Память о первых христианах. Армянский храм в дагестанском Нюгди: память о первых христианах Церковь в селе Нюгди в Дагестане. Как тают армянские исторические мифы

Корреспондент «Русской планеты» побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России - часовня святого Григориса.

Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи, туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем. Армамс Данилов армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтоб показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали, из-за деревьев, выглядывает купол храма.

Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I, село временно, отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать вглубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. «Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали в Нюгди на поклонение», - писал в «Истории Дербента», вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.

Ну, вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века, и вовсе оказалась заброшенной, и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник - самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша, храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба, и говорит, что такие же росли на крыше храма.

Армяне выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь, в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжает от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма, и благоустройство территории вокруг него. Среди них - медиамагнат Арам Габрелянов.

Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней, и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах - иконы святого Григориса, и других святых мучеников распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.

– Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры. Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале, - рассказал нам заместитель директора Дербентского музея заповедника Вели Мирзоев.

Из предания церкви известно, в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.

Как рассказал Вели Мехтиев, святой Елисей принял мученическую смерть в долине Зергун, предположительно на территории современного Азербайджана, «в краю маскутов». Тело его было брошено в яму. По одной из версий, во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его кончины, построил часовню.

– В четвертом веке нашей эры христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Само государство существовало еще за сотню лет до нашей эры. В Дербенте находился Патриарший престол. Церкви албанского периода, некоторые путают с армянскими. Потомками албан -алпан - являются лезгины, и другие народы которые утратили христианство с приходом арабов. Позже, в седьмом веке, именно Дербентский регион становится центром распространения ислама, - рассказал РП руководитель Махачкалинского отделения лезгинской народного движения «Садвал» Альберт Эседов.

Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя, Григорис по просьбе Урнаира, был рукоположен в епископы Албании и Иверии.

Историю про святого Григориса РП рассказал, руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян.

– Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, - говорит Данилян. - Но христианские ценности «не убий», «не укради», противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов, Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона, и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря.

Историк VII века Моисей Каланкатуаци, в своем труде «История страны Алуанк», писал: святой Григорис принял мученическую смерть в поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря. Трагическое событие произошло в 337 году, в 30 километрах южнее Дербента. Ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас, и похоронили его там. Современные ученые предполагают, что могила святого Григориса расположена на горе Джалган, недалеко от одноименного села. Эта гора возвышается над Дербентом.

На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году, на месте часовни возвели храм.

Перевод армянской надписи, над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916». Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.

Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированной в 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.

В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей, и завещал сыну отдать его «хозяивам», когда придет время. Сын выполнил волю отца. Надпись на камне гласит: «Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.» В письменных источниках 1850 года, говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц «…построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила…».

Церковь в селе Нюгди в Дагестане. Как тают армянские исторические мифы

Ризван Гусейнов, историк, политический аналитик, журналист:

«Приветливые лица, настойчивые уговоры задержаться на обед, горячий хлеб из тандира на дорогу. Вот так, по-кавказски гостеприимно встретила ученых, приехавших посмотреть церковь Святого Григориса в дагестанском селе Нюгди, семья местных азербайджанцев. В Нюгди - некогда еврейском поселении, сегодня в основном остались жить азербайджанцы. Именно они и хранят эту христианскую святыню, несмотря на то, что сами исповедуют Ислам. «Храм божий надо беречь», - искренне считают в азербайджанской семье, которая любезно согласилась предоставить хранящийся у них ключ от церкви гостям всероссийской научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании».

Ученым было интересно посмотреть на месте, кому же в действительности принадлежит этот памятник христианской архитектуры, на который претендуют армянские участники конференции. Ведь по их утверждению, история христианства в Дагестане с древнейших времен связана с деятельностью Армянской церкви и что именно армянские правители сыграли ключевую роль в распространении христианства на этой территории. А в качестве древнейшего очага армянской церкви в Дагестане они указывают на храм в селе Нюгди (Мола-Халил), якобы построенный на месте убиения в IV веке святого Григориса - внука Григория Просветителя.

Отметим, что в 30-е годы IV века внук Григория Просветителя Григорис по просьбе албанских правителей был рукоположен в епископы Иверии и Албании. Прибыв в Албанию, епископ Григорис «...рукополагал иереев, убеждал их служить святым... и ревностно возгорался к апостольской истине». В 337 (или 338) году епископ Григорис принял мученическую смерть от рук маскутского царя гуннов Сенесана (Санатрука). Маскуты (машкуты, массагеты) жили на западном побережье Каспийского моря от Дагестана, до Абшерона и еще южнее, являлись воинственным народом, который держал в страхе античный мир. Ныне в окрестностях Баку сохранилось село Маштаги, несущее в своем названии и жителях память о былом могуществе маш(с)кутов. В древних источниках особо отмечается, что маскуты являлись гуннским народом, воины которого в совершенстве владели боевыми искусствами и были отличными наездниками. То есть, маскуты будучи тюркским народом издревле владели обширными территориями на Кавказе. Источники отмечают, что казнили Святого Григориса, спустив лошадь, к хвосту которой привязали мученика - это распространенный некогда среди тюркских народов метод казни.

Любопытно, что армянская сторона, ссылаясь на древние, в том числе армянские источники относительно мученической смерти Григориса, «не замечает» тюркского происхождения маскутов-гуннов, издревле живших в регионе. Однако, вернемся непосредственно к храму Св. Григориса.

Если верить армянским источникам, в том числе Энциклопедии фонда «Хайазг», прежде здесь была «часовня святого Григориса, воздвигнутая в 337 году, как гласит предание, на месте гибели юного Григориса». По версии армянских участников прошедшей в Дербенте конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании», эта церковь построена в древности армянами, а затем в XIX-XX вв. неоднократно реставрирована. Но известное на сегодняшний день самое ранее письменное упоминание часовни святого Григориса в Нюгди относится к 1857 году, когда ее посетил армянский публицист Ростом-бек Ерзинкян. Это место издревле считалось святым, как для мусульман, так и для христиан и нет никакой информации о том, что здесь прежде была именно армянская церковь.

Никаких следов древности или ее более раннего строительства не обнаружили в церкви и участники дербентской конференции, среди которых был и автор этих строк. В то же время было выяснено, что благодаря ныне покойному азербайджанцу Камилю Гудратову удалось сохранить камень с памятной надписью о реставрации церкви в конце XIX века, на основе чего армяне заново отстроили церковь и теперь стремятся датировать ее IV веком. Отметим, что в начале XX века эта церковь вновь была реставрирована или достроена армянами. Затем несколько лет назад стартовала новая реставрация и достройка церкви Св. Григориса, которая продолжается по сей день.

Кстати, стартовавший с начала-середины XIX века процесс арменизации албанской церкви продолжается и на оккупированных территориях Азербайджана. Памятник албанской цивилизации Гандзасарский монастырский комплекс, как и множество других храмов, находящихся в захваченном Арменией Нагорном Карабахе, подвергся многочисленным изменениям, перестройкам-«реставрациям», целью которых была его арменизация. Благо сохранились древние рукописи, а также старые исследования и книги, по которым современные исследования могут судить о первоначальном состоянии и значении Гандзасара. В частности, большой пласт фактологического материала собран в научных исследований академика И. Орбели (1887-1961), трудах епископа Макара Бархударянца (1834-1906) где дано состояние храмов, надписей и надгробных эпитафий до начала их полной арменизации. Это в своих выступлениях отметили азербайджанские участники конференции в Дербенте.

Напомним, что впервые 1700-летие принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании торжественно отмечали в августе нынешнего года в Азербайджане, в удинском селе Нидж Габалинского района. Эта дата была выбрана не случайно, так как согласно некоторым источникам именно в 313 году албанский царь Урнайр (Благословенный) вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от святого Григория Просветителя. Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, имело распространение с середины I века. А в V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению раннесредневекового албанского автора Моисея Каланкатуйского, располагалась резиденция патриархов Албанской церкви.

Между тем, утверждения армянских докладчиков о принадлежности раннехристианского наследия Дагестана к Армянской церкви, спровоцировали серьезную полемику между участниками конференции. Представители дагестанской научной общественности опровергли аргументы армянской стороны, показав, что история христианства в Дагестане и на всем Кавказе неразрывно связаны с Албанской церковью, Кавказской Албанией и народами, населявшими ее с древних времен.

Азербайджанская делегация в дискуссиях по этому вопросу, отметила, что наследие Кавказской Албании является общим культурно-историческим сокровищем всех народов Кавказа и не имеет смысла «делить его по национальным квартирам», провоцируя тем самым конфликты между народами. Позиция азербайджанской стороны была в итоге поддержана организаторами конференции и всеми участниками дискуссии, которые признали непродуктивными и опасными попытки «национализации» наследия Кавказской Албании с любой стороны.

Село Нюгди в Дагестане недалеко от границы с Азербайджаном



Азербайджанки Нюгди пекут хлеб в тандире


Церковь Св.Григориса



Надпись над входом говорит о ремонте и достройке церкви в 1916 г.



Старая плита свидетельствующая о ремонте церкви в 1879 г.



Участники конференции



RegionPlus

В Дагестане сохранилась древняя армянская часовня, которую местные армяне вместе с местными жителями горного села восстанавливают на свои средства. Раз в год дагестанские армяне собираются здесь на праздник святого Григориса. По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Многие из них — это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет.

Часовня святого Григориса находится в селе Нюгди Дербенского района Дагестана, это на юге республики. В этой местности вплоть до XVIII века проживала большая армянская община. Однако позже люди вынуждены были переселиться. Согласно историческим источникам, церковь была построена на месте, где в III веке принял мученическую смерть просветитель и миссионер святой Григорис.

Долгое время про часовню не знали даже в центре духовной жизни Армении, в Эчмиадзине. Однако благодаря стараниям энтузиастов о церкви знают и помнят. Сейчас часовня официально считается недействующей, и большую часть времени она пустует. Но несмотря на это время от времени здесь проходят службы. Специально для проведения богослужения сюда из Кисловодска приезжает духовный наставник армян Северного Кавказа, тер Саргис. Сам он родился в Дагестане, но давно здесь не живет. Армяне Дагестана очень дорожат святыней, они на свои средства проводят реконструкцию храма, устраивают тут субботники, всячески облагораживают территорию церкви.

У истоков реставрации часовни святого Григориса стоит председатель общины армян Дербента Виктор Данилян. При поддержке местных властей и группы единомышленников начиная с 2004 года Виктору Михайловичу удалось укрепить стены, часовни, привести в порядок купол и крышу, восстановить и частично заменить окна и двери. Во дворе церкви теперь растут фруктовые и хвойные деревья. Сама территория церкви обнесена оградой. Все это делается на личные средства Даниляна и пожертвования армян, живущих в республике. Посильную помощь в деле реконструкции церкви святого Григориса оказывают не только армяне. Жители села Нюгди и окрестностей очень почтительно относятся к армянской святыне. Так, например, когда началась активная реконструкция храма, они указали место, где в реке лежали затопленные ворота церкви. Там же были обнаружены части алтаря и некоторые другие каменные элементы внутреннего убранства церкви.

Над одним из входов в часовню сохранился камень с надписью на армянском языке. Много лет эта плита хранилась в доме одного из местных жителей села, перед своей смертью он завещал своему сыну отдать «этот камень хозяевам, когда придет время».

Как только церковь была немного отреставрирована, возродилась старая армянская традиция приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа. Это день поминовения святого Григориса, чье имя носит древняя часовня.

Тут накрываются столы, люди привозят с собой разные блюда армянской кухни. Люди целыми семьями проводят тут весь день, танцуют, поют, сидят вместе за столом, чествуют стариков и воспитывают молодежь.

Еще один большой армянский храм есть в Дербенте. Сейчас он используется для проведения концертов классической музыки, которые организовывает дербентское музыкальное училище. Кроме того, сюда несколько раз в год приезжает священник и проводит тут обряды крещения и венчания. По словам дагестанских историков, сложно ответить на вопрос, когда на территории Дагестана появились первые армяне и где они преимущественно проживали. В основном этим свидетельством являются древние археологические артефакты — надгробия с армянскими письменами. Кроме того, в Дагестане есть армянское село Карабаглы, где уже очень давно проживают армяне.

По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет, а есть армяне, которые приехали в Дагестан в 1990-е годы. В основном это беженцы из Азербайджана и Армении.

21 августа армянская община Дагестана, по сложившейся традиции, совершила паломничество в селение Нюгди Дербентского района, где на месте гибели отрока Григориса (первого епископа Кавказской Албании) в 337 г. была возведена часовня.

Многие, наверное, в своем сознании никак не связывают Дербент с христианской культурой. А между тем, это уникальный город, где тесно переплелись три религии: иудаизм, христианство и ислам. Что касается христианства, то начало его распространения историки относят к первой половине IV века, ко времени существования государства Кавказская Албания. Кроме того, в V–VIII веках Дербент выступал как один из самых главных христианских центров на Восточном и Северном Кавказе, так как именно здесь находился патриарший престол главы албанской церкви. Вполне закономерно, что это повлекло строительство различных сооружений, олицетворяющих собой религиозные предпочтения проживающих на этой территории народов.

Немым свидетелем событий этого исторического периода является чудом сохранившаяся, затерянная в живописном уголке природы часовня Cвятого Григориса.

Кто же этот отрок, память о котором запечатлена в камне навеки?

По рассказам армянских историков, албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского правителя Трдата прислать епископа из рода Григория Просветителя для проповеди христианского вероучения в северо-восточных странах. На эту просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – сын Вартанеса Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании. Он прибыл в город Чора (согласно последним предположениям историков, это древнее название Дербента) и основал там церковь. Потом он отправился для проповеди в лагерь царя массагетов Санесану, который решил, что армянский царь умышленно подослал отрока для прекращения грабежей, учиняемых воинами массагетов, поэтому велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить по берегу моря.

Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжали сюда на поклонение. Считается, что именно в этой часовне захоронены части останков святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, привезенные в Кавказскую Албанию cвятым Григорисом. Примечательно, что и мусульмане чтили это место как святыню, иначе вряд ли мы могли любоваться ее величием в наши дни. И это подтверждает тот факт, что один из местных жителей долгое время хранил в своем доме каменную плиту с высеченной на ней надписью на армянском языке. А на смертном одре завещал сыну: «Верни ее хозяевам, когда они придут». Сын исполнил просьбу отца. Сейчас эта плита нашла пристанище внутри церковных стен и может рассказать о многом: когда и кем произведена реконструкция церкви, а также имена тех, кто вносил пожертвования на благое дело. Небезынтересно, что восстановительные работы велись в 1878 году при содействии подполковника Ивана Моисеевича Аствацатурова, служившего начальником Кюринского округа Дагестанской области, на пожертвования его тестя, купца первой гильдии Качкачева.

А последнее восстановление разрушенных стен, как гласит надпись, высеченная над центральными вратами церкви, относится к 1916 году.

В советское время церковь «одичала» без прихожан. В постперестроечный период возник замысел о ее новой реконструкции силами Армянской культурно-религиозной общины Дагестана под руководством председателя регионального отделения Союза армян России В.М.Даниляна. Эту инициативу поддержал комитет по религии и национальной политике Республики Дагестан. Саму кропотливую работу, требующую высокого художественного мастерства, выполняли строители из Еревана, нумеруя каждый камень разрушенной стены и вкладывая в него частицу своей души. Руководил их деятельностью архитектор из Армении Давид Погосян, известный в республике бескорыстным выполнением внутренних работ в Соборной Джума мечети Махачкалы.

В свою очередь, и местные жители, исповедующие ислам, с каким-то необъяснимым благоговением оказывают посильную помощь в восстановительных работах. К примеру, местный художник-мусульманин, консультируясь со священником, написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы.

Внешний облик церкви значительно изменился, при этом не утрачены первозданность и дух старины. В стенах церкви время словно останавливает свой бег, и тебя охватывает необъяснимое чувство сопричастности к чему-то великому и таинственному, уносящему ввысь, в вечность. Возможно, желание ощутить это снова и снова приводит армян сюда в день Успения Богородицы.

С каждым годом ширится география мест, откуда приезжают верующие на поклонение. Не только представители армянской национальности в этот день собираются под сводами церкви. Традиционно люди, исповедующие другие религии, присоединяются к священному празднеству. Жертва, которая была принесена пятнадцатилетним проповедником христианства, как показывает время, не была напрасной.

В этом году знаменательным событием стал приезд главы епархии юга России Армянской Апостольской Церкви его преосвященства епископа Мовсеса Мовсесяна. Его сопровождали настоятель церкви Святых Саака и Месропа (г. Краснодар) священник Даниэль Кукуян и духовный пастырь армян Дагестана священник Тер Саргис Погосян. Владыка совершил молебен по душе убиенного отрока Григориса, а также освятил по традиционным церковным канонам купольный крест и храмовые иконы, произвел чин освящения винограда и той земли, на которой он произрастает. Почетным гостем мероприятия был вице-президент Союза армян России Г.Ананян. Он поздравил всех собравшихся и наградил за особый вклад в общественную деятельность золотой юбилейной медалью отличившихся членов армянской общины Дагестана.

Албанский храм в Нюгди (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Эта древняя святыня сохранилась удивительно хорошо для своего внушительного возраста. Жители селения Нюгди (Мола-Халил) - преимущественно азербайджанцы, мусульмане. Но они относятся к христианскому храму с почтением и следят за ним: история святыни и правда внушает почтение. Датой постройки первой часовни на этом месте называют 357 г. Притом споры относительно того, какой именно народ выстроил церковь (а значит, играл главную роль в распространении христианства в Дагестане), не утихают до сих пор.

Храм в Нюгди долгие годы был одним из наиболее чтимых среди христиан Восточного Кавказа, и к нему прибывали многочисленные паломники.

Церковь в Нюгди посвящена св. Григорису, епископу Албанскому и Иверийскому, внуку Григория Просветителя, крестившего первого правителя Кавказской Албании. Юный Григорис принял сан в 330-х гг., но прошло менее 10 лет, и он был убит правителем воинственных гуннов (маскутов). На месте его гибели была построена небольшая часовня. Армянская церковь настаивает на том, что храм выстроили именно армяне, но реальных подтверждений тому нет. Впервые церковь упоминается в письменных источниках в 1857 г., хотя место, на котором она выстроена, считалось священным задолго до того - и не только христианами.

Постройка, которую можно увидеть здесь сегодня, датируется периодом позднего Средневековья и отличается замечательной выразительностью. Она не столь уж монументальна: высота храма составляет не более 20 м. Но ее симметричность и строгая пропорциональность, купол-призма, сквозные крестообразные отверстия в стенах придают зданию церкви характер и твёрдость.

Как сообщают исследователи, храм в Нюгди долгие годы был одним из наиболее чтимых среди христиан Восточного Кавказа, и к нему прибывали многочисленные паломники. Советская власть признала церковь историческим памятником, хотя храм и оставался заброшенным. В конце 20 - начале 21 вв. церковь начали восстанавливать, и с 1990-х гг. к ней опять ежегодно прибывают на поклонение святому армянские семьи из Дербента и окрестностей.

Практическая информация

Нюгди (Мола-Халил) расположен под Дербентом, немного южнее Белиджи.