Пророк Исмаил (алейхиссалям). Пророк Исмаил (а)

мусульмане всего мира отмечают самое значимое религиозное событие года – Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха , который на языках многих мусульманских народов России принято называть Курбан-байрам . Продолжается праздник ещё в следующие три дня – дни ташрика.

Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.

Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха ». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху , в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).

Попрощавшись с сыном, Ибрахим (мир ему) взял нож и провёл им по шее Исмаила , но нож даже не оставил следа. Исмаил сказал отцу: «Может, тебе трудно видеть моё лицо? Режь без жалости!» – и лёг смиренно лицом вниз. Но как бы Ибрахим (мир ему) ни старался, нож отказался резать и нисколько не повредил телу Исмаила. Оказавшись в безвыходном положении, рассерженный отец отшвырнул нож, и тот (нож) сказал ему: «Могущественный

Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.

Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт - Бекка, а ныне – Мекка.

Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был "Аднан - родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца - Ибрахима (мир ему) - он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.

Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).

Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.

Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.

Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.

Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.

Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным - 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.

Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. "Шарх-уль-мухтасар".

Каждый правоверный мусульманин знает пророков своей религии. Пророк Ибрагим в исламе - первый из них. Его история есть в Коране. Она во многом повторяет жизнеописание Авраама, запечатленное в Ветхом Завете Библии христиан.

Пророк Ибрагим родом из Ура Халдейского, что был расположен на территории Древнего Вавилона. Чтобы узнать, когда родился пророк Ибрагим, нужно обратиться к древним писаниям (по Корану это 21-20 век до н. э.). Цифры очень приблизительны, но они также совпадают с периодом жизни христианского Авраама.

Интересно, что с рождением исламского пророка связана легенда, которая очень символична и явственно перекликается с легендой о рождении Христа.

Сон царя Нимрода

Вавилонскому царю Нимроду, правившему единовластно и жестоко приснился странный сон. Он встревожил правителя и заставил его призвать прорицателей, чтобы те растолковали значение ночного видения. Они выслушали царя и сделали страшное предсказание. По их мнению, в Вавилоне есть некая женщина, которая носит в своём чреве младенца. Этот младенец свергнет Нимруда с его престола и станет царём.

Узнав об этом, царь тут же приказал разлучать всех жён и мужей и отослал мужчин за пределы города. Но это ещё не всё. Он велел повивальным бабкам убивать каждого новорождённого младенца мужского пола.

Однако мать Ибрагима, Нуна, каким-то образом узнала о том, что происходит в городе, и какая страшная участь ждёт ей ребёнка. Она спряталась в отдалённой пустой пещере и тем самым сберегла своего сына.

Родители Ибрагима

По преданию, Ибрагим, пророк Аллаха родился у бедной женщины, однако она происходила из древнего рода и была сестрой матери пророка Лута.

Отец же его, Тарах, был потомком Нуха (в христианстве он именуется Ноем). Тарух умер, когда Нуна (Амина) носила в своём чреве его ребёнка. В течение 13 Ибрагим жил в этой пещере, и мать каждый день навещала его и приносила еду, питьё и одежду. Когда мальчик вырос, она привела её в дом к своему брату, Амину, который стал для него вместо отца.

Выбор единобожия

С самого юного возраста Ибрагим чувствовал, что Бог един, однако, мальчик жил среди людей, поклонявшихся силам природы и наделявших их разумной силой. К числу этих людей принадлежал и дядя Амин. Ибрагим любил его, ведь дядя дал ему много полезных знаний и навыков, был добр к нему и ничем не выделял от своих собственных детей.

Пророк долго размышлял над тем, как объяснить Амину и другим людям их неправоту, как убедить их признать верховенство Аллаха. Он видел на небе звёзды, но они не сияли непрестанно, видел луну, но она растворялась в небе с приходом рассвета, видел солнце, но оно исчезало к ночи.

Бог не может исчезать в зависимости от времени суток, был уверен Ибрагим. Аллах больше и сильнее. Это Он управляет сменой дня и ночи, холода и тепла, ветра и тишины. Мальчик знал, что если люди не уверуют в Единого Бога, то Тот разгневается на них и нашлёт болезни, стихийные бедствия и другие беды. Будущий пророк Ибрагим много рассказывал людям о своей вере, но они продолжали сомневаться. Тогда мальчик совершил отчаянный поступок.

Свержение идолов

Однажды пророк Ибрагим, биография его (в отношении идолопоклонства соплеменников и в некоторых других случаях) в разных источниках трактуется несколько по иному, оказался в храме со статуями богов. Это были боги сил природы, которым поклонялся его дядя Амин и все местные жители.

Юноша разбил все статуи, кроме одной, представлявшей Верховное божество. Когда в храм пришли люди и увидели погром, они спросили, кто совершил злодеяние. Ибрагим ответил, что это сделал Верховный бог пантеона.

Ибрагиму не поверили. Его схватили и привели к царю Нимруду. Тот разгневался и велел казнить вольнодумца. На видном месте был разведён огромный костёр. Он полыхал так яростно и жарко, что подойти к нему было совершенно невозможно. Ибрагима решили забросить в него чем-то вроде катапульты, однако Сам Аллах вмешался в казнь и спас юношу. По молитве Ибрагима Он превратил огонь в благоухающий сад, а затем перенёс Ибрагима в Палестину, где тот продолжил свою пророческую миссию. Слух о чуде спасения разнёсся далеко за пределы Вавилона. Много язычников поверило словам пророка Ибрагима о правильной вере и приняло единого Бога Аллаха, как могущественного управителя всеми силами природы и даже судьбами людей.

Сын Ибрагима, Исмаил

Затем Ибрагим долго жил в Ханаане. Там он и женился. Он и его жена Сара так и жили бы в Ханаане, если бы не голод, который поднял с мест многих и погнал в новые земли, искать лучшей доли. Ибрагим с женой Сарой ушёл в Египет. К тому времени они оба уже состарились. Детей у них не было, и Сара решила сделать мужу подарок. Она привела к мужу свою служанку Хаджар (Агарь), в надежде, что та родит им ребёнка. Так и случилось. Хаджар родила мальчика, которому дали имя Исмаил.

Сара заметила любовь мужа к Хаджар и к их сыну. Она рассердилась и прогнала женщину с младенцем в пустыню.

Хаджар и Исмаил долго скитались в поисках пристанища или хотя бы источника с водой, но тщетно. Наконец, когда силы их почти оставили, к ним явился архангел Джабраил. Он вырыл яму, и из неё потекла вода. Хаджар и Исмаил остались возле источника и долго жили вместе, пока их не отыскал Ибрагим.

Ибрагиму было видение, в котором Аллах велел ему взять сына, привести в пустынное место и заколоть мальчика в знак верности Единому Богу.

Как ни любил пророк Ибрагим Исмаила, но не смог ослушаться Аллаха. Он выполнил Его приказание, однако, в тот самый момент, когда он занёс над сыном кинжал, громовой голос остановил его руку. Это был Сам Аллах. Он сказал Ибрагиму, что верит ему и разрешает не убивать мальчика, а в качестве жертвоприношения приказывает принести ягнёнка, что Ибрагим и выполнил с большой радостью.

Кааба

Ибрагим и Исмаил в Мекке заново построили Каабу. Пророк совершил здесь хадж и повелел всем мусульманам во веки веков исполнять эту традицию. Она соблюдается и поныне. Каждый мусульманин считает своим долгом хотя бы один раз в жизни побывать в Мекке, поклониться Каабе и прикоснуться к священному камню.

По преданиям, Кааба строилась и разрушалась несколько раз как до Ибрагима, так и после него, но восстанавливалась она всегда на одном и том же месте. Все мусульмане мира, где бы они ни находились, возносят свои молитвы Аллаху, обратив взоры к Мекке и священному камню, находящемуся в Каабе.

Хадж

Что такое представляет собой хадж, который заповедал пророк Ибрагим? Хадж - это ритуальный обход вокруг Каббы, затем посещение долины Мина, возвращение обратно и новый круг вдоль стен Каабы.

Долина Мина - это место, где Адам встретил архангела Джабраила и сказал ему о своём желании возвратиться в эдемский сад, откуда он был изгнан вместе со своей женой Евой. В этом же месте Ибрагим совершал своё жертвоприношение, которое Аллах отменил. С тех пор, в память о жертвоприношении Ибрагима, верующие приходят на это место, чтобы заколоть жертвенное животное и попросить Аллаха о милости.

Второй обязательный ритуал хаджа - бросание камней в специальные столбы. Он напоминает верующим о том, как сам пророк забрасывал камнями шайтана, три раз приходившего к нему и пытавшегося отлучить от веры в единого Бога. Шайтан пытался соблазнить Ибрагима мирскими радостями и наслаждениями, но то не уступил, продемонстрировав большую силу духа и горячую веру в Аллаха.

Хадж является пятым из пяти столпов ислама, выполнив которые верующий после смерти гарантированно попадёт в рай.

По канону паломничество в Мекку нужно совершать в двенадцатый месяц по исламскому календарю. Он называется зу-ль-хиджжа. Святыми днями являются пять - с 8-го по 12-ый. Заканчивается хадж праздником Курбан Байрам.

Чудо с птицами

Однажды вера Ибрагима в могущество Аллаха немного пошатнулась. Он упал на колени и стал молить Всевышнего послать ему чудо, которое сможет доказать всемогущество Бога. «Можешь ли ты воскрешать мёртвых? - спрашивал он Аллаха. - Это самое большое чудо. Если Ты вернёшь к жизни умершее существо, то я больше никогда, ни на миг не усомнюсь в Твоём могуществе!» Господь ответил на его мольбу. Он явился к нему в видении и попросил взять четырёх мёртвых птиц и разложить их останки на вершинах четырёх гор, а затем, покликать их. Ибрагим так и сделал. И, о чудо, с четырёх сторон света к его рукам прилетели все четыре птицы.

Другие дети Ибрагима

После рождения Исмаила и жертвоприношения Аллах благословил Ибрагима и пообещал, что у него родится много детей от разных женщин. Так и случилось. Даже старая Сарра родила ему несколько детей. Многие сыновья пророка Ибрагима почитаются в исламе. Их жизнь и благие дела служат примером для каждого мусульманина.

Старший сын Ибрагима, Исмаил, стал родоначальником арабской нации, а самый младший, Исхак - еврейской. Это стало причиной споров между арабами и евреями, ведь оба народа считают Ибрагима своим прародителем.

Жизнь пророка Ибрагима подробно записана в Коране. Приверженцы ислама свято чтут его память. Прожил Ибрагим очень долгую жизнь - 175 лет, а в некоторых источниках есть указания на то, что жил он даже дольше - до 200 лет. От Ибрагима мусульманам остались молитвы, которые правоверные ежедневно читают, совершая обязательный намаз.

Исмаил приходится сыном пророка Ибрахима от его второй жены Хаджар. Египтянка по происхождению, она была рабыней, которую деспотичный повелитель Египта подарил Саре, первой жене пророка (подробнее эти события освещается в главе о пророке Ибрахиме). Сара долгое время не могла родить ребёнка, тогда она отдала мужу свою рабыню, чтобы та стала ему женой, надеясь, что Аллах дарует Ибрахиму долгожданного дитя. Хаджар забеременела и родила сына - Исмаила. Согласно комментариям некоторых толкователей, рождение этого ребенка вызвало у Сары сильное чувство ревности. Между женщинами возникла ссора, после которой Хаджар вынуждена была скрыться от Сары, испугавшись за себя. Уходя тайком, она повязала пояс таким образом, чтобы он волочился по земле, заметая следы её ног, и Сара не смогла узнать в каком направлении та ушла. После этих событий, Всевышний Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее ребенком в безводную пустыню (район современной Мекки) и оставить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление.

Эти события упоминаются в достоверном хадисе, содержащемся в сборнике хадисов Сахих Аль-Бухари, 1351(3364), и переданного со слов Ибн Аббаса:

«Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, она повязала себе пояс, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привёз её (к тому месту, где ныне находится) Кааба вместе с её сыном Исмаилом, которого она ещё кормила грудью, к большому дереву (стоявшему) у возвышенности, (где впоследствии забил) Зам-Зам (который ныне находится в пределах) мечети. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахиму было нелегко оставить своего любимого сына и его мать в безлюдной пустыне, где не было ни воды, ни еды, ни места, где можно было бы укрыться от зноя и непогоды. Однако у Аллаха во всем есть своя мудрость. Несмотря на внешние трудности этого дела, оно таило в себе великую пользу и безграничную милость. Среди пустыни, где остались Хаджар и Исмаил, возник благословенный город, в котором была построена Священная Кааба, ставшая главным местом поклонения Аллаху.

Ибрахим оставил свою жену и своего маленького ребёнка под деревом и отправился назад, не позаботившись о том, чтобы соорудить им какое-либо жилище, в котором они могли бы укрыться. Рядом не было никого, кто мог бы оказать им помощь и защитить от нападения диких зверей. Аллах приказал Ибрахиму привести их в эту долину, и тот поступил, как ему было велено, после чего дальнейшую судьбу своей семьи он предоставил своему Господу. Пророк Ибрахим знал, что для Того, кто приказал ему поступить таким образом, не составляло никакого труда уберечь его семью, накормить и напоить.

«… И (Ибрахим) покинул их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего двинулся в (обратный путь), а мать Исмаила последовала за ним (говоря): «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!» И она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» - после чего вернулась (к Исмаилу), а Ибрахим пошёл (дальше). …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахим не отвечал на уговоры Хаджар, которая бежала за ним со словами: «… куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине?». Она многократно обращалась к нему с этим вопросом, но муж ничего ей не отвечал. Это был приказ Аллаха, а Его приказы не обсуждаются - такова истинная покорность Всемогущему Господу. Когда Хаджар потеряла надежду получить ответ на свой вопрос, она спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». И когда услышала положительный ответ, её сердце успокоилось, так как она верила, что Господь не оставит её без поддержки.

«… Достигнув горного перевала, где они не (могли) видеть его, он (Ибрахим) повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху (произнеся) такие слова: …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14 Ибpaxим, 37)

Хаджар, оставшись одна с ребенком на руках, несколько дней пила воду из меха, который оставил ей Ибрахим, и ела финики, а сына кормила грудным молоком. Однако финики и вода быстро закончились и Хаджар начала испытывать жажду и голод. Вместе с ней мучился и её малыш. Мать не могла смотреть на страдания своего ребенка и отправилась на поиски источника воды и пищи. Она огляделась вокруг и увидела ближайшую к ней возвышенность - гору Сафа, поднялась на нее и стала пристально вглядываться, но никого и ничего не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, эта была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но снова не увидела никого, кто мог бы помочь им спастись от жажды и голода. Хаджар продолжала ходить между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз. Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему младенцу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и удостовериться, что он ещё жив, после чего вновь продолжала свои поиски. Хождение Хаджар стало первым хождением между горами Сафа и Марва, которое позже, по велению Аллаха, стало неотъемлемой частью обрядов хаджа и умры:

«Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (2 аль-Бакара, 158)

После того, как Хаджар седьмой раз пересекла долину, она услышала голос. Оглядевшись, чтобы найти место, откуда доносился звук, она увидела рядом с Исмаилом ангела Джибриила, который своим крылом разверз землю на месте Зам-Зама, после чего оттуда забил благодатный источник. Хаджар искала воду, поднимаясь на возвышенности, но по воле Аллаха вода забила из-под ног её маленького сына.

«… Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду (которая у них была), а после того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) извивается (или: корчится) (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла (покинув его), так как не могла смотреть (на мучения младенца). Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз. Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» - стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты помочь (мне)?» И тут на том месте (где сейчас находится) Зам-Зам, она увидела ангела, который (рыл землю) пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода. (Увидев это) она стала огораживать (источник, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Мать Исмаила поспешила набрать как можно больше воды, а затем с усердием принялась облагораживать источник, вырыв вокруг него нечто наподобие пруда, чтобы вода не растекалась повсюду и была легкодоступна. Если бы Аллахом было предопределено, чтобы она оставила Зам-Зам растекаться по земле, то он превратился бы в огромный поток, о чём сказал Посланник Аллаха(сас):

«Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она покинула Зам-Зам (или: не набирала его воду), он превратился бы в поток (текущий по земле!)» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ангел успокоил Хаджар, сказав ей, чтобы она и её сын не испытывали страха. Он также сообщил, что в дальнейшем Исмаил со своим отцом возведут здесь Дом Аллаха - Каабу.

«… И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь (будет возведён) дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает (близких к Нему)!» Что же касается (того места, где потом возвели) Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

После этого Аллах направил к Хаджар и Исмаилу тех, кто стал для них добрыми соседями, скрасил их жизнь на чужбине и развеял тоску одиночества. Неподалеку от них проходили люди из племени Джурхум, которые обратили внимание на птиц, парящих над долиной. Они знали, что птицы кружат только там, где поблизости есть вода. Джурхумиты усомнились в своих предположениях, так как хорошо знали эту местность – здесь никогда не было ни воды, ни каких-либо жителей. Они отправили человека, чтобы тот осмотрел долину. Вернувшись, посланец рассказал обо всём, что увидел, после чего джурхумиты направились к Исмаилу и его матери. Они попросили разрешения Хаджар поселиться рядом. Она согласилась, но поставила условие, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Согласившись, они послали за своими семьями и стали соседями Хаджар.

«… И (Хаджар жила) так, пока (однажды) мимо них не проехали люди из племени (или: рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када (название места в верхней части Мекки). Остановившись (там, где сейчас находится) нижняя часть Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине воды нет!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего (все) направились туда. (В это время) мать Исмаила сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да». И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Исмаил (а.с.) является одним из тех пророков, которые упомянуты в Коране. Он – символ покорности и преданности Господу. Он предстает перед нами вначале, как благая весть, затем как испытание для своего отца Ибрахима (а.с.) и матери Хаджар, а также для своей духовной матери Сары.

Благословенный мальчик Исмаил стал радостной вестью для убеленного сединами старца Ибрахима (а.с.), но он был не концом, а началом всего. За ним должен был еще появиться Исхак, матерью которого станет Сара.

Из рода пророка Исмаила явится последний пророк Мухаммад (с.а.в.), а потомками Исхака будут пророки Йакуб, Йусуф, Муса, Харун и множество других пророков и посланников.

Ибрахим (а.с.) молился Аллаху о рождении у него праведного сына. Аллах принял его молитву и одарил его Исмаилом (а.с.). Пророк Ибрахим выразил свою благодарность Господу такими словами:

«Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе» (Ибрахим, 14:39).

Вот мы словно видим эту семью, бредущую по пескам пустыни по дороге к Мекке. На песке ненадолго остаются еле заметные следы пророка Ибрахима (а.с.) и измученной матери Хаджар с ребенком на руках. И этот ребенок - Исмаил.

Эта маленькая группа трогается в путь и останавливается по указаниям Аллаха и движется в сторону Хиджаза. Везде лишь горячие пески и безводье.

Согласно повелению Аллаха, достопочтенный Ибрахим оставил свою жену Хаджар и сына Исмаила под огромным деревом недалеко от того места, где будет возведена Кааба. Рядом с ними он положил кожаную торбу с хурмой и немного воды.

Когда Ибрахим (а.с.) собрался уходить, Хаджар спросила у него: «О, Ибрахим! Куда ты уходишь, оставив нас в этой безводной и безлюдной долине? Это Аллах велел тебе здесь нас оставить?» После ответа хз. Ибрахима: «Да, Аллах повелел», Хаджар произнесла, уповая на Аллаха: «Если так, то Аллаха нам достаточно. Он нас защитит».

Пророк Ибрахим произнес такую молитву, обратившись лицом к Бейтуллаху (Каабе):

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (Ибрахим, 14:37).

Прошло много дней. Вода и хурма закончились. Вокруг никого не было. Ребенок плакал, просил пить.

Беспокоясь за жизнь своего ребенка, Хаджар бегала между холмами Сафа и Марва в надежде отыскать воду и молилась Аллаху. Так испытывались ее терпение и покорность Аллаху.

Оплатой за ее терпение и стойкость стал родник Замзам, а Сафа и Марва стали великими символами.

А вслед за этим снова испытание и снова покорность. Когда отец говорил Исмаилу: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» он сказал своему отцу, не колеблясь:

«Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых» (Саффат, 37:102).
Вот это и есть показатель чистой покорности в таких прекрасных словах. Есть и воздаяние за эту преданность: Курбан, Кааба, Хадж.

Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы) и произнесли молитву: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (Бакара, 2:127-128).

Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что он – результат этой молитвы. Несомненно, он услышал призыв, прозвучавший в Коране: «Помяни в Писании Исмаила. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком» (Марьям, 19:54).

Это и есть кораническое повествование о жизни одного из посланников, приведенное в качестве примера для подражания.
В приведенном в начале темы аяте есть указание на важность умения держать свое слово. Восхваляется исключительная готовность пророка Исмаила исполнить данный обет.

Исмаил (а.с.) стремился исполнять свой пророческий долг с абсолютной покорностью повелениям своего Господа. Он всегда дорожил благами, данными Аллахом, был прекрасен душой и чист сердцем, поэтому заслужил довольство Аллаха. Он призывал свой народ исполнять намаз, являющийся опорой религии, и выплачивать закят для обеспечения общественной взаимопомощи.

Благословенный Исмаил безропотно положил свою шею под нож, готовый стать жертвой ради покорности Господу и уважения к своему отцу. Для нашей молодежи это является прекрасным образцом имана, послушания и преданности. Аллах не оставит на полпути человека, проявившего такую покорность и преданность. Он для него друг и помощник. Ведь самое лучшее поклонение – это проявление покорности сотворившему нас Аллаху, Господу миров.

Да будет мир Исмаилу (а.с.) и тем, кто за ним последовали.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.