Мусульманское дуа для исполнения желаний. Как читать? Кому помогает? Факторы, способствующие увеличению мирского удела Самое сильное дуа для исполнения желаний

Вопрос:

Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий!

Хотелось бы узнать ваше мнение о «салят-ун-нария» («молитве огня» в том смысле, что это дуа обладает очень быстрым воздействием как огонь). Также это дуа называют «салят-ут-тафриджия» («облегчающее»), «салят-ус-сайф» и «мифтах канз-иль-мухит» и «салят-уль-Куртубия», относя данное название к великому имаму, автору тафсира «аль-джами"у ли ахкам-иль-Коран» Абу Абдулле Мухаммаду ибн Абу Бакру ибн Фарху Ансари Хазраджи Андалуси Куртуби (ум. 671 г. х.).

Относительно этого салавата имам Куртуби говорит: «Кто желает, чтоб осуществилось какое-нибудь важное дело или отошла настигшая беда, пусть прочитает этот салават с соответствующим намерением 4444 раза и попросит Всевышнего посредством пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – тогда Всевышний даст ему помощь в претворении в жизнь его цели согласно его намерению».

Имам Мухаммад Сануси добавил к салавату слова: «Фи кулли лямхатин ва нафасин би "адади кули ма"люммилляк» («Каждый миг и при каждом вздохе, по числу всего, что только известно Тебе»). Он также сказал: «Кто будет каждый день читать такой салават по 11 раз, получит удел как проливной дождь – и так, как вырастает из-под земли растение».

Текст «салят-ун-нария»:

اَللّٰهُمَّ صَلِّ صَلَاةً كَامِلَةً وَسَلِّمْ سَلَامًا تَامًّا عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ الَّذِى تَنْحَلُّ بِهِ الْعُقَدُ، وَتَنْفَرِجُ بِهِ الْكُرَبُ، وَتُقْضٰى بِهِ الْحَوَآئِجُ، وَتُنَالُ بِهِ الرَّغَائِبُ، وَحُسْنُ الْخَوَاتِمِ، وَيُسْتَسْقَى الْغَمَامُ بِوَجْهِهِ الْكَرِيْمِ، وَعَلٰى اٰلِهِ وَ صَحْبِهِ فِي كُلِّ لَمْحَةٍ وَنَفَسٍ بِعَدَدِ كُلِّ مَعْلُوْمٍ لَّكَ

Транскрипция: «Аллахумма с-салли солятан камилятан, ва салим саляман тамман ‘аля сайидина Мухамадини-ль-ллязи танхалю бихиль ‘укъад, ва танфарижубихиль курабу, ва тукъза бихиль хаваижу ва туналю бихи рагаъибу ва хусну-ль-хаватим. Ва юстаскъаль гъамаму би ваджхихи-ль-кярими ва ‘аля алихи ва сахбихи фи кули лямхатин ва нафасин би"адади кули ма"люммилляк».

Перевод: «О, Аллах! Ниспошли свое самое совершенное благословение и наилучшим образом ниспошли мир господину нашему Мухаммаду, с помощью которого трудности получают разрешение, страдания и скорби исчезают, потребности удовлетворяются, чаяния исполняются, благие дела получают доброе завершение, и ради чьего лика идут дожди. Семье его и сподвижникам также ниспошли благословения и мир каждый миг и при каждом вздохе, по числу всего, что только известно Тебе».

Баракаллаху фика! (Россия, Дагестан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Дуа, о котором вы спрашиваете и которое называют «салят-ун-нария» или «салят-ут-тафриджия», приписывают книге имама Куртуби «Ат-тазкира би ахвалиль-маута уа умуриль-ахират». Однако в располагаемом нами экземпляре данной книги нам не удалось найти никакого упоминания о данном дуа. Поэтому у нас есть сомнения в отношении того, что данное дуа действительно упоминается великим имамом Куртуби (милость ему Аллаха).

Независимо от того, действительно ли оно установлено со слов имама Куртуби или нет, следует понимать, что в достоверных хадисах об этом дуа ничего не говорится. Нужно придерживаться тех дуа, что записаны в Коране и хадисах, поскольку они наиболее эффективны. Дуа из Корана и хадисов всегда обладают большей ценностью и большим эффектом, чем любое иное дуа, не оговоренное в этих двух божественных источниках, независимо от того, насколько великий имам или шейх говорил о нем. Слова Аллаха и Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) ни при каких условиях не могут быть хуже, чем слова любого другого существа.

Для случая, когда человек хочет, чтобы его нужда была удовлетворена, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предписал «салят-уль-хаджах».

Как передается со слов Абдуллы ибн Аби Ауфы (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что тому, кто хочет, чтобы его нужда была удовлетворена, следует хорошо (в соответствии со всеми суннами и правилами) исполнить малое омовение и совершить два ракаата нафль-намаза. Далее ему следует совершить дуа, восхваляя Аллаха и произнеся салават пророку. После этого ему нужно произнести следующее дуа:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ الْحَلِيمُ الْكَرِيمُ سُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ أَسْأَلُكَ مُوجِبَاتِ رَحْمَتِكَ وَعَزَائِمَ مَغْفِرَتِكَ وَالْغَنِيمَةَ مِنْ كُلِّ بِرٍّ وَالسَّلاَمَةَ مِنْ كُلِّ إِثْمٍ لاَ تَدَعْ لِى ذَنْبًا إِلاَّ غَفَرْتَهُ وَلاَ هَمًّا إِلاَّ فَرَّجْتَهُ وَلاَ حَاجَةً هِىَ لَكَ رِضًا إِلاَّ قَضَيْتَهَا يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

Транслитерация: «Ляа иля́ха иллялла́хуль-хали́муль кяри́м. Субха́налла́хи раббиль "аршиль-азы́м. Альхамдулилля́хи раббиль "а́лями́н. Ас-алюкя му́джиба́ти рахматикь. Ва ‘аза́-има магфиратикь. Валь гани́мата мин кулли бирр. Вас-саля́мата мин кулли исм. Ля́ тада" ли́ замбан илля́ гафартах. Ва ля́ хамман илля фарраджтах. Ва ля́ ха́джатан хия лякя ридон илля́ кадойтаха́ я́ архамар-ра́хими́н».
Перевод: «Нет бога кроме Аллаха, являющегося Самым Кротким и Самым Щедрым. Слава Аллаху, Господу великого трона! Вся хвала – Аллаху, Господу миров. Прошу Тебя о том, что делает Твою милость обязательной, и прошу о том, что сделает Твое прощение определенным! И сделай так, чтобы я пользовался каждой возможностью совершать благие дела, и даруй мне защиту от всех грехов! Не оставляй мой грех непрощенным, мою беду неразрешенной и мою нужду, которая угодна тебе, неисполненной! О, Самый Милостивый из милостивых!» («Сунан Тирмизи», хадис 481)

Если человек испытывает какое-то затруднение, ему нужно произнести следующее дуа:

يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ بِرَحْمَتِكَ أَسْتَغِيثُ

Транслитерация: «Я́ хайю я́ кайю́м, би рахматикя астагы́с».
Перевод: «О Вечноживущий, Всеобеспечивающий, прошу Твоей помощи посредством Твоей милости!»

Господин Анас (да будет доволен им Аллах) говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил это дуа, когда бы его ни постигла какая бы то ни была трудность. (Тирмизи, хадис 3524)

عن أنس بن مالك، قال: كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا كربه أمر قال: يا حي يا قيوم برحمتك أستغيث

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Усмaн ибн ‘aффaн (paды Аллаху ‘aнxу) спросил у Послaнникa Аллахa (соллаллаху алейхи ва саллям) о “Ключaх к сокровищaм земли и небес” (неоднокрaтно упоминaемых в Кур‘aaне).
Нa это Послaнник Аллахa (соллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
“Ты спросил нечто тaкое, о чем еще никто до тебя не интересовaлся.
Ключи к сокровищaм небес и земли следующие:

НАЖАТЬ (ДУА 2 НА АРАБСКОМ)

2. Дуа-и Истигфар

Тот, кто по какой-то причине зная или не зная совершит какой-нибудь грех, должен быстро совершить вуду, прочитать в два рак’ат намаз и прочитать следующий дуа:

3. Дуа-и Мубин

Чтобы важные дела выполнились легко, следует прочитать сура Ясин 4 раза. Каждый раз после прочтения аят «Мубиин», следует прочитать Дуа-и Мубин 4 раза. Инша-Аллах, желания читающего исполнятся.

НАЖАТЬ (ДУА 2 НА АРАБСКОМ)

4. Раскаяние (Тавба) Адама (Алейхиссалам)

Когда Аллах Та’аля простил Адама (Алайхиссалам), Адам (Алайхиссалам) сделал таваф вокруг священной Каабы 7 раз, прочитал 2 рак’ата намаза и лицом к каабе прочитал следующее дуа. После прочтения этого дуа, Аллах Та’аля сказал Адаму (Алайхиссалам): «О Адам, Я простил тебя, и прощу из твоих детей (потомков) того, кто будет молить меня прочитав этот дуа. Я освобожу его/её от переживаний и удалю из его/её сердце страх бедности. (Тафсири Нисабури)

НАЖАТЬ (ДУА 3 НА АРАБСКОМ)

5. Дуа Исми А’зам

В хадисах говорится, что раб-мусульманин прочитавший Исми А’зам чего бы не попросил у Аллаха, Аллах Та’аля ответит на это дуа.

НАЖАТЬ (ДУА 4 НА АРАБСКОМ)

6. 4444 Салавати Тефриджийя, Дуа хаджат

1. Прежде чем начинать прочтение салавата, нужно с полной верой и искренностью прочить «Астагфируллах-ал-азыым ва атуубу иляйхи» 21 раз. После этого нужно сделать намерение для чего читается салават. Например: «Йаа Рабби, избавь меня от этой, этой проблемы….»
2. Перед началом нужно один раз прочитать «А’уузу и Басмала» и только после этого нужно начинать повторять салават тафриджийя. Желательно сидеть лицом к священной Каабе. Чтобы концентрировать свои мысли, рекомендуется закрыть глаза и прочитать салават с искренней любовью к Посланнику Аллаха Мухаммаду (саллалаху алайхи васаллам). Когда устанете, сделайте паузу, а потом продолжайте.
3. Нужно прочитать салават точно 4444 раза. Ни одного раза меньше или наоборот больше. Ибн Хаджер Аскалани изволил сказать: «Это количество (4444) называется «Иксир-и А’зам». Это как замок от ключа. Если одна часть ключа больше или не хватает зубчика, вы не сможете открыть дверь. Поэтому, точное количество очень важно.
4. Тот, кто не может прочитать сам, может попросить кого-то другого.

Имам Куртуби изволил сказать: «Чтобы очень важное дуа было принято или чтобы удалить не прекращающее бедствие, нужно прочитать салават тефриджийя 4444 раза. Нет сомнений в том, что Аллах Всевышний примет дуа читающего. Того, кто читает салават тефриджийя 41 раз или 100 раз или еще больше ежедневно, Аллах Та’аля избавит от страданий и переживаний, откроет ему дорогу, удалит от него бедствия и облегчит ему все его дела, увеличит ризк и осветит его внутренний мир».

НАЖАТЬ (ДУА 5 НА АРАБСКОМ)

7. Мактуби Джин – дуа приводящий шайтана и злых джиннов в бешенство

Абу Дуджане (Радыяллаху Анху) столкнулся со злыми демонами и они не давали ему покоя. Абу Дуджане рассказал это Расулуллаху (саллаллаху алайхи васаллам). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил Али (Радыяллаху Анху) взять карандаш и бумагу и попросил написать то, что он сам прочитал. Абу Дуджане взял мактуб и положил его под подушкой перед тем, как идти спать. В полночь Абу Дуджане услышал следующие слова: «Клянемся Латом и Уззой, ты нас сжег. Ради хозяина этого мактуба Мухаммада (саллаллаху алайхи васаллам), просим тебя оставить этот мактуб. Больше никогда мы не приблизимся и близко к твоему дому». Абу Дуджане (радыяллаху Анху) рассказывает, что на следующий день он рассказал это Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: «О Абу Дуджане, клянусь Аллахом, который послал меня как истинного пророка, если ты не оставишь этот мактуб, они будут в мучении до Кыямата». (Хасаиси Кубра, 2 том, 369 ст. Бейхаки)

НАЖАТЬ (ДУА 6 НА АРАБСКОМ)

8. Тасбих-дуа Имама А’зама.

Имам А’зам изволил сказать: «Я видел во сне Всевышнего 99 раз. Когда я видел Его в 100 раз я спросил: Йа Рабби, как твои рабы могут спастись от Твоего наказания? Аллах Та’аля сказал: тот, кто прочтет этот дуа сто раз утром и вечером, будет спасен от Моего наказания в Судный День» (Тазкиратул-Авлия, Фаридиддин Аттар Вали)

НАЖАТЬ (ДУА 7 НА АРАБСКОМ)

9. Дуа, открывающее двери Ризка

Тот, кто напишет этот дуа 5 раз в отдельные листы, повесит 4 из них в 4 угла свои места работы и будет держать 5-й лист с собой, Аллах ниспошлет Ризк и Баракят в его место работы и магазин. Аллах ниспошлет такой Ризк, что написавший сам удивится. Клиенты, заходившие в этот магазин, не выйдут ничего не купив. Если прочитать этот дуа на товар (который не реализовался в течение долгого времени) 7 раз, то по Воле Всевышнего, товар найдет своего клиента в течение одного дня. (Меджмуатул Едийя, с. 99)

НАЖАТЬ (ДУА 8 НА АРАБСКОМ)

10. Сеййидуль истигфар

Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам: «Тот, кто прочтет с верой и искренно этот дуа вечером и умрет в тот вечер, то войдет в рай. И тот, кто прочтет с верой и искренно этот дуа утром и умрет в тот день, то войдет в рай»

НАЖАТЬ (ДУА 9 НА АРАБСКОМ)

11. Дуа-и Хаджат

Иса (Алайхиссалам) читал это благословенное дуа и (по воле Аллаха) оживлял мертвых.

«Тот, кто прочтет это благословенное дуа 100 раз после намаза фаджр (утренний намаз) и выскажет свою нужду Аллаху Та’аля, его дуа будет принято.» (Шемсуль-Ма’ариф, 2 том, с. 5-6)

Из религиозных источников становится ясно, что одно из имен Аллаха особенное и превыше всех остальных. Известно, что это имя воплощает все качества и сущность Аллаха. Кроме того, это самое любимое Аллахом имя, Он хочет, чтобы Его называли именно этим именем. Это имя Аллаха называется "исми-азам", то есть самое великое, самое могущественное имя.

Исми-азам такое имя, что молитва того, кто произнесет его и попросит Аллаха ради него, будет обязательна принята. Произнеся это имя, можно реализовать самые невозможные дела, совершить самые удивительные чудеса. В жизни пророков и святых личностей есть достаточно примеров этому. Даже в Восточных сказках существуют достаточно преданий о "молитве исми-азам", позволяющей совершать чудеса.

Существует ли исми-азам, или нет?

Не все философы и мыслители соглашались с наличием исми-азама. Внося ясность в этот вопрос в своем тафсире, Фахри Рази пишет, что имя должно отображать того, кого именовали им, указывать на него. Человек не способен понять сущность Аллаха. Поэтому невозможно наречь Его именем, который охватывал бы всю сущность Аллах. Однако в конце этой информации автор заявляет о весомости доказательств относительно наличия исми-азама. Среди тех, кто не верил в существование исми-азама и выступал против придания преимущества одному из имен Аллаха, были такие видные личности, как Джунейд Багдади, Ибн Хиббан, Ибн Джафар Табари, Багиллани, Ашари.

Как известно из хадисов, исми-азам был известен некоторым святым. Имам Джафар Садык (а) говорил, что исми-азам состоит из 73 букв. 25 из них Аллах назвал Его Светлости Адаму (а), 25 – Его Светлости Нуху (а), 4 – Его Светлости Мусе (а), а 2 – Его Светлости Исе (а). С помощью этих двух букв Пророк Иса (а) воскрешал мертвых и лечил прокаженных. А Его Светлости Мухаммаду (с) были известны 72 буквы. Аллах сохранил втайне одну букву, чтобы Самому полностью знать сущность рабов, но чтобы рабы полностью не поняли Его сущность ("Бихаруль-анвар", XI, 68).

Комментируя этот хадис, Мухаддис Джазаири пишет, что факт знания меньшего количества букв Его Светлостью Ибрахимом (а) в сравнении с Его Светлостью Адамом (а) и Его Светлостью Мусой (а) вовсе не означает, что он ниже рангом. Все они Великие пророки. Однако не все буквы исми-азама одинаковы, некоторые из них превыше остальных, более обширны.

Человек, знающий исми-азам, сильнее джиннов

В доказательство существования исми-азама приводятся некоторые аяты Корана. Конечно же, ни в одном из этих аятов в открытую не повествуется об исми-азаме и оно не называется. В толковании аятов утверждается, что именно эти аяты указывают на исми-азам. Например, когда Пророк Сулейман (а) пожелал, чтобы ему принесли трон повелительницы Саба Бильгейс, один из его окружения (пишут, что речь идет о Асафе ибн Бархийа) сказал, что сможет сделать это в мгновение ока: "А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: "Я принесу его тебе в мгновение ока" ("Намль", 40). В тафсирах утверждается, что Асаф сделал это при помощи исми-азама. Следует обратить внимание, что Асаф ибн Бархийа был сильнее даже джиннов, поскольку знал исми-азам. Потому что, как говорится в предыдущих аятах, когда Его Светлость Сулейман (а) спросил у присутствующих джиннов, животных и людей (он знал их языки и имел над ними власть), кто может доставить ему трон Бильгейс, "Силач из числа джиннов сказал: "Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого" ("Намль", 39). Однако Асаф заявил, что сможет справиться с этим за более короткий промежуток времени - в мгновение ока.

В хадисах указывается, что Асаф ибн Бархийа знал лишь одну букву исми-азама. А Имам Али Наги (а) говорил, что 72 буквы исми-азама известны имамам Ахли-бейта (а), а одна буква относится к сокровенной науке Аллаха (Тафсир "Нурус-сагалейн", IV, 90).

Исми-азам сильное оружие в руках плохого человека

В преданиях говорится, что исми-азам знал также мудрец по имени Балам ибн Баура, который был современником Его Светлости Мусы (а). Поэтому все молитвы Балама были услышаны. С помощью исми-азама он демонстрировал чудеса. Балам являлся автором многочисленных книг в области Единобожия. 200 секретарей сопровождали его и записывали изречения.

Даже когда Пророк Мус (а) во главе народа Израиля прибыл на земли, где проживал Балама, соотечественники стали умолять его, чтобы тот помешал Мусе (а). Балам сначала отказался, заявив, что Муса (а) – пророк, необходимо подчиниться ему, и борьба против него бессмысленна: ему помогает Сам Аллах.

Однако люди продолжали просить. Ценными подарками они смогли переманить на свою сторону даже супругу Балама. Жена тоже начала просить мужа, чтобы тот предпринял меры против Мусы (а). Мольбы женщины с одной стороны, а с другой толпы соотечественников переубедили Баламу.
Чтобы возвести молитву против Его Cветлости Мусы (а) Балам отправился в пустыню. Говорят, что эта молитва была настолько сильной, что народ Пророка Мусы (а) в течение 40-а дней не мог найти дорогу на земли, где проживал Балам. Они шли весь день, но к вечеру вновь возвращались к исходной точке. Наконец, чтобы понять причину происходящего, Его Светлость Муса (а) взмолился Аллаху, а тот ниспослал ему откровение: это совершает один из рабов с помощью исми-азама. Муса (а) обратился к Аллаху с молитвой, чтобы тот уберег его и его народ от козней Балама. После этого Аллах стер из памяти Балама исми-азам. Уже ни одна его молитва не была услышана. Лишившись всех своих преимуществ, Балам восстал против Аллаха, тем самым, уничтожив свое многолетнее богослужение. Его имя и сегодня служит примером заблудшего религиозного деятеля.

Эта история в Коране отмечена в завуалированной форме, без прямого указания на Балама ("Араф", 175-176). Использованное в аяте выражение "кому Мы даровали Наши знамения" относится к Баламу ибн Бауру, который был осведомлен об исми-азаме.

Что является исми-азамом?
Имеется разнообразная информация о том, что конкретно является исми-азамом. В десятках хадисах от исламских святых говорится, что исми-азам – это то или иное имя, выражение, даже аят или молитва. Например, утверждается, что Имам Садык (а) сказал: "Бисмилляхир-Рахманир-Рахим является самым великим и могущественным именем Аллаха". Согласно другому преданию, Имам Садык (а) сказал, что исми-азам содержится в разрозненном виде в суре "Фатиха". Также пишут, что Имам Садык (а) сказал своему сподвижнику: "Желаешь ли, чтобы я обучил тебя исми-азаму Аллаха? Прочитай суры "Фатиха", "Ихлас", аятуль-курси, суру "Гадр", затем встань лицом к кыбле и проси о желаемом". Кстати, в некоторых хадисах говорится, что аят "Бисмилляхир-Рахманир-Рахим" более близок к исми-азаму, чем зрачок к белку глаза ("Бихаруль-анвар", XCIII, 223-224).

Имам Рза (а) сказал, что зикр "йа хаййу, йа гаййум" (живой и вечный – имеется в виду Аллах) является исми-азамом. Вновь Имам Рза (а) сказал, что стократное произношение следующего зикра более близко к исми-азаму, нежели близость зрачка к белку глаза: "Бисмилляхир-Рахманир-Рахим. Ла ховла ва ла гуввата илла биллахиль-алиййуль-азим" (Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Никто не имеет могущества и величия, кроме Великого Аллаха).

Бадиуз-заман Нурси пишет, что Его Светлость Али (а) считал имена "Фард, Хайй, Гаййум, Хакам, Адл, Гуддус" из асмауль-хусны исми-азамом, Имам Абу Ханифа – имена "Хакам, Адл", видный суфи Абдульгадир Гилани имя "Хайй", а Имам Раббани – имя "Гаййум". Основываясь на этом, Нурси приходит к такому выводу, что в соответствии со степенью каждого на пути ирфана, исми-азам бывает различным. Потому что любое имя Аллаха превращается для человека в исми-азам и придает ему сверхъестественные возможности в том случае, если тот понимает полную глубину этого имени, может всей душой прочувствовать ее, то есть превращается в место, где воплощается это имя. Только в этом случае это имя может обладать необычными свойствами при его произношении этим человеком.

Знаменитый сподвижник, двоюродный брат Пророка (с) Абдуллах ибн Аббас говорил, что последние 6 аятов суры "Хашр" являются исми-азамом. А сподвижник-женщина Асма бинт Зейд рассказывала, что Его Светлость Мухаммад (с) считал исми-азамом 26 и 27-ой аяты суры "Али-Имран".
Анас ибн Малик рассказывал, что однажды Пророк (с) услышал, как Абу Аййаш Зейд ибн Саммит молится таким образом: "Аллахумма инни асалука би-анна лакаль-хамд. Ля иляха илла ант. Йа маннан йа бадиас-самавати валь-арз. Йа заль-джалали Валь-икрам" (Аллах мой, прошу у Тебя свои желания. Потому что вся хвала относится лишь к Тебе. Нет Божества кроме Тебя. О, много одаривающий Своих рабов, Создатель небес и земли, о Великий и Милостивый). Услышав эту молитву, Пророк (с) сказал сподвижникам: "Знаете ли вы, с какой молитвой этот мужчина обратился к Аллаху? Это было исми-азам. У произнесшего это имя молитва будет принята, желания исполнятся" ("Бихаруль-анвар", XCIII, 224). Идентичную молитву можно найти и в источниках ахли-сунны, с той лишь разницей, что в конце прибавляется "йа хаййу, йа гаййум" (Сунану Абу Давуд, хадис 1495; Сунанун-Насаи, хадис 1301; несколько иной вариант – Сунанут-Тирмизи, хадис 3538).

Видный ученый Ибн Кассир со ссылкой на вышеуказанную женщину-сподвижника писал: "Пророк (с) сказал, что исми-азамом являются следующие аяты: 163 аят суры "Багара" и 1-2 аяиты суры "Али-Имран" (Тафсир Ибн Кассир, I, 474).
Сподвижник по имени Абу Имама передавал от Пророка (с), что исми-азам находится в одной из сур "Багара", "Али-Имран" и "Та-Ха". Внося ясность в этот хадис, Абу Имама говорил, что предположительно, исми-азам – это аятуль-кюрси в суре "Багара", 1-2 аяты суры "Али-Имран", 111 аят суры "Та-Ха".
Существуют хадисы о том, что Его Светлость Мухаммад (с) научил исми-азаму своих жен Аишу и Умми-Саламу, приводится и приблизительный текст исми-азама.

Видный мусульманский имам Ата ибн Аслам, живший в I веке хиджры был уверен, что исми-азам содержится в следующих словах: "Бисмилляхир-Рахманир-Рахим. Йа Аллах, Йа Аллах, Йа Аллах, ЙА Рахман, Йа Рахман, Йа Нур, Йа Нур, Йа зат-тули йа заль-джалали Валь-икрам".
Святые личности и друзья Аллаха также были осведомлены об исми-азаме. Например, утверждается, что Абдульгадир Гилани таким способом смог воскресить мертвого, оживить уже приготовленную курицу.

Исми-азам знали и имамы
В источниках сообщается, что Имам Али (а), Имам Зейнуль-абидин (а) и Имам Казим (а) знали исми-азам и во время молитв пользовались им. Особенно интересна история о том, каким способом научился исми-азаму Имам Зейнуль-абидин (а). Его Светлость говорил, что в течение года после каждого намаза молился Аллаху, чтобы Тот научил его исми-азаму: "Однажды после утреннего намаза я заснул. Во сне услышал, как кто-то сказал мне: "Твои молитвы были услышаны. Скажи: "Аллахумма инни асалука бисмик. Аллаху, Аллаху, Аллаху, Аллаху, Аллах. Аллази ля иляха илла хува раббуль-аршуль-азим" (Аллах мой, прошу у Тебя ради Твоего имени. Аллах, Аллах, Аллах, Аллах, Аллах,. Нет божества кроме Него и Он Повелитель великого арша)". Имам говорил, что все молитвы посредством этого выражения были услышаны ("Бихаруль-анвар", XCIII, 226).

Согласно другому преданию, Имам Зейнуль-абидин (а) научился следующему исми-азаму во сне у Пророка (с): "Йа Аллах, Йа Аллах, Йа Аллах. Вахдака ла шарика лях. Анталь-маннан, бадиус-самавати Валь-арз, зуль-джалали Валь-икрам ва зуль-асмаиль-уззам. Ва зуль-иззил-лязи лай арам.Ва илахукум илахун вахидун ля иляха илла хувар-Рахманур-Рахим. Ва салляллаху ала Мухаммадин ва алихи аджмаин" (О Аллах, О Аллах, О Аллах. Ты един и нет у Тебя сотоварищей. Ты очень добр к Своим рабам, Создатель небес и земли, Могущественный и Милосердный, обладатель Великих имен. Ты обладаешь непоколебимым достоинством. Ваше божество Милостивый и Милосердный Господь, единственный, не имеющий сотоварищей. Да будет ниспослан Его Салават Мухаммаду (с) и его потомкам). В конце предания говорится, что Имам Зейнуль-абидин (а), его сын Зейд, его сын Иса и его сын Ахмед на личном опыте наблюдали, как все их желания были претворены в жизнь с помощью этой молитвы (см. источник выше, стр. 226-227).

Имам Али (а) советовал тем, кто хотел просить у Аллаха с помощью исми-азама, прочесть 1-6 аяты суры "Хадид" и 21-24 аяты суры "Хашр", а затем, вознеся руки к небу, сказать: "Йа манн хува хаказа. Асалука би-хагги хазихил-асма ан тусаллийа ала Мухаммадин ва али Мухаммад" (О, Аллах, который таков (как говорится в предыдущих аятах)! Ради этих аятов прошу у Тебя: ниспошли свой Салават Мухаммаду (с) и его потомкам).

Рассказывают, что при помощи исми-азама Имам Али (а) превращал простую землю в золото. Однажды бедняк просит у него помощи. Не имевший при себе ничего, Имам Али (а) берет горсть земли, и, произнеся что-то, протягивает неимущему. Когда раскрывает ладонь, становится ясно, что земля превратилась в золото. Тот человек с удивлением спрашивает, как же ему удалось совершить подобное. Имам отвечает, что прочитал суру "Фатиха". Обрадованный бедняк тут же берет горсть земли и, прочтя суру "Фатиха", раскрывает ладонь. Однако земля так и остается землей. Растерянный бедняк смотрит на Али (а). Имам же говорит: "Ты читаешь то же самое. Однако читающее сердце другое" (О.Н.Топбаш. "Тасаввуф от имана к ихсану", стр.375).
По другому преданию, Имам Али (а) накануне битвы при Бадре увидел во сне Его Светлость Хызра (а), и попросил научить его молитве, чтобы победить врага. Его Светлость Хызр (а) же велел ему сказать следующее: "Йа хува, йа манн ла хува илла хува". Наутро, когда Имам Али (а) рассказал Пророку (с) свой сон, тот сказал, что Его Светлость Али (а) научили исми-азаму. Во время битвы при Бадре Имам Али (а) произносил этот зикр. Вообще же, после прочтения суры "Ихлас", Имам Али (а) произносил эту молитвы, добавляя: "Игфирли вансурни алял-говмил-кафирин" (Прости меня и помоги одержать победу над неверным племенем). По преданию Аммар ибн Ясира, Али ибн Абу Талиб (а) читал эту молитву и во время битвы при Сиффейне, а тем, кто спрашивал, отвечал, что это исми-азам.

Использованное в вышеприведенной молитве слог "хува" или "ху", означающий местоимение "он", имеет в Исламе большое значение. В особенности в тасаввуфе "ху (хува)" считается среди имен Аллаха носителем самых магических свойств. Не случайно, что в тафсире Элмалылы Хамди Йазыра "Истинная религия, стиль Корана" (комментарий 163-го аята суры "Багара") высказывается предположение, что этот слог является исми-азамом: "Выражение "ху" (он) заостряет внимание на источнике милосердия и славы, высшем начале единства. Поэтому, являясь местоимением, "он" является самым великим именем (исми-азам) Аллаха. По мнению тех, кто окунулся в море Единобожия и связал сердце лишь с Аллахом, значимость этого имени очень велика. Некоторые называют это исми-азамом. Вместе с тем, больше тех, кто утверждает, что исми-азам – это имя "Аллах" (Э.Х.Йазыр, "Истинная религия, стиль Корана", I, 562).

Отметим, что в "Тафсири-кябир"е и Фахраддин Рази приводит теории относительно того, что исми-азамом являются "зуль-джалали валь-икрам" или же "аль-хаййуль-гаййум", однако подчеркивает, что это маловероятно. Затем он вносит ясность в теорию о том, что ни одно из имен Аллаха не может быть исми-азамом. Согласно этому мнению, все имена Аллаха велики, нельзя одно из них возносить, принижая при этом другие. Однако Фахри Рази приходит к мнению, что и эта позиция неверна. В конце же предоставляет идею о том, что исми-азам – слово "Аллах", оценивая ее как самую сильную теорию (Фахр Рази. "Ат-Тафсируль-кябир", I, 122-123).

Что касается о тайне, которой окутан исми-азам, большинство ученых склоняются к следующему мнению: Аллах не заявил открыто об исми-азаме по той причине, чтобы люди уделили внимание всей асмауль-хусне, не забыли все имена, кроме одного. В надежде произнести исми-азам, мы читаем асмауль-хусну и прекрасные молитвы, тем самым заслуживая еще большую благость.
В книгах содержится очень много предположений относительно содержания исми-азама. В этой статье мы отметили лишь некоторые из них. Напомним, что по этой теме написаны целые книги, среди авторов которых можно встретить и такого знаменитых ученых, как Сарахси и Суйути.

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У кого бы ни возникла нужда во Всевышнем Аллахе или в другом человеке, тот пусть читает:

«Ля иляхa илля ллахул халимул карим, субхана ллахи раббил’ ‘аршил азим. Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Асалюка муджибати рахматика, ва ‘азаима магфиратика вал ганиматa мин кулли биррин, ва ссалямата мин кулли исмин ля тада’ ли занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля хаджатан хия ляка ридан илля кадайтаха я архама ррахиминa».

Смысл: «Нет божества кроме Аллаха. Он одаривающий и терпеливый. Аллах, владелец Арша, далек от всех недостатков. Слава Аллаху, владельцу миров! О, Аллах! Прошу у Тебя, даруй мне Свое милосердие, прощение и все хорошее. Обереги меня от всяких грехов. Не оставь за мной непрошенных грехов. Не посылай мне трудности, которые не облегчишь. Не посылай мне нужду, которая не способствовала бы Твоему довольству. О, Самый Милосердный из милосердных!»

2. Аллахумма инни асалука тавфика ахли-л-худа, ва-амала ахли-л-йакын, ва-мунасахата ахли-т-тавбах, ва-азма ахлис-сабр, ва-жидда ахли-л-лхашйах, ва-талаба ахли-р-рагбах, ва-тааббуда ахли-л-вара, ва-ирфана ахли-л-илм, хата ахафак. Аллахумма инни асалука махафатан тахжузуни ам-ма сыйатика хата амала би-та аттика амалан астахикку бихи ридака ва-хатта унасыхака би-т-тавбати хавфан минка ва-хатта ухлиса лака-н-насыхата хуббал-лака ва-хатта ата-ваккалу алайка фи-л-умури ва-хусна заннин бика субхана халику-н-нур.

Смысл: «Нет бога, кроме Аллаха, Доброго и Щедрого. Пречист Аллах, Господь Великого Трона. Хвала Аллаху, Господу миров! Прошу, чтобы милостью Своей Ты наделил меня качествами, которые удалят грехи, прошу всего доброго, освобождения от грехов. Не оставь ни одного греха, не прощенного Тобой, ни одного ущерба, не возмещенного Тобой. Исполни мое желание, которым Ты можешь быть доволен и которое соответствует Твоему желанию, о Милостивейший из милостивых!»

3. Аллахумма инни астахирука би ‘ильмика ва астакъдирука би къудратика ва асъалюка мин фадлика, фа иннака такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму ва анта ‘аллямуль г’уйуб. Аллахумма фаин кунта та’ляму хазаль амра (затем он уточнит своё дело) хайран ли фи ‘аджили амри ва аджилихи (или: фи дини ва ма’аши ва ‘акъибати амри) факъдирху ли ва йассирху ли сумма барик ли фихи. Аллахумма ва ин кунта та’ляму аннаху шаррун ли фи дини ва ма’аши ва ‘акъибати амри (или: фи ‘аджили амри ва аджилихи) фасрифни ‘анху [васрифху "анни] вакъдур лиль хайра хьайсу кана сумма раддыни бихи.

Смысл: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости».

4. Рабби яссир ва ля тагассир. Рабби таммин бил-хайир

Смысл: «Господь, облегчи не утруждай. Господь сделай благодатным завершение этого дела».

5. Аллахумма-джагал хайран "умри ахираху,ва хайра "амали хаватимаху,вадж"ал хайра аййами явма алкъака. Аллахумма инни а"узу бика минал куфри вал факъри ва "азабил къабри. Аллахумма инни асъaлука "илман нафиган ва "амалан мутакъаббалан ва ризкъан таййибан.

Смысл: «О Аллах, сделай исход моей жизни лучшей ее частью, а лучшими моими делами последние дела, и сделай лучшим из мoих дней день встречи с Тобой. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от неверия, бедности и мучений могилы. О Аллах, поистине, я прошу у Тебя полезного знания, таких деяний, которые будут приняты Тобою, и благого удела».

Каждый человек взывает к своему Господу, прося то, что считает для себя нужным и необходимым. Он может просить даровать ему хороший дом, удобную машину, другие мирские блага и забыть про самое ценное!

Про таких Всевышний сказал: «Из людей есть такие, которые просят только мирские блага, они лишены благ вечных» . Чтобы не оказаться из числа подобных людей, нам следует просить Аллаха ﷻ так, как Он сам нас обучил в Священном Коране. Ведь Творец ﷻ лучше знает, что хорошо для Его творений, а что плохо. Коранические мольбы – это подсказка, своеобразный ключ, данный нам Самим Господом ﷻ .

Мы приведём тут некоторые из молитв (дуа), упомянутые в Коране.

Примечание: по Шариату запрещается писать транскрипцию аятов Корана, за исключением содержащих мольбу, их надо читать как мольбу, а не аяты Корана.

1. «Раббана атина фи-ддунья ẍасанатан ва филь-ахирати ẍасанатан ва ḱина ‘ а ҙаба-ннар» (сура «Аль-Бакара», аят 201).

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О наш Господь, даруй нам благо в этом мире и на том свете, и сохрани нас от мучений Ада».

2. «Раббана hаб ляна мин азважина ва ҙуррийятина ḱуррата а ‘ юнин важ ‘ альна лильмутта ḱина имама» (сура «Аль-Фуркан», аят 74).

رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

«О наш Господь, даруй нам отраду глаз в наших женах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных».

3. «Раббана- ґфирляна ва лиихванина-лля ҙина саба ḱуна биль имани ва ля таж ‘ аль фи ḱулюбина ґиллян лилля ҙина аману, раббана иннака Рауфу-рРа ẍим» (сура «Аль-Хашр», аят 10).

رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

«О наш Господь, прости грехи нам и нашим братьям, которые уверовали до нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, которые уверовали! Господь наш! Поистине, Твоё милосердие и Твоя милость безграничны!»

4. «Раббана ля тузи ґ ḱулюбана ба ‘ да и ҙ hадайтана ва hаб ляна мил-лядунка ра ẍматан иннака анталь-ва hhаб» (сура «Алю Имран», аят 8).

رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

«О наш Господь, не уклоняй наши сердца от истины после того, как Ты вывел нас на прямой путь! Одари нас Своей милостью! Ведь, поистине, Ты – Дарующий!»

5. «Раббана иннана сами ‘ на мунадиян юнади лиль-имани ан амину бираббикум фа-аманна, Раббана фа ґфир ляна ҙунубана ва каффир ‘ анна саййиатина ва таваффана ма ‘ аль-абрар. Раббана ва атина ма ва ‘ аттана ‘ аля русулика ва ля тухзина явмаль- Ḱиямати, иннака ля тухлифуль-ми ‘ ад» (сура «Алю Имран», аяты 193, 194).

رَّبَّنَا إِنَّنَا سَمِعْنَا مُنَادِيًا يُنَادِي لِلْإِيمَانِ أَنْ آمِنُوا بِرَبِّكُمْ فَآمَنَّا رَبَّنَا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَكَفِّرْ عَنَّا سَيِّئَاتِنَا وَتَوَفَّنَا مَعَ الْأَبْرَارِ * رَبَّنَا وَآتِنَا مَا وَعَدتَّنَا عَلَى رُسُلِكَ وَلَا تُخْزِنَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

«О наш Господь, мы услышали Твоего Посланника ﷺ , призывающего нас к вере в Аллаха ﷻ . Мы ему повиновались и уверовали. Господь наш! Прости же нам наши большие грехи и очисти нас от наших скверных деяний и забери наши души вместе с Твоими верными рабами! Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний».

6. «Рабби- ґфир ва-р ẍам ва анта хайру-рра ẍимин» (сура «Аль-Муъминун», аят 118).

رَّبِّ اغْفِرْ وَارْحَمْ وَأَنتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ

«О мой Господь, прости мне грехи и прояви милость ко мне, ведь Ты самый милостивый!»

7. «Рабби-р ẍам hума кама раббаяни ĉа ґира» (сура «Аль-Исра», аят 24).

رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

«О мой Господь, прояви милость к ним (моим родителям) подобно тому, как они растили меня в детстве (проявляя милость)»

8. «Раббана ля туахи ҙна ин насина ав ах ҭаъна, раббана ва ля та ẍмиль ‘ аляйна и ĉран кама ẍамальта ‘ аля лля ҙина мин ḱаблина. Раббана ва ля ту ẍаммильна ма ля ҭа ḱата ляна би hи ва ‘ фу ‘ анна ва ґфир ляна вар ẍамна, анта мавляна фан ĉурна ‘ аляль ḱавмиль кафирин» (сура «Аль-Бакара», аят 286 ).

رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلَا تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلَا تُحَمِّلْنَا مَا لَا طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا أَنتَ مَوْلَانَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

«О наш Господь, не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми».

9. «Рабби авзи ‘ ни ан ашкура ни ‘ матака-лляти ан ‘ амта ‘ аляййа ва ‘ аля валидаййа ва ан а ‘ маля ĉали ẍан тар а h у ва адхильни бира ẍматика фи ‘ ибадика- ĉĉали ẍин» (сура «Ан-Намль», аят 19).

رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ

«О мой Господь, внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов».

10. «Рабби-ж ‘ альни му ḱима ĉĉаляти ва мин ҙурриййати. Раббана ва та ḱаббаль ду ‘ аъ. Раббана- ґфир ли ва ливалидаййа ва лильмуъминина явма я ḱумуль ẍисаб» (сура «Ибрахим», аяты 40-41).

رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلَاةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاءِ * رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ

«О мой Господь, включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счёт (в День суда)».

11.«Раббана ля таж ‘а льна фитнатан лилля ҙина кафару ва ґфир ляна раббана иннака анталь ‘ азизуль ẍаким» (сура «Аль-Мумтахана», аят 5).

رَبَّنَا لَا تَجْعَلْنَا فِتْنَةً لِّلَّذِينَ كَفَرُوا وَاغْفِرْ لَنَا رَبَّنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«О наш Господь, не делай нас испытанием для неверных (не дай победу неверным над нами, ибо из-за этого они могут подумать, что они на истине) и прости нам. Господи наш, ведь Ты – Величественный, Мудрый!»