Понятие общества в широком смысле слова означает. Что такое общество — сферы, структура, функции и его понятие. Общественный процесс - пространственно-временное понятие, включающее в себя жизненные вехи различных поколений людей

Приведите три со­дер­жа­щих­ся в тек­сте опре­де­ле­ния по­ня­тия «общество» в узком смыс­ле и три опре­де­ле­ния по­ня­тия «общество» в ши­ро­ком смысле.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

(по В.В. Миронову )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определения по­ня­тия «общество» в узком смысле:

Национально-государственные образования;

Доб­ро­воль­ные объ­еди­не­ния людей по про­фес­си­ям и интересам;

Со­ци­аль­ное окру­же­ние человека.

2) Определения по­ня­тия «общество» в ши­ро­ком смысле:

Си­стем­ная со­во­куп­ность свойств и признаков, при­су­щих яв­ле­ни­ям и коллективной, и ин­ди­ви­ду­аль­ной жизни людей, бла­го­да­ря ко­то­рым они вклю­ча­ют­ся в осо­бый мир, вы­де­лен­ный из при­ро­ды и от при­ро­ды отличный;

Спе­ци­фич­ный по своим за­ко­нам мир людей и со­здан­ных ими куль­тур­ных артефактов;

Со­ци­аль­ность вообще, вы­сту­па­ю­щая как ан­ти­те­за при­ро­ды и природного.

Общество В широком смысле слова В узком смысле слова Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса») Все человечество в прошлом, современности и перспективе Определенный этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)


Объединение не является частью какой - либо более крупной системы (общества) Браки заключаются между представителями данного объединения Оно пополняется за счет детей членов этого общества Своя собственная территория Собственное название и своя история Собственная система управления Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида Общая система ценностей (обычаи, традиции, законы, правила, нравы), которые называют культурой


Сохранение международного мира Максимальный выпуск продукции при полной занятости населения и равновесии денежной системы Возможно бо"льшая индивидуальная свобода Улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами Эмансипация групп, не пользующихся равноправием Главные цели общества по Я. Тинбергену Голландский ученый, лауреат Нобелевской премии


Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Производственные отношения Экологические отношения Отношения по делопроизводству Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения


Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера Классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно- воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты Нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей Производство, распределение, обмен, потребление и отношения люде в процессе экономической деятельности Государство, политика, право, отношения людей по поводу власти Общество


Исторический период Сущность представлений о природе Античность Человек – одна из составных частей природы. Идеал – жизнь в согласии с природой Средневековье Окружающая человека природа – нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом – душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом Природа – источник радости, наслаждения Возрождение


Исторический период Сущность представлений о природе Становление промышленного капитализма Природа – объект интенсивной преобразовательной деятельности, кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета Современность Природа – уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы


Ученые о развитии общества Гесиод Пять стадий жизни человечества: 1 – «золотой век»: люди жили весело и свободно, без печали и бедствий, без болезней и старости; 2 – «серебряный век»: начались вражда, неисполнение долга и обычая; 3 - «медный век»: грубость, вражда повсюду, насилие; 4 – «героический век»: бедственные войны, кровопролитные битвы; 5 – «железный век»:везде зло, неуважение, бедствия, зависть Циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии Платон и Аристотель А. Тюрго, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс Исторический процесс как путь социального прогресса К. Поппер История или общество не могут прогрессировать, прогрессировать может только человек (индивид)


Модели развития общества Социальная статистика (статическая) Социальная динамика Нет движения, нет развития Циклическая (цикличность) Линейная (линеарная) Спираль (не линеарная) Развитие по кругу (простое повторение). Пример: - день – ночь – день - ночь Развитие как сложное повторение (соединение цикличности и линейного прогресса) Прогресс Регресс Движение вперед Движение назад


Прогресс – развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Области прогресса Экономический прогресс Социальный (общественный прогресс) Научно- технический прогресс Формы социального прогресса Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный Революционный, т.е. скачкообразный


Ученые о критериях прогресса Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума Вольтер Торжество разума и просвещения Ш. Монтескье Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн Улучшение законодательства Счастье и «разумный порядок» Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком


Ученые о критериях прогресса Ф. Шеллинг Постепенное приближение к правовому устройству Г. Гегель Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов Развитие знаний, распространение просвещения К. Маркс Овладение природой, развитие производства (развитие производительных сил)


Критерий должен быть универсальным, т.е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития. Он должен быть связан с человеком Закономерность развития общества Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую Закон неравномерного (экономического и политического) развития общества Человек есть мера всех вещей. Протагор Все прогрессы – реакционны, если рушится человек. Андрей Вознесенский

Стоит сказать, что современная наука располагает несколькими точками зрения относительно определения общества. В узком смысле слова под обществом понимается группа людей, которая существует в определенный период времени в конкретном месте. Как правило, люди, составляющие такую группу, объединены какими-то интересами, взглядами и пр.

Любое общество состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом. При рассмотрении общества с узкой точки зрения элементом признается каждый человек, входящий в него. Кроме того, существует взгляд на общество в узком смысле слова как на определенный этап в развитии человечества, а также как конкретную страну.

Общество как самодостаточная структура подразделяется в свою очередь на четыре подсистемы, или сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную. Это относится к пониманию общества и в широком, и в узком смысле.

Как организуется общество

Интересно, что общество в узком смысле слова является предметом изучения как социологии, так и социальной философии. Социология занимается изучением общества как целостной структуры. Такие обществоведческие дисциплины, как , и др., рассматривают общество с точки зрения разных аспектов.

Общество в его понимании как группы людей, объединенных общими интересами, держится не только на общности интересов, но и благодаря тем благам, которое само же и производит. В отличие от понимания общества в широком смысле слова как обособившейся от природы, но тесно с ней связанной формой материального сознания, общество в более узком значении обладает истинной подлинностью.

Если говорить о возникновении общества, то изначально оно образовалось из людей, объединенных общим трудом. Это близко к пониманию общества в узком смысле слова. Отличительная черта любого общества – его динамичность и способность к саморазвитию. При этом важно знать, что, меняясь, социум сохраняет особенности развития.

Как общество не может существовать без людей, которые его составляют, так и не может функционировать без социальных институтов в его составе. Это семья, школьный, студенческий, трудовой коллективы и пр. Человек как основной структурный элемент общества не может обходиться без социума. В свою очередь общество в любом его понимании не способно функционировать без людей.

Общество в широком социологическом смысле – это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления и универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения.

Общество в узком социологическом смысле – это сложноорганизованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. В таком понимании общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное, феодальное, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское, российское, японское общество и т.д.).

Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (например, дворянское, купеческое, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское, благотворительное, спортивное, театральное общество и др.). Сюда же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

Наконец, общество нередко подменяют другим понятием: общность. Правда, с ним возникает немало трудностей. И в конечном итоге оно оказывается столь же широким и размытым, как и категория "общество". Действительно, мы говорим о духовной общности живущих людей со своими предками, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши предки, близкие и дальние, входят в общность в той мере, в какой решения реально существующих индивидов определяются фактом существования их предков в прошлом. История страны определяет ее настоящее, а прошлые достижения в науке и культуре – будущие завоевания и успехи. Наши мировоззрение, взгляды, традиции в значительной степени определены нашими предками. Стало быть, не являясь живыми, они тем не менее активно участвуют во всех делах своих потомков.

Таким образом, общность представляет собой совокупность людей (например, семья, община, народ, страна, человеческий род), объединенных в процессе воспроизводства своей общественной жизни как прямыми, так и косвенными связями. Возможно, что наряду с уже несуществующими людьми сюда придется включить еще несуществующих людей, т.е. будущие поколения, ради которых возводится настоящее, строятся заводы и фабрики, гидростанции и мосты. Траектория жизни предстоящих поколений задана теми решениями, которые принимаются в настоящее время. В итоге мы получаем общность людей как единство трех реальностей: прошлую общность людей, настоящую, или актуальную, общность и будущую общность.

Итак, общество – это многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист но этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций.

В частности, религия важна для социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – так образ жизни больших масс людей.

Общество для социологии – удобная научная абстракция, которую можно превратить в весьма эффективное орудие. Действительно, индивиды реальны, а общество абстрактно. Что из этого следует? Социологи опрашивают реальных индивидов (респондентов), затем составляют обобщенную картину об индивиде как социальном типе, представителе большой социальной группы. И лишь потом, добавив в картину множество других факторов и обстоятельств, таких как уровень экономического развития страны, состояние социальных институтов, степень социальной дифференциации населения и т.п., социолог приближается к пониманию общества. Таким образом, общество – не начальный, а конечный пункт движения научного мышления. Если это и абстракция, то, выражаясь словами Георга Гегеля, самая богатая из существовавших когда-либо и существующих ныне абстракций.

Общество как абстракция – это понятие, которое в "снятом" виде содержит в себе все другие социологические понятия. Когда мы спрашиваем, что такое общество с точки зрения социологии, то получаем ответ: общество – это социальная система, состоящая из социальных институтов, социальных групп, общностей и организаций, которые формируются и развиваются во времени. А еще общество описывается через социальную структуру и социальную стратификацию, включая культуру. Вот и выходит: чтобы получить самое полное определение общества, необходимо перечислить все основные понятия социологии, входящие в ее предмет.

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.