Новый собор в сретенском монастыре. «Мы не должны забывать о ранах расколов. Основное требования к проектам

И призвал не допустить гражданского раскола

В Москве освятили новый храм Сретенского монастыря, посвященный жертвам коммунистической идеи. Его масштаб наглядно демонстрирует большой авторитет и обширные связи духовника президента епископа Тихона (Шевкунова), являющегося наместником монастыря. Огромную церковь, превосходящую по размерам Успенский собор Кремля и Софию Киевскую, построили и расписали, как в сказке, всего за три года и три месяца. Владимир Путин, приехавший к концу литургии, призвал не допустить повторения гражданского раскола и всеми силами беречь единство нации.

Епископ Тихон ближе к президенту, чем патриарх Кирилл.

О необходимости строительства на территории древнего монастыря нового храма Новомучеников представители РПЦ заговорили еще в 2008 году, но сразу согласовать масштабный проект не смогли. Московские власти заявили, что храм слишком высокий для центра города, кроме того, статус памятника федерального значения защищает Сретенский монастырь от любых новоделов на его территории. В качестве альтернативы чиновники предложили РПЦ восстановить две небольшие церкви и колокольню, утраченные монастырем в советские времена. А новый большой храм возвести в Коммунарке, где также проводились массовые расстрелы жертв сталинских репрессий. Но монахи не согласились.

В 2011 году они снова вышли с идеей большой стройки, мотивируя ее необходимость большим наплывом прихожан, которые вынуждены слушать проповеди на улице. К этому моменту влияние Тихона Шевкунова многократно возросло: он уже член Высшего церковного совета РПЦ, ответственный секретарь патриаршего Совета по культуре, академик РАЕН и член президентского Совета по культуре и искусству. Причем, как считают люди сведущие, это возвышение состоялось не по воле патриарха Кирилла, а скорее вопреки ей, благодаря поддержке Кремля. Не случайно и столичные власти на сей раз сопротивляться новому строительству не стали. Оперативно изменили границы охранной зоны, согласовали всю документацию и даже провели благоустройство, за что Сергея Собянина вчера наградили церковным орденом Даниила Московского.

В конкурсе на проект храмового комплекса, ко всеобщему удивлению, победил архитектор Дмитрий Смирнов, ранее специализировавшийся на строительстве загородных домов и никакого представления о церковной архитектуре не имевший. В результате новый храм мало напоминает канонические образцы. Сам Смирнов считает, что он построен в духе церковного ар-деко: на самом деле такого стиля никогда в России не было, но он, по мнению архитектора, мог бы быть, если бы не революция 1917 года. Есть еще одна странность: снаружи это крестово-купольное сооружение, а внутри - византийская базилика. Как рассказали «МК» прихожане, такова была задумка самого Тихона Шевкунова. И вообще весь собор - от крестового навершия (а оно в итоге поднялось на высоту 61 метр, вместо изначально согласованных 55) до последнего гвоздя - детище владыки. Он лично согласовывал все детали, вплоть до рисунка напольного покрытия. «Видите вот эту зелено-голубую гамму? - указала на стены прихожанка Елена. - Это его любимый цвет».

Храм строили полтора года и еще полтора расписывали и доводили до ума. Это рекордные сроки: столько строят стандартную многоэтажку. Естественно, обычным способом нарисовать 6,5 тыс. кв. м фресок за такой срок невозможно даже божьим промыслом. Использовался мэппинг: с помощью проекторов утвержденные епископом Тихоном изображения высвечивались на стене, а потом намеченные контуры заполнялись художниками. Архитекторы гордятся тем, что весь храм сделан посредством самых современных технологий. Однако хорошую акустику, которой всегда славились православные церкви, они создать, увы, не помогли.

Вышедшего к алтарю Владимира Путина было плохо слышно уже на расстоянии вытянутой руки. А монахини, стоявшие на балконе и ждавшие этой минуты все три часа, что продолжалась литургия, с трудом могли поймать даже обрывки его слов. Между тем президент говорил о том, что освящение храма в год 100-летия двух революций глубоко символично. «Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Мы никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. Именно поэтому наша общая обязанность - делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», - сказал ВВП, отметив, что Церковь играет в поддержании этого единства особую роль. «Нашу страну, саму российскую государственность невозможно представить без духовного опыта Православной церкви, передающегося из поколения в поколение», - подчеркнул он. Глава государства подарил духовенству икону Иоанна Предтечи - этому святому будет посвящен нижний храмовый комплекс, работы в котором еще продолжаются.

Можно себе представить, как владыка Тихон расстроился, - переживали между тем прихожане. - Он так ждал этого момента, и вдруг такой прокол: президента никто не слышал. Теперь все получат - и тот, кто виновен, и тот, кто нет...

Зато прекрасно было слышно патриарха Кирилла (над его местом, по всей видимости, оказались вмонтированы сильные динамики), напомнившего о том, что, несмотря на близость подвалов Лубянки, где исполнялись смертные приговоры, храм посвящен не мученичеству и не смерти, а торжеству Христа над силами зла. «Понимая, что времени пришествия никто не знает, мы должны в каждый момент своей жизни быть готовы встретиться с Господом нашим», - напутствовал паству Кирилл.

После освящения Путин в сопровождении патриарха и Тихона осмотрел здание духовной семинарии, перестроенное из бывшей французской спецшколы. Когда-то здесь преподавала послушникам историю министр образования Ольга Васильева, которую прихожане называют «сподвижницей владыки» и его протеже. На мой вопрос, нет ли здесь параллели с Григорием Распутиным, пытавшимся, пользуясь влиянием на царскую семью, внедрять своих людей в правительство, они на секунду задумываются, но в итоге соглашаются:

А что? Владыка Тихон плохого не посоветует!

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Десятилетие восстановления единства Русской православной церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской.

Русская зарубежная церковь возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в Москве Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, сделавший РПЦЗ самоуправляемой частью Русской церкви.

Освящение собора

Специально на торжества в российскую столицу приехала делегация Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Посетил их и президент России Владимир Путин.

Величественный собор на территории Сретенского монастыря был построен на пожертвования за три с небольшим года, к 100-летней годовщине трагических событий 1917 года. Великое освящение собора и первую в нем Божественную литургию совершил в четверг, в праздник Вознесения Господня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм, рассчитанный на 2 тысячи человек, не смог вместить всех молящихся — сотни человек следили за трансляцией богослужения на большом экране на монастырской площади. В руках люди держали фотографии и портреты священнослужителей и мирян, погибших в результате гонений на Церковь в XX веке. Всего на данный момент в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру.

После освящения храма патриарх с духовенством — все в белом, праздничном облачении — прошли крестным ходом в древний собор обители в честь Владимирской иконы Божией Матери, откуда перенесли в новый храм мощи небесного покровителя обители и его настоятеля в 1920-е годы, священномученика Илариона (Троицкого). Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где настоятель Сретенского монастыря с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Сама обитель была основана в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а после 1925 года был закрыт и разорен, в сохранившихся зданиях находилась тюрьма для священников и тех, кто не отрекся от веры.

Примирение нации

Тема примирения и сохранения единства российской нации на торжествах была главной — говорилось ли о воссоединении двух частей Русской церкви, или же о новомучениках и исповедниках XX века, в память о которых был выстроен храм. Этот собор, посвященный одновременно и Воскресению Христову, и новомученикам, и олицетворяет собой примирение.

"Мы знаем, как хрупок гражданский мир, мы никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов, и поэтому наша общая обязанность делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации", — сказал глава государства по завершении богослужения в Сретенском монастыре.

Ключ, который помогает преодолевать разногласия, — это сознание общности целей, сказал президент. По его словам, главная из которых есть "благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом". Восстановление единства Русской церкви, десятилетие которого отмечается в эти дни, — яркое подтверждение этого, продолжил Путин. Путь к возрождению церковной целостности был непростым, за долгие годы разобщенности накопилось слишком много противоречий, однако обе церкви сумели пройти этот путь. отметил глава государства.

"Восстановление единства… стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом примирения, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас", — отметил президент России.

С 10-летней годовщиной воссоединения РПЦ и РПЦЗ поздравил паству и патриарх, выразивший надежду, что результаты этого события станут со временем "еще более явственными и значительными для всей Церкви". Предстоятель призвал углублять единство и делать его еще более прочным, тем самым служа "восстановлению благочестия и веры в народе".

Новомученики и РПЦЗ

Многие считают символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день. Такое мнение высказал РИА Новости и управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган.

"Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты, но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви", — сказал священник.

То, что произошло в 2007 году, протоиерей Серафим Ган называет не иначе как чудом — чудом восстановления единства: "ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться, люди пришли к единству".

Чтобы сохранить и упрочить это единство внутри Русской церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 26 мая направится в Киев. Предстоятель РПЦЗ совершит паломничество по святыням и поздравит всех верующих Украинской православной церкви Московского патриархата с 25-летием исторического Харьковского собора — собора "мужественного стояния за святое православие и единство Церкви", как охарактеризовал его нынешний глава УПЦ митрополит Киевский Онуфрий.

"Торжествующий собор"

Решение о строительстве собора было принято в марте 2011 года на заседании Попечительского совета. Высота храма Воскресения Христова — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора, в центре которого находится большой баптистерий — купель для крещения, посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. Именно икону Иоанна Крестителя XIX века передал в дар храму Владимир Путин, подробно ознакомившийся со всеми достопримечательностями обители.

Как сообщили в патриархии, на двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. Здесь также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Советник мэра Москвы и патриарха по вопросам строительства храмов, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин назвал "настоящим подвижничеством" тот факт, что подобное храмовое сооружение в небольшом по площади месте и в уже сложившейся застройке возвели за столь короткие сроки. Сам наместник Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) назвал новоосвященный собор "очень светлым, радостным, торжествующим".

"Храм назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа, его святых новомучеников и исповедников, — говорит епископ Тихон. — Господь исполнил желание нашего сердца… Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все — только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников".

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – .

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.

Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец – Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.


Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков , архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев : «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.


На территории московского Сретенского монастыря сегодня освятили новый храм - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный - торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма - 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении. В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители. Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», - сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем. На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни - десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.