человеческих». Тогда крестился царь со всем семейством, множеством вельмож и народа. В городе Албане, ныне Баку, идольские жрецы возбудили против Нафанаила народ, и его распяли. С радостью перенося страдания за Христа Спасителя, апостол со креста поучал народ. Тогда мучители содрали с него кожу и отсекли голову. Мощи св. Нафанаила в Риме.

Исповедники Варсис и Евлогий были епископами Едесскими, Протоген - епископом Карийским ; они потерпели гонение и много бедствий от ариан при императоре Валенте в IV в. Этот император был заражен ересью Ария, который учил, что Сын Божий ниже Бога Отца. Православные много страдали от ариан и других подобных еретиков: православных епископов, пресвитеров и сановных лиц лишали должностей, ссылали в заточение, а на их места ставили еретиков, прочих же предавали разным мучениям. Так, Валент, не терпя Варсиса, бывшего епископом в г. Едессе, в Малой Азии, как человека, преданного православию, лишил кафедры и заточил сначала на остров Арант; но когда стало приходить сюда много народа и слушать православное его учение, то заточил очень далеко - в г. Фенон, где он и скончался. На место его Валент поставил арианина Лупуса, но никто из православных - ни клирики, ни миряне - не хотел иметь общения с ним. Тогда Валент отправил в ссылку епископа Евлогия и пресвитера Протогена, а также еще 80 человек. Евлогий и Протоген были сосланы в Фиваиду, в г. Антиною, где они обратили многих ко Христу своим учением и чудесами. Со смертью Валента, когда вступил на престол Феодосии Великий, он возвратил всех сосланных арианами. Тогда он поставил Евлогия епископом Едессы, а Протоген был рукоположен в епископы г. Карий в Месопотамии.

Святитель Мина

Святитель Мина был патриархом Константинопольским, жил в VI в. Сначала он был пресвитером и надзирателем над странноприимным домом св. Сампсона (память 27 июля). В сане патриарха Мина перенес немало скорбей от папы Василия по случаю споров о монофизитской ереси, против которой был III Вселенский собор. При Мине был освящен знаменитый храм св. Софии, созданный имп. Юстинианом. При нем же было следующее весьма поразительное чудо в Константинополе. Один еврейский мальчик, зайдя в храм с христианскими детьми, причастился Святых Тайн вместе с ними. Отец, узнав об этом, страшно рассердился на сына и бросил его в раскаленную печь, в которой делалось стекло. Мать не знала этого и три дня искала сына. На четвертый день она услышала голос сына из печи и вынула его оттуда живым. Отрок рассказывал, что он не сгорел потому, что одна пресветлая Жена часто приходила к нему, остужала огонь и приносила пищу и воду. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу, дошла до патриарха и царя. Мать и отрок приняли крещение, а упорный отец был казнен как человекоубийца.

Крит имеет гористый рельеф. Высочайшая вершина - Тимиос Ставрос, что в переводе означает Святой Крест. Гора возвышается на две с половиной тысячи метров над уровнем моря. Есть и другие горы. Они имеют крутые склоны и глубоко расчленены ущельями. На Крите много пещер.

На всей территории Крита царит умеренный средиземноморский климат. Это значит, что зима здесь дождливая, а лето - жаркое и сухое. Хотя существуют небольшие различия между прибрежной и горной областями. Порой зима в горной части острова может сопровождаться сильными снегопадами - такими, что на вершинах гор снег не тает вплоть до июня.

Крит - один из самых популярных европейских курортов.

Остров имеет богатую историю. В древности Крит был центром минойской цивилизации. Она процветала на острове приблизительно с 2600 по 1400 год до Рождества Христова. Минойская цивилизация считается древнейшей в Европе. Эта цивилизация названа в честь царя Миноса, державшего в построенном легендарным Дедалом лабиринте человекобыка Минотавра. Но это, конечно, миф. А вот конец минойской культуры был реален и весьма трагичен. Приблизительно в середине второго тысячелетия до нашей эры произошло извержение вулкана Санторин на острове Тира, расположенном в 130 километрах к северу от Крита. В результате взрыва мощностью примерно в 200 двести тысяч «хиросим», произошел выброс нескольких десятков кубических километров горной породы, вулканический пепел накрыл все поля на Крите и положил конец земледелию, а прибрежные города и селения были смыты гигантской волной цунами. До извержения вулкана Санторин на Крите проживало около миллиона человек. Таким образом, население Крита до сих не достигло численности, какая была до катастрофы.

Первое тысячелетие до Рождества Христова - время господства на Крите дорийской культуры. Незадолго до пришествия в мир Спасителя Крит оказался во власти римлян и вошел в состав провинции Крит и Киренаика.

Как мы видим, история Крита богата героическими и трагическими событиями, но для нас особый интерес представляет история христианства на этом острове.

Весть о Христе зазвучала на Крите уже в первом веке и связана она с именем Тита, апостола от семидесяти, - ученика апостола Павла. Точное время обращения Тита ко Христу неизвестно, но уже в 49 году он сопровождает Павла и Варнаву на Апостольский Собор в Иерусалиме. Из Священного Писания мы знаем, что Тит выполняет поручения своего наставника, утверждая в вере местные церкви. После освобождения от первых римских уз Павел поставляет Тита Критским епископом. И после этого Апостол языков не оставлял своего ученика и поддерживал его: в число книг Нового Завета входит послание апостола Павла к Титу. «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые», - напоминает апостол Павел Титу в своем послании. И далее учит, что подобает делать. Апостол Тит исполнил порученное, основал на Крите девять епархий, умер в глубокой старости и был погребен в городе Гортина (там тогда был административный центр острова). В VI веке была возведена величественная базилика в честь первого епископа и покровителя Крита апостола Тита. Здесь хранились его святые мощи. После опустошения острова сарацинами в IX веке от мощей апостола Тита осталась одна глава, хранящаяся в новой столице острова - Ираклионе, в храме его имени.

Предстоятель Критской Церкви носил титул архиепископа. В византийский период ему подчинялось от 12 до 20 епископов.


Говоря о святых Крита, необходимо упомянуть Андрея, одного из выдающихся церковных гимнографов, автора Великого покаянного канона. В правление императора Юстиниана II он был рукоположен в архиепископа города Гортина. Проповеди Андрея Критского отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нем как об одном из выдающихся церковых ораторов Византийской эпохи. Святой Андрей возглавлял Критскую Церковь вплоть до кончины в 740 году.

В 767 году при императоре Константине Копрониме была образована отдельная фема (военно-административный округ) Крит в составе Восточной Римской Империи (Византии). Однако, уже началась арабская экспансия, и вскоре, в 824 году, остров захватили мусульмане и был образован Критский эмират.

135-летний период арабского владычества стал тяжелым испытанием для Критской Церкви.

Критский эмират существовал до 961 года, когда талантливый полководец Никифор Фока, будущий император, вернул остров в состав Византии.

После изгнания арабов с Крита византийским военачальником Никифором Фокой на острове начался второй период расцвета политической и религиозной жизни.

В результате Четвертого крестового похода, закончившегося катастрофой для Византии, Крит был первоначально выделен Бонифацию Монферратскому. Но Бонифаций, будучи неспособным осуществить управление островом, продал его Венеции за тысячу серебряных марок. В том же 1204 году Крит был завоёван Генуей, но в 1205 году венецианские войска заняли остров, и в течение нескольких столетий он был под контролем Венеции.

С началом венецианского владычества для православия настали самые трудные времена. Венецианские власти поставляли латинских архиереев. Православные архиепископы вынуждены были проживать вне Крита. Православие на Крите в эти тяжелые времена поддерживают многочисленные православные монастыри, активные игумены и ученые монахи, а также духовенство городов и деревень.

В XVII веке мусульмане возобновили попытки захватить остров. Последние венецианские крепости капитулировали в 1715 году. Остров оказывается под властью Османской империи. Вплоть до конца XIX века существовал вилайет Крит. Церковь в этот период получает относительную свободу.

Новый период в истории Критской Церкви начинается после освобождения острова и провозглашения независимого критского государства в 1898 году. В 1908 году остров де-факто стал частью Греческого королевства, а формальное присоединение произошло спустя пять лет. Тем не менее, Критская Церковь не стала частью Элладской Церкви, а осталась в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

В 1962 году епархии Критской церкви были повышены в статусе до митрополий, а в 1965 году Церковь получает полуавтономию. В состав Критской архиепископии входит восемь митрополий. С 28 февраля 1967 года предстоятели Критской Церкви носят титул архиепископа. В Церквах греческой традиции сан архиепископа выше сана митрополита.

Критской Церкви принадлежит ряд церковных учебных заведений: Высшая церковная школа в Ираклионе и Православная академия Крита, а также семинария в Ханье. Критская Церковь издает журнал «Апостол Тит».

Нынешним главой Критской Церкви является 82-летний архиепископ Ириней (Афанасиадис), избранный на этот пост в 2006 году.


Сейчас на острове Крит около 700 храмов, монастырей и часовен. Из ста существующих монастырей действует двадцать пять. В женских - много монахинь, до шестидесяти человек, а в мужских монахов немного - всего три-четыре человека. Старейшие храмы Крита сохранились со времен Византийской империи. Храмы и монастыри строились, разрушались врагами и природными катаклизмами, восстанавливались и снова строились. Многочисленные святыни разбросаны по всему острову.

Значительная часть святынь Крита находится в Ираклионе. Начнем с кафедрального собора Критской архиепископии, носящем имя святого апостола Тита. Он был построен по приказу Никифора Фоки, освободившего остров от сарацин, взамен разрушенного мусульманами храма в Гортине. В период венецианского господства собор был кафедральным храмом католического архиепископа. Во время турецкого владычества здание храма было переоборудовано в мечеть. После того как в 1923 году турецкое меньшинство покинуло Крит, собор вновь был освящен как православный храм, а минарет переделан в колокольню. То, что храм переходил из рук в руки, определило уникальность его архитектуры. В 1966 году из Венеции на Крит была возвращена глава святого апостола Тита, вывезенная в Италию незадолго до завоевания городка турками. В настоящее время мощи апостола хранятся в соборе слева от входа.

Отметим собор святого Мины, стоящий на площади святой Екатерины. Мина был родом из Египта, служил в римской армии и пострадал за Христа во время гонения Диоклетиана. В дальнейшем он являлся в разных местностях как всадник и спасал людей. В 1735 году была построена маленькая церковь во имя этого святого. Когда вследствие борьбы греческого народа за независимость турки проводили политику террора против христиан, произошло чудесное событие. В один из дней 1826 года турки собирались уничтожить христиан, собравшихся на площади перед храмом, но явился всадник на белом коне и приказал туркам разойтись. Турки послушались, приняв всадника за турецкого офицера, но позднее выяснилось, что это был кто-то другой. Христиане посчитали, что спас их именно святой Мина. С тех пор египтянин, бывший римский офицер, стал покровителем города Ираклион. В благодарность святому был построен собор, освященный в 1895 году. Покровительство святого проявлялось и в ХХ веке во время Второй мировой войны, когда немцы и итальянцы проводили операцию по захвату Греции. 23 мая 1941 года бомба, упавшая на крышу собора, не взорвалась. В память об этом событии у северной стены собора расположен макет этой бомбы.

Рядом с собором святого Мины стоит храм в честь святой великомученицы Екатерины. Он был построен в 1555 году и представляет собой пример смешения византийской и венецианской архитектуры. В середине XVI века церковь была подворьем Синайского монастыря святой Екатерины. Во времена нашествия турок храм был превращен в мечеть. В настоящее время в храме находится музейное собрание церковного искусства, хранящее иконы и фрески Михаила Дамаскиноса, выдающегося представителя критской иконописной школы.

Святыни есть не только в столице острова, но и в её окрестностях. В 20 километрах южнее Ираклиона находится женский монастырь «Панагия Палиани». Это один из старейших монастырей острова. Предметом интереса паломников является миртовое дерево, растущее на территории монастыря. Согласно преданию, в его ветвях скрыта икона Богородицы, увидеть которую могут лишь праведники, а молитва перед миртовым деревом исцеляет женщин от бесплодия.

Еще один женский монастырь в номе Ираклион «Панагия Каливиани» расположен в местечке Мессара. Во времена Византийской империи этот монастырь был мужским. С XIV века здесь сохранился храм, посвященный чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Эта икона почитается в монастыре как главная святыня. В обители были обретены мощи монахов-мучеников, пострадавших за веру во времена турецкого господства. Мощи были замурованы в стене монастырской часовни. Совершающиеся от мощей мучеников чудеса бережно записывают сестры обители. В монастыре в настоящее время около 50 монахинь. Обитель традиционно занимается благотворительностью. Предметом заботы инокинь являются приют для девочек и женский дом престарелых.

В 30 километрах к югу от столицы острова находится мужской монастырь святого Георгия. Он был основан в 1614 году по повелению великомученика Георгия. Святой явился в видении будущему основателю монастыря - монаху Паисию - и поручил ему построить на этом месте обитель. Трижды за свою историю монастырь разрушался, но воссоздавался заново. В алтаре монастырского собора великомученика Георгия Победоносца хранится часть его святых мощей и частицы мощей великомученика целителя Пантелеимона, святых Екатерины, Анастасии Узорешительницы и мученика Трифона. История сохранила свидетельства о чуде, совершившемся по молитвам к святому Георгию. Во время засухи из земли забил здесь источник воды, не оскудевший до наших дней. Монастырь служил убежищем для многих критян во времена турецкого господства и немецкой оккупации. В обители создан музей истории, в котором собраны уникальные экспонаты - личные вещи иноков, старинные книги и облачения.

На востоке острова расположен ном Ласити. Здесь находится женский монастырь Керы Кардиотиссы. Начало его истории восходит к XIII веку. До настоящего времени сохранилась церковь, украшенная фресками и иконами. Главная святыня - это икона Богородицы, которая держит младенца на левой руке, поэтому называется Кардиотисса (Сердечная). Интересна история этой святыни. Турки, которые долго владели Критом, трижды отвозили эту икону в Константинополь, но она чудесным образом возвращалась. Тогда ее цепью приковали к мраморной колонне, и она опять появилась в монастыре вместе с колонной и цепью. Колонна стоит во дворе, а цепь находится у иконы, на иконостасе.

В номе Ласити находится мужской монастырь Топлу. Другое его название - монастырь Пресвятой Богородицы «Акротириани». В монастыре функционирует музей икон, хранящий работы иконописцев XVI–XVIII веков.

К западу от Ираклиона находится ном Ретимни. Из святынь этого региона отметим мужской монастырь Аркадия. Есть разные точки зрения на происхождение этого названия: это имя либо основателя монастыря, либо императора, во время правления которого монастырь был основан. Эта святыня Крита является настоящим символом свободы, поскольку в XIX веке монастырь сыграл важную роль в восстании против Османской империи. Сейчас монастырь, архитектура которого включает в себя элементы барокко, представляет собой тихое умиротворенное место. Проникнуться непростой историей храма можно в музее, сохранившем ценные реликвии и древние иконы.

Древней святыней этой области является мужской монастырь Превели. Этот монастырь ставропигиальный и подчинен непосредственно Константинопольскому патриарху. Его история восходит к XIV веку. Монастырь состоит из двух частей. Нижняя часть посвящена Иоанну Крестителю, в настоящее время она превращена в музей. Верхняя - апостолу Иоанну Богослову. На территории монастыря находится святой источник, утоляющий жажду монахов и гостей обители. Одной из главных святынь обители является крест, привезенный игуменом Ефремом Превелисом из Константинополя в XVIII веке. В исторических документах описано множество чудес от святыни. Например, когда немцы в 1941 году оккупировали Крит, то разграбили монастырь. Забрали и крест. Решили отправить его в Афины на самолете и там продать, но самолет не смог взлететь. Тогда крест перенесли на другой самолет, но и он не поднялся в воздух. Немцы поняли, что крест обладает чудесной силой, испугались и вернули его в монастырь.

Самой западной частью Крита является ном Ханья. В 15 км от административного центра нома на полуострове Акротири находится ставропигиальный мужской монастырь Святой Троицы. Он был построен в 1632 году венецианскими православными монахами Лаврентием и Иеремией. В его архитектуре сочетаются дорический стиль и стиль эпохи Возрождения. Примечательно то, что это был единственный монастырь, свободно действовавший во время турецкого господства, так как мог позволить себе выплачивать дань. Здесь с 1892 года функционирует духовная семинария.

Поблизости от Троицкого монастыря находится монастырь Гувернето. Другое его название - Госпожа Ангелов. Монастырь был построен в 1537 году и выглядит как замок с башнями, которые использовались для защиты от захватчиков. Внешний вид монастыря говорит о сильном венецианском влиянии.

Еще одна примечательная обитель этой области - мужской монастырь Пресвятой Богородицы «Хрисокалитиссы». Он находится на скале, к которой ведет длинная лестница. По преданию, одна из ступенек этой лестницы была золотой, что и дало название монастырю. Дата постройки монастыря неизвестна, но, судя по архитектуре, храм строился в венецианское время.

Рассказ о монастырях, храмах и других святынях Крита можно продолжать очень долго. Они являются ярким свидетельством о том, как и в каких условиях христианство осуществляло свою спасительную миссию на протяжении двух тысячелетий.

Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ

Фото Митрополита Тихона

"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил
недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров,
как я тебе приказывал..."
(Послание к Титу, святаго ап. Павла,1:5)

Душа христианина не может жить без Бога и везде Его ищет. Отправляясь на отдых, прежде задаешь себе вопрос, с какими святынями там можешь встретиться. Директор паломнической фирмы "Покров", Ольга Богатырева, подыскала нам место отдыха на острове Крит. Этот остров тесно связан с апостолом Павлом, и, особенно, с апостолом Титом. На другой день после приезда отправились в бывшую столицу о.Крит - город Гортин, родину Апостола.

Апостол Тит был один из тех счастливцев, которые жили во времена Иисуса Христа, видели его, общались с ним. Он родился в знатной семье на острове Крит. Получил прекрасное образование. Изучал он и Еврейские книги. Прочитав книгу Исаии, его ум потянулся к постижению истинного Бога. В это время стали распространяться слухи о Боге-Христе. Дядя, правитель о. Крит, послал Тита в Иерусалим, для исследования достоверности этих слухов. Тит прибыл в Иерусалим, и, как пишет святитель Филарет, архиепископ Черниговский, "имел неизреченное счастье увидеть Иисуса Христа, слышать Божественное учение из Его собственных уст...". Уверовал искренне. Принял крещение от св. апостола Павла, стал его сотрудником, и причтен к числу 70 Апостолов. Многие страны прошел он с апостолом Павлом с проповедью, и когда они прибыли на родину Тита - о.Крит, положили основание Церкви, а епископом апостол Павел поставил апостола Тита.

"Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые", - напоминает апостол Павел Титу в своем послании. И далее учит, что подобает делать. Апостол Тит исполнил порученное, основал на Крите девять епархий. На 95 году скончался. Его тело почивало в кафедральной церкви бывшей столицы острова г. Гортин. В VI веке была основана величественная базилика, которая стала центром поклонения Апостолу. Здесь хранились его святые мощи. После опустошения острова сарацинами в 823 году от мощей св. ап.Тита осталась одна глава, хранящаяся в новой столице острова - Ираклионе, в храме его имени. А об апостоле Тите написал св. Андрей Критский, который тоже родился здесь.

Сейчас на острове Крит около семисот храмов, монастырей и часовен. Из ста существующих монастырей действует двадцать пять. В женских - много монахинь, до 60-ти человек, а в мужских монахов - 3-4. Критская архиепископия (8 митрополий) является полуавтономной в составе Константинопольского Патриархата. Существуют и старостильники, которые не приняли новый стиль (григориане). Они не имеют канонического общения ни с одной православной Церковью.

За одну поездку невозможно побывать везде. Смогли посетить только семь монастырей. В каждом монастыре свои святыни, которые почитаются в Греции и русским паломникам незнакомы. Вот мы с ними и знакомились.

Монастырь Успенья Божией Матери в Каливьяне

В прекрасном состоянии содержится монастырь стараниями 60 монахинь. Детский приют и дом престарелых. Сохранилась часовня XVI века с росписями. Но поразила меня могила Св.Харлампия. Внимательно прочитала его житие, но не нашла свидетельство его пребывания на Крите. Может это другой святой. Написано по-гречески, может кто-то переведет.

Монастырь св. Мирона

Посетили монастырь св. Мирона, епископа Крита, спустились в пещерку, где он молился, и набрали воды из источника, который там вытекает из скалы. Святитель Мирон, епископ Критский, чудотворец, в молодости был семейным, занимался земледелием. Он славился добротой, помогал всем обращавшимся к нему за помощью. Однажды, застав на своем гумне воров, святой Мирон сам помог им поднять мешки с зерном на плечи. Своим великодушием святой так устыдил воров, что в последующем они стали вести честную жизнь. Глубоко уважавшие святого критяне упросили его принять сан пресвитера в родном городе Равкии, а затем избрали его епископом Крита. Мудро управляя своей паствой, святитель Мирон получил от Господа дар чудотворений. Во время наводнения реки Тритон святитель остановил ее течение и перешел по ней, как по суху, а потом послал к реке человека со своим жезлом с повелением воде возобновить течение. Святитель Мирон преставился к Богу в столетнем возрасте, около 350 года.

Святой Мирон

И еще хочется написать о святыни Патриаршего и Ставропигиального монастыря Святаго Иоанна Богослова в Превели. Это Чудотворный Честный Крест, привезенный игуменом Ефремом Превелисом из Константинополя в XVIII веке. В хрустальном основании содержится частица Святого Древа Господня. В исторических документах описано множество чудес от святыни. Запомнился случай, когда немцы в 1941 году оккупировали Крит, то монастырь разграбили. Забрали и Крест. Решили отправить его в Афины на самолете и там продать, но самолет не смог взлететь. Тогда Крест перенесли на другой самолет, но и он не поднялся в воздух. Немцы поняли, что Крест обладает Высшей силой, испугались и вернули в монастырь. Особенно получают помощь от Креста те, у кого проблемы с глазами.

Чудотворный Честный Крест

Еще об одной особенности хочется сказать. Мифы древней Греции здесь встречаются на каждом шагу. То предлагают посетить пещеру Зевса, то посмотреть на платан, под которым Зевс встретился с Европой. Или на горе Зевса построен храм Преображенья. На вопрос, как это у них все уживается, православный гид, сказал, что это - сказки. В них никто уже не верит, но они сохраняются как народный эпос. И укорил меня, что вы свои сказки детям читаете, и это не мешает ходить вам в храм. Вот так.

Святынь и святых, прославленных на Крите, очень много. Но самая главная встреча, встреча с апостолом Титом произошла.

Галина Александрова
Октябрь 2012 года

Новый Завет. Послание к Титу святого апостола Павла

Глава 1

1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3 а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, - 4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".

13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

Глава 3

1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, 2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.

3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.

10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

13 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

15 Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.

Был обращен в христианство святым апостолом Павлом, который называет его «истинным сыном по общей вере» (Тит 1: 4). Несколько лет спустя, около 49 года, они вновь встретились в Антиохии. Павел взял его и Варнаву с собой в Иерусалим, чтобы отчитаться перед апостолами в своей миссионерской деятельности среди язычников. Будучи убеждены доводами Павла об освобождении от предписаний Закона, члены этого первого Собора не стали настаивать на обрезании Тита.

С этого времени он сопровождает апостола в миссионерских путешествиях и становится одним из его наиболее близких сотрудников. Именно Тита Павел послал в Коринф отнести Первое послание и объяснить, как следует организовать сбор пожертвований для братий в Иерусалиме.

После того как Тит покинул город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, серьезные разногласия разделили христиан Коринфа. Павел, находившийся в Ефесе (ок. 55 г.), вручил тогда Титу послание, написанное «от великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2: 4), чтобы исправить эти нестроения. Святой Тит был принят со страхом и трепетом как носитель апостольской власти. Восстановив благочиние и любовь, он вновь присоединился к учителю в Македонии, чтобы с радостью рассказать о послушании, выказанном коринфянами (см.: 2 Кор. 7: 15). И вновь Павел отправляет Тита в этот город вместе с двумя спутниками, поручив передать коринфянам его Второе послание и принять плоды их пожертвований.

Тит находился со святым апостолом Павлом в Риме во время его первого заключения и сопровождал во время обратного путешествия на Восток. Причалив к острову Крит, они вместе проповедовали Благую Весть во многих городах. Павел, который должен был продолжать плавание, оставил Тита завершать устройство новой Церкви (ок. 63 г.) и для этого поставить в каждом городе епископа (см.: Тит 1: 5–7). Тит встретил сильное сопротивление, особенно со стороны иудеев, и написал Павлу. Тот в своем ответе побуждает Тита учить всему, что находится в соответствии «со здравым учением» (Тит 2: 1), и своим поведением показывать пример, а «в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное», чтобы его противники, распространители «иудейских басен… отвращающиеся от истины», не могли ничего сказать об учениках Христовых худого, будучи исполнены замешательства (см.: Тит 2: 7–8 и 1: 14).

Это письмо извещало его, чтобы он был готов присоединиться к Павлу в Никополе (см.: Тит 3: 12). Оттуда около 65 года Тит был послан с новым поручением в Далмацию (см.: 2 Тим. 4: 10).

После мученической кончины апостола Павла Тит вернулся на Крит, которым управлял мудро и по-пастырски усердно до глубокой старости. Святой апостол Тит почил в мире, и его тело было положено в главном храме города Гортины, где находилась его кафедра. Там он почитался в течение многих веков как защитник Критской Церкви.

Когда остров был освобожден от арабских захватчиков, столица была перенесена в Кандию, и там был построен новый собор во имя святого Тита. Эта церковь оставалась главным местом паломничества на Крите на протяжении всего владычества венецианцев (1210–1669). Изгнанные с острова турками, они забрали с собой главу апостола Тита и положили в церкви Сан-Марко. Эта драгоценная реликвия была возвращена Критской Церкви 12 мая 1966 года.

Согласно другому церковному преданию, апостол Тит был далеким потомком критского царя Миноса и с юности выказывал живой интерес к языческим наукам. Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему: «Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного». Опасаясь, однако, как бы этот голос не исходил от бесов, чтобы ввергнуть его в наваждение, он продолжил изучать языческие науки. По прошествии девяти лет ему было новое видение, во время которого он получил повеление прочитать иудейские книги. Тит открыл книгу Исаии и увидел следующие слова: «Обновляйтеся ко мне, острови. Израиль спасается от Господа спасением вечным» (Ис. 45: 16–17).

Проконсул и правитель Крита, который приходился Титу дядей, слышал, как превозносят чудеса, совершаемые Иисусом в Иерусалиме и по всей Палестине. Тогда он решил, посовещавшись со знатью острова, послать в эти края своего племянника, чтобы получить более полные сведения об этом. Прибыв в Иерусалим, Тит увидел Господа и чудеса, которые Он совершал, и стал свидетелем Его животворящих Страстей, Его Воскресения и Его Вознесения. Он был даже, по преданию, в числе учеников, на которых сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.

Тита рукоположили в пресвитера апостолы и послали с поручением вместе с апостолом Павлом. Они вместе пришли в Антиохию, затем в область Селевкии и оттуда на Кипр. С Саламина они отправились в Пергу в Памфилии, Антиохию Писидийскую и Иконию (см.: Деян. 13: 4–6, 13–14, 51), затем продолжили проповедь в Листре и Дервии, претерпевая во время всех миссионерских путешествий преследования и дурное обращение.

Прибыв на Крит, они были приняты правителем острова Рустиллом, который был шурином Тита. Тот попытался убедить их не проповедовать против языческих богов, но безуспешно. Немного времени спустя святой Павел воскресил молитвой только что умершего сына магистрата. С этого времени Рустилл оказывал почести миссионерам, проявлял к ним уважение и разрешил распространять на острове Благую Весть.

Но через три месяца Рустилла вызвали в Рим и назначили консулом. Тогда иудеи стали досаждать зародившейся христианской общине пустыми лживыми речами, не дерзая, однако, выступать впрямую против апостолов, которые находились под защитой высокопоставленного лица.

Покинув остров Крит, чтобы отправиться в Ефес, где обратилось большое число язычников, Павел послал Тита, Тимофея и Ераста в Коринф. Тит помогал великому апостолу вплоть до его смерти.

Затем он принимал участие в утверждении миссионерской деятельности в Греции и в Колоссах, после чего отправился на родину для продолжения проповеди Евангелия. Тит был принят жителями Крита с ликованием, но вскоре узнал, что они сохранили языческие обычаи. Тогда апостол поверг статую Артемиды на землю именем Иисуса Христа. Перед лицом этого чуда более пяти сотен язычников вскричали: «Велик Бог, Которого проповедует Тит!» – и уверовали во Христа. Святой Тит, установив местопребывание епископской кафедры в Гортине, поставил девять новых епископов для главных городов Крита. Он утверждал истинную веру как словом, так и чудесами.

Когда апостолу исполнилось 94 года, подошел его смертный час. Жилище епископа внезапно заполнило благовонное облако, и множество ангелов появились помочь ему. С лицом, сияющим как солнце, святой Тит предал дух Богу, произнеся такие слова: «Господи, я хранил веру и утвердил народ Твой в страхе Твоем. Прими ныне дух мой!» Когда его тело, в белом облачении, несли к погребению, языческие храмы обрушились. Впоследствии у его могилы исцелилось множество одержимых.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря