Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец(2). Преподобный дмитрий прилуцкий В чем помогает святой игумен

Люди приходят к Богу по-разному. Кто-то - через сильный душевный порыв, кто-то - путем долгих размышлений или после мучительного выбора. А некоторых, кажется, Сам Господь с детства направляет по той дороге, которая в итоге приводит к святости. Именно из таких людей был преподобный Димитрий Прилуцкий.

Он родился в начале XIV века в богатой семье купцов Покропаевых либо в городе Переславле-Залесском, либо в деревне Веслево, неподалеку от него. Родители воспитывали его в христианской традиции и с раннего детства обучали грамоте. Мальчик отличался от сверстников тем, что его волновали вопросы, на которые знает ответ не каждый взрослый. Ответы на многие из них он находил в Священном Писании.

Став юношей, Димитрий, как ни пытался отец привлечь его к своему делу, не проявил к торговле никакого интереса. Однажды он объявил родителям о своем решении стать иноком, монахом и посвятить свою жизнь Богу.

Он принял постриг в Переславль-Залесском Горицком монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы. Редкий случай, но молодой инок принял то же монашеское имя, что носил и в миру - Димитрий. «Принял постриг…» - читаем мы в житии святого и дальше скользим глазами по строчкам. Но за этим словосочетанием - невероятное, непредставимое для обычных людей отречение от всего земного, от всех своих амбиций и желаний, «смерть для мира» во имя обретения жизни вечной. Человек, избирающий этот путь, понимает, что он никогда не познает женской любви, никогда не будет иметь деньги и собственность, никогда не позволит себе расслабиться, съесть что-то «вкусненькое», выпить что-то «веселящее». А главное - устремляя всего себя Богу, он добровольно отказывается от собственного «я» - в мирском понимании этого слова. Вот почему настоящее монашество - это, без всяких преувеличений, подвиг.

Именно как к подвигу относился к своему монашеству и святой Димитрий. День и ночь он проводил в молитве, смиренно нес монастырские послушания, относился к людям с гораздо большей любовью и состраданием, чем к себе. Он вел себя так, что вызывал удивление даже у монахов - неужели человек может так жить на этом свете?

Когда игумен предложил Димитрию принять сан священника, тот долго размышлял, достоин ли он этого. Но игумен и монастырская братия, любившая и уважавшая его, убедили - достоин. И Димитрий стал священником. Однако ему хотелось чего-то другого, большего. Он считал, что спокойная и размеренная жизнь в монастыре - недостаточное испытание для инока.

И Димитрий с благословения игумена переселился из Горицкой обители «на болото» - так жители Переславля-Залесского называли сырую низменность на окраине города недалеко от Плещеева озера. Там Димитрий при помощи нескольких монахов поставил небольшой деревянный храм во имя святителя Николая и устроил при нем маленький общежительный монастырь - Никольскую обитель. У монастыря не было ни больших угодий, ни богатых жертвователей, поэтому он едва сводил концы с концами. Несмотря на это, туда шли и шли люди - миряне, принявшие решение постричься в монахи, и монахи из других монастырей, прослышавшие о необыкновенном игумене. Все отмечали, что в Никольском монастыре всегда царила атмосфера братской любви, понимания и взаимопомощи. Иноки относились к своему игумену как к отцу.

Известно, что преподобный Димитрий был очень красив. А его образ жизни, постоянная молитва и любовь к людям дополнили эту внешнюю красоту еще и красотой внутренней. Ведь все наши мысли и чувства отражаются на лице - не случайно глаза называют зеркалом души. Зная об этом, святой Димитрий старался не общаться с женщинами - чтобы не подвергать искушению ни их, ни себя. И даже разговаривая с мужчинами, он всегда был в монашеском капюшоне.

Среди прихожанок монастырского храма была одна знатная горожанка. Будучи наслышана о красоте игумена, она из любопытства захотела увидеть его лицо. Как-то после службы она пробралась к келье Димитрия и заглянула в окно. Игумен заметил это и бросил на женщину укоризненный взгляд. От одного этого взгляда она как будто окаменела.

Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира? - сказал, выйдя к ней, Димитрий. Простив непрошеную гостью, он перекрестил ее, благословил, и женщина смогла сдвинуться с места. Этот и другие многочисленные случаи чудес убедили монахов в том, что Господь дал игумену особые дары, недоступные для обычных людей.

Неподалеку от Никольской обители, в глухом бору, в пустыне, жил преподобный Сергий Радонежский. Игумены дружили и иногда ходили друг к другу в гости. Это было во времена, когда Московским княжеством правил благоверный князь Дмитрий Донской. По воле князя Сергий Радонежский и преподобный Димитрий стали крестными его детей. С этого времени князь Дмитрий взял Никольский монастырь на свое попечение.

Однако вовсе не к мирской славе стремился игумен и не к расцвету своего монастыря. Он знал, что самое важное для монаха - это уединенный, сокровенный разговор с Богом. Оставив свою обитель, взяв только любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий отправился на север. Немного не дойдя до Вологды и остановившись на берегу реки Лежи в непроходимом лесу, монахи обустроили здесь скит и возвели маленькую деревянную церковь Воскресения Христова.

Однако случилось непредвиденное. Крестьяне из соседнего села Авнеги, узнав, что великий старец намерен создать здесь монастырь, испугались, что со временем обитель разрастется и станет претендовать на их угодья и пашни. Они пришли к преподобному и попросили его переселиться в другое место. Димитрий спорить не стал и пошел вместе с учеником искать другое место для обители.

Такое место они нашли на повороте (то есть излучине, луке) реки Вологда. Рядом было село Прилуцкое, жители которого приняли старца по-другому. Местные жители Илия Раков и его друг Исидор (история даже сохранила прозвище последнего - Выпряг), по преданию, пожертвовали «поле со взошедшими озимыми». Более того, они, как и все жители деревни, помогали святителю в строительстве. Храм был освящен в честь Спаса Иисуса Христа 1 августа 1371 года. Позже были построены хозяйственные помещения, келии для монахов - так возникла Спасо-Прилуцкая обитель.

Практически сразу к преподобному Димитрию стали стекаться иноки. Когда о монастыре узнал князь Дмитрий Донской, он тут же прислал денежное пожертвование на его содержание. Постепенно монастырь вырос и стал одним из самых известных на Русском Севере.

А игумен Димитрий делал то же, что и всегда - не столько словами, сколько своим личным примером воспитывал монахов, показывая им путь к спасению. Он держал суровые посты, часто неделями вообще не принимая пищи, работал наравне со всеми на монастырской пашне, утешал людей. Но чтобы еще больше укротить свою плоть, он постоянно носил на теле тяжелые железные вериги.

Мимо монастыря проходила большая дорога в Устюг и к Белому морю, город был совсем недалеко, поэтому к преподобному постоянно приходили люди. Для каждого в монастыре находились ночлег, миска похлебки, милостыня и доброе слово. Как говорится в житии Димитрия Прилуцкого, он был «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская».

Димитрий Прилуцкий заступался перед властями за несправедливо обиженных (как тогда говорили - печаловался), защищал крестьян от хозяев, не только увещевая, но, если было необходимо, и обличая. Известен такой случай. Один из благотворителей монастыря привез как-то еду для братии. Однако преподобный Димитрий, зная, что этот человек сурово относится к своим крестьянам, не принял пожертвование, сказав: «Отнеси это в дом свой и напитай прежде домочадцев твоих, да не томятся они голодом и жаждою, остатки же, если будут, принеси нашей нищете, и тогда милостыня твоя угодна будет Богу». Человек осознал ошибку и с тех пор, по завету Христа, относился к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

Предчувствуя грядущую кончину, преподобный собрал братию и назначил себе преемника - Пахомия, с которым вместе основал Прилуцкий монастырь. Монахи спросили игумена, где и как его лучше похоронить. Он ответил: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами». По-видимому, это были последние слова великого подвижника.

Он умер 11 февраля 1392 года. В том же, 1392 году, скончался и духовный друг святителя Димитрия Прилуцкого - преподобный Сергий Радонежский.

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, неоднократно разорялся врагами, горел, но всегда восстанавливался. В августе 1924 года он был закрыт и разграблен большевиками. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, возвращен Русской Православной Церкви. Можно считать чудом, что за 70 лет запустения весь комплекс монастыря полностью сохранился.

Спасо-Прилуцкий монастырь впечатляет своими масштабами: мощные стены длиной около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3-х гектаров. Это один из самых древних и самых красивых русских монастырей. Деревянные постройки времен преподобного Димитрия до нашего времени, конечно, не дошли. Сейчас на месте той самой, первой, деревянной церкви стоит собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537-1542 годах по благословению митрополита Даниила Московского.

Молитва Дмитрию

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси, блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Пасха.ру

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

  • 24 февраля;
  • 16 июня.

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ

О жизни преподобного Димитрия - основателя Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря и вологодского чудотворца - рассказывается в его Житии, составленном во второй половине XV века прилуцким игуменом Макарием в основном по рассказам ученика святого Димитрия Пахомия.

Родился Димитрий в начале XIV века в городе Переяславле-Залесском, в богатой купеческой семье. (Местное переяславское предание называет деревню, в которой родился святой - Веслево, а также родовое прозвище его родителей - Покропаевы.) В детстве он обучился грамоте и полюбил читать Священные книги. Торговые дела отца мало интересовали его; он больше думал о небесном, помышляя о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Юношей он покидает отцовский дом и принимает пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Здесь он проводит некоторое время и удостаивается священства, то есть становится иеромонахом.

Вскоре после этого Димитрий решает покинуть Горицкий монастырь и основать свой собственный. Он переселяется «на болото» - так называлось сырое болотистое место на окраине Переяславля, в одной версте от Плещеева озера. Здесь преподобный ставит храм во имя святителя Николая Мирликийского и основывает при нем монастырь, игуменом которого становится.

Вскоре монастырь получает известность. Житие рассказывает, что к Димитрию приходят и миряне, желающие принять пострижение от его руки, и иноки других монастырей. Святой, «как отец чадолюбивый», всех принимает с любовью. «Преподобный Димитрий, - рассказывает автор Жития, - был одарен редкою красотою, и так как он вел „жестокое житие“, измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшею людей. Поэтому во избежание соблазна и искушения преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами, посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания». В монастырь, расположенный в городской черте, в воскресные и праздничные дни приходило немало горожан, как мужчин, так и женщин. И вот некая знатная женщина, которая много слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия, захотела взглянуть на него. Долгое время старания ее были безуспешны. Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, она подкралась к келии преподобного и через окно взглянула на игумена. «Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризною посмотрел на нее. Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся. Видя искреннее раскаяние плачущей женщины», - заключает автор Жития свой рассказ, - преподобный «кротко упрекнул ее» и, поучив о том, что в храм «должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души сосредоточенной молитвой и милостыней», благословил ее и даровал ей прощение.

Ко времени игуменства преподобного Димитрия в Никольском монастыре относятся его знакомство, а затем и искренняя дружба с преподобным Сергием Радонежским. (Можно полагать, что знакомство их состоялось в 1354 году, когда Сергий был рукоположен в сан пресвитера в Переяславле епископом Афанасием.) Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы. Наверное, именно под влиянием этих бесед Димитрий ввел в своем монастыре общежительный устав, почти не известный до того на севере Руси.

Слава о подвижнической жизни преподобного дошла до великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Тот пригласил старца в Москву и попросил его быть восприемником при крещении одного из своих сыновей.

Людская слава, однако, тяготила преподобного. Он решил оставить свою обитель и родной город. Взяв лишь одного своего ученика Пахомия, Димитрий покинул Переяславль и отправился на север. Через дремучие леса, дебри и болота путники достигли реки Лежи, правого притока Сухоны (в Вологодской области). Здесь, неподалеку от впадения в Лежу реки Великой, верстах в 20-ти от Вологды, они построили небольшую церковь в честь Воскресения Христова; это место показалось им удобным для уединенного служения Богу. Однако жители соседнего села Авнеги, узнав, что в лесах их поселились иноки и уже построили церковь, решили прогнать их. «Вот, - рассуждали они, - близ нас поселился великий старец, который в скором времени и овладеет как нами, так и нашими селами». (Действительно, практика монастырского освоения северных областей России свидетельствовала о том, что северные монастыри, по княжеским грамотам, обзаводились вскоре значительными земельными владениями. Жития многих северных русских подвижников наполнены рассказами об их столкновениях с местными жителями; иногда эти рассказы представляются даже своего рода трафаретами, «общими местами» агиографической литературы.) Толпою крестьяне пришли к преподобному и потребовали, чтобы тот покинул их область. «Нам неугодно твое пребывание здесь», - говорили они.

Преподобный не стал прекословить. Посчитав их требование за указание промысла Божия, он оставил негостеприимные берега Лежи и летом 1371 года пришел вместе с учеником Пахомием в Вологду. Он избрал для обители место на повороте (луке) реки Вологды, верстах в трех от города. Земля здесь принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села Прилуцкого, - Илии и Исидору, по прозвищу Выпряг. По просьбе преподобного они дали ему участок земли, пригодный для построения обители. Эти земли представляли собой нивы, на которых уже почти выколосился хлеб; но жертвователи, из уважения к старцу и для скорейшего построения церкви, решили не дожидаться жатвы. Соорудив крест, преподобный Димитрий с молитвой водрузил его на месте будущей обители, а затем приступил к построению храма. Узнав о приходе «человека Божия», свидетельствует древнее Житие, все жители города - «малые и великие, богатые и убогие, предваряя друг друга, спешили за благословением к святому». Многие внесли свой вклад в строительство церкви и монастыря: одни деньгами, другие бревнами или утварью, необходимой для обители. Скоро церковь была построена и освящена 1 августа 1371 года во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста - празднований, отмечаемых в этот день. (Впоследствии монастырь, основанный Димитрием, получил название Спасо-Прилуцкий.) Это была первая в Вологодской земле обитель со строгим общежительным уставом.

К преподобному стали стекаться иноки и миряне, ищущие пострижения: большинство было из Вологды и окрестных сел, но приходили и иноки из Никольского Переяславского монастыря, основанного Димитрием, узнавшие об основании их учителем новой обители. Когда весть об этом дошла до великого князя Дмитрия Ивановича, то он поспешил прислать почитаемому им старцу щедрое пожертвование.

Житие рассказывает о суровой и поистине подвижнической жизни преподобного Димитрия. Первый в трудах на пользу братии, он первым был и в церкви на молитве. По его повелению, в храме, по левую сторону алтаря, было устроено особое место, отгороженное досками; здесь, никем не видимый и ничем не отвлекаемый, он изливал душу пред Богом в усердной и горячей молитве. Пост его был исключительно суров: неделями старец обходился без пищи, лишь в праздники позволяя себе вкушение хлеба с водою. Одежду его составлял один заскорузлый тулуп из жесткой овчины, так что зимой он страдал от стужи, а летом от зноя. Кроме того, на теле преподобный носил тяжелые железные вериги (не слишком частые в практике русских святых того времени).

Игумен заботился о странниках, щедро одаривая их всем необходимым. Приходящих к нему с духовными нуждами он не оставлял беседой и поучением. Нередко он покидал обитель для того, чтобы заступиться перед властями за обидимых и угнетенных, защищал и слуг от насилия их господ. Рассказывают, что однажды он отказался принять присланные в монастырь пищу и питье от одного из постоянных благотворителей монастыря. «Отнеси это в дом свой, - отвечал он ему, - и напитай прежде домочадцев своих, да не томятся они голодом и жаждой». (Под словом домочадцы разумеются прежде всего слуги.)

Рассказывают и о даре прозорливости старца. Родной брат его, наследовавший богатое отцовское имение, вскоре разорился и, задумав поправить дела, пришел в Прилуцкую обитель, прося брата благословить его на торговую поездку к языческим племенам Югры и Печоры. Преподобный благословил его. Поездка оказалась очень удачной; вскоре, снова по благословению преподобного, купец опять отправился на север. Страсть к наживе разгорелась в нем, и он в третий раз пришел к брату, прося благословения на торговую поездку. На этот раз преподобный отказал ему: «Довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел; не ходи более - не погибнуть бы тебе от язычников». Брат не внял его увещаниям и без благословения отправился в путь. Обратно он уже более не возвращался. Весною 1389 года преподобный провидел и смерть князя Дмитрия Донского, случившуюся в Москве, и поведал о ней братии. Лишь через несколько дней слова его подтвердил прибывший из столицы гонец.

Великий подвижник умер в ночь на 11 февраля 1392 года, назначив перед смертью своим преемником ученика своего Пахомия. Тело его было похоронено в построенной им церкви. Вскоре возле гробницы начали совершаться чудеса и исцеления: особенно много их совершилось в 1409 году, когда Вологду поразила эпидемия страшной болезни. Тогда, вероятно, и было установлено местное празднование святому. К концу XV века празднование стало уже общерусским.

Церковь празднует память преподобного Димитрия Прилуцкого в день его кончины 11 (24) февраля.

ЛИТЕРАТУРА:

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

9-12 Диотреф и Димитрий 9 Диотреф, скорее всего, пользовался большим авторитетом и, по–видимому, был весьма амбициозным человеком, хотя не совсем ясно, какое положение он занимал. Он действовал иначе, чем Гаий, и его действия были помехой как для старца, так и для

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ДИМИТРИЙ (Николай Федорович Вознесенский), архиеп. (1871–1947), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Курской губ., окончил МДА (1898), преподавал в семинариях расколоведение, издавал журн. «Вера и жизнь». С 1909 протоиерей в Благовещенске. В 1917 переехал в Харбин (Китай), где в 1934 был

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Дмитрий Прилуцкий, преподобный Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в Переяславле Залесском, где отец его - человек богатый - вел довольно значительную торговлю.Когда мальчик достиг школьного возраста, родители, с раннего детства укреплявшие в нем

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (+ 1392) Память его празднуется 11 февр. в день преставления и 6 июля тесте с Собором Радонежских святых как собеседника прп. СергияПрп. Димитрий был сыном богатого переяславского купца; он в юности постригся в переяславскомГорищам

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (ум. 1709)Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало, или, точнее, Тупталенко) родился в декабре 1651 года в местечке Макарове, на Украине, верстах в сорока от Киева, в семье рядового казака Макаровской сотни Киевского полка Саввы Григорьевича

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Димитрий I Сотер Вернувшись в Антиохию, теперь уже находившуюся под властью его конкурента, Лисий нанес ему поражение и отвоевал город обратно, но ситуация осталась неустойчивой. В этой области были и другие конкуренты.Селевк IV Филопатр, предшественник и старший брат

Из книги Миссионерские записки. Очерки автора Ткачев Андрей

Димитрий II Никатор Время «счастливого-конца-для-всех» не могло продолжаться долго. Казалось, что единственное, что может продолжаться вечно, это династическая конкуренция. У покойного царя Димитрия I был сын, еще один Димитрий, который был за границей в изгнании. Теперь он

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Cпасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Россия, Вологодская обл., с. Прилуки, в 5-ти км к северу от города Вологды, на левом берегу реки Вологда.Время основания обители относят к 1371 году, когда в эти места пришел святой Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Поучение 2-е. Преп. Димитрий Прилуцкий (В чем состоит христианское смирение?) I. Преп. Димитрий Прилуцкий, память коего совершается ныне, родился в начале XIV столетия в Переяславле-Залесском от богатых и благочестивых родителей из купеческого сословия. Рано он был обучен

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Димитрий Донской Ежегодно осенью все православные, многие русские в субботу, названную Димитриевской, поминают «всех от века почивших» воинов, павших за Отечество. Но не все знают, что первоначально эта суббота была установлена великим князем Московским Димитрием

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Благоверный князь Олег Рязанский Димитрий Красный. Преп. Михаил Клопский. Преп. Иоасаф Заозерский. Блаж. Иоанн Углицкий. Блаженная великая княгиня Соломония, в иночестве София. Св. мученик Димитрий Царевич Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательна

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Ангелопулос Димитрий, послушник В апреле 1977 года я посетил монастырь Ставроникита. Там мне посоветовали встретиться со старцем Паисием. Однако, придя к его келлии, я расстроился: старец мне не открывал. Примерно через час я увидел, как выходит какой?то монах средних лет в

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Великомученик Димитрий Солунский (+306) Дими?трий Солу?нский (греч. ????? ????????? – св. Димитрий, известен также, как св. Димитрий Мироточец (греч. ????? ????????? ? ??????????) и Димитрий Фессалоникийский (греч. ?????????????? ??? ????????????); † 306 год) – христианский святой, почитаемый в лике

Из книги автора

ДИМИТРИЙ, преподобный иеромонах Цилибинской Архангельской пустыни, отстоящей от города Яренска в 28-ми верстах. Он почитается основателем этой пустыни. Ныне там одна приходская церковь Архистратига Михаила, под которою в пещере жил и преставился отшельник Димитрий. Над

Из книги автора

ДИМИТРИЙ, преподобный Прилуцкий Вологодский чудотворец, родился в XIV вее, в Переславле-Залесском от зажиточных родителей, пострижен в Горицком Переславском монастыре. Земное богатство не льстило его, и потому с юных лет искал он пути к богатству нетленному. Будучи

Житие вологодского чудотворца, преподобного Димитрия Прилуцкого , составил в середине XV века монах Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий. Ценность этого текста состоит в том, что автор-составитель опирался в своем труде на рассказы старца Пахомия, бывшего духовным сыном преподобного. То есть словам жизнеописателя мы можем вполне доверять.

Мирская жизнь вологодского чудотворца Димитрия Прилуцкого

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале XIV века в семье богатых переяславских купцов. Как назвали ребенка при крещении — мы не знаем, но знаем, что отец и мать будущего святого были людьми набожными и рано начали учить своего сына грамоте. Учение давалось ему легко, и, еще будучи совсем юным отроком, он уже читал Евангелие и Псалтирь. Любовь сына к священным книгам и его отменное послушание радовали родителей. Огорчало же их его полное пренебрежение к торговым делам, для которых они его предназначали. В конце концов, они, очевидно, смирились с этим, но принять монашеский постриг преподобный Димитрий смог только после их смерти. Он отказался от своей доли наследства в пользу брата и поступил в Горицкий монастырь, чьи величественные стены по сей день возвышаются над Переславлем-Залесским.

Спустя некоторое время преподобный Димитрий вышел из Горицкого монастыря и отправился на болотистое место неподалеку от Плещеева озера. Уединиться ему здесь не удалось: вскоре к нему начали приходить те, кто желал его духовного руководства. Так появился Никольский, что «на Болоте», монастырь (ныне —женский). Было это приблизительно в 1350 году.

В 1354 году состоялась первая встреча преподобного Димитрия с . До этого момента подвижники много слышали друг о друге, и когда Радонежский игумен пришел в Переяславль по делам своего монастыря, он не преминул посетить преподобного Димитрия. Знакомство переросло в крепкую дружбу, и не раз преподобный Димитрий отправлялся за шестьдесят верст от Переяславля к Сергию Радонежскому:

«желая утешиться его лицезрением и душеполезными с ним беседами».

Скоро весть о подвижнической жизни преподобного Димитрия Прилуцкого дошла и до Москвы, где княжил в то время Дмитрий Донской. При встрече с князем преподобный Димитрий произвел на него столь сильное впечатление, что тот воздал ему «большие почести», поставив наравне с преподобным Сергием, и упросил его стать крестным отцом своего сына (предположительно, старшего—Василия).


В 1368 году преподобный Димитрий оставил Никольский монастырь (сейчас мы бы назвали его уход «бегством от популярности») и отправился в сторону Вологды, где и основал спустя три года Спасо-Прилуцкий монастырь, установив в нем строгий общежительный устав.

Житие говорит, что преподобный Димитрий Прилуцкий был для братии примером во всем: первым шел на монастырские работы, изнурял свое тело «молитвою, постом (питался лишь просфорой и водой) и худостию ризною (то есть плохой одеждой)» и неустанно заботился как о вверенных ему иноках, так и обо всех, кто приходил в обитель за помощью. Но обильная милостыня, которую он подавал на глазах у братии, представляла собой лишь верхушку айсберга. Большую часть милостыни прп. Димитрий подавал тайно. Дело в том, что насельники монастыря время от времени выказывали недовольство теми толпами нищих, которые стекались к обители. Как и всякие слабые люди, они боялись, что «им самим не хватит». И вот, святой игумен старался творить милостыню тайно, дабы роптанием братия «не погубила мзды своея», то есть не лишилась воздаяния в Царствии Небесном.

За свою святую жизнь преподобный приобрел от Бога дар прозорливости. Так, в 1389 году он, работая вместе с братией над какой-то монастырской постройкой, вдруг остановился и сказал:

«Мы, братия, строим сии земные тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Донской уже не печется вместе с нами о суетном сем житии»

а затем, к изумлению присутствующих, стал вслух молиться об упокоении души князя. Через несколько дней из Москвы пришла весть о смерти Дмитрия Донского.

Сам преподобный Димитрий Прилуцкий окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. В то мгновение, когда душа его оставила тело, вся келья, а потом и весь монастырь наполнились благоуханием. Именно по нему братия узнала о кончине своего наставника.

Мощи преподобного прославились чудотворениями с начала XV века: в 1409 году в Вологде разразилась эпидемия, и многие получали исцеление от гроба прилуцкого игумена. К XVI веку уже вся Русь почитала святого Димитрия как великого чудотворца и .

Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам. Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому. В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой Богородицы в том же городе Переславле. Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, чистоты, глубокого смирения и любви ко всем людям, и труды его стали приносить спасительные плоды, так как он был занят исполнением заповедей Господних и днем, и ночью. Он был целомудрен и чистым сердцем стремился к Богу, то есть жил подобно ангелу. Блаженный стремился познать то, что созерцают ангелы, и что доступно только любящим Бога. И его за его добродетели полюбили и иноки, и простые люди. Затем Бог сподобил его принять дар священства и быть наставником и учителем людям, что он исполнял, как исполняет хороший воин, угождающий своему господину. В то время святой отец наш Сергий устраивал монастырь Святой Троицы вблизи Радонежа и, по воле Божией, ввел там общежительный устав. Святой Димитрий имел обычай часто посещать святого Сергия и беседовать с ним во Христе о том, как управлять монастырем, чтобы привести к Богу Его избранных. Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудо-творцами, Бог подлинно просветил Русскую землю. Потом блаженный Димитрий поставил церковь во имя святого Николая Чудотворца и монастырь около озера и города Переславля и был в нем игуменом. К нему приходили монахи и не монахи ради исцеления душевного, и чтобы остаться с ним жить. Он поучал их со смирением и постригал во святой иноческий чин, собирая таким образом стадо овец Христовых. Блаженный ввел в монастыре общежительный устав, и сам для всех был образцом для подражания. Братия повиновалась ему с любовию, как ангелу Божию, как истинному наставнику чтили как ходатая перед Богом, вымаливавшего для них Небесное Царствие. Затем блаженный Димитрий отошел оттуда на Вологду. Там он создал церковь Всемило-стивого Спаса на освящение водам (в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста Господня, когда совершается Церковью освящение воды; этот монастырь св. Димитрий поставил в излучине, или луке, реки Вологды - Спасский Прилуцкий монастырь). Святой на этом месте собрал большую братию и тоже дал общежитель-ный устав. Хорошо наставив это стадо Христовых овец, преподобный отец наш Димитрий преставился ко Господу в 1392 году 11 февраля (24 февраля по новому стилю).