Марешаль пьер. Сильвен марешаль - один из первых анархо-коммунистов Пьер и Пэр

Французский философ, писатель и политический деятель. Участник утопически-коммунистического «заговора равных» Гракха Бабёфа.

Родился в Париже в семье торговца вином, изучал право. В возрасте 20 лет опубликовал сборник идиллий Bergeries, достаточно успешный, чтобы его автора приняли на службу библиотекарем в престижный Коллеж Четырёх Наций. В этот период его заинтересовали идеи атеизма и деизма, он знакомится с произведениями Руссо, Вольтера, Гельвеция и Дидро.

Вскоре он развивает собственную идею аграрного социализма с коллективной собственностью на имущество. Приверженность идеалу культа Разума, критика религии и абсолютизма послужило поводом для его изгнания из Коллежа. За издание альманаха (календаря) (фр. Almanach des Honnêtes Gens), в котором святые из церковного календаря были замещены известными историческими личностями, провёл четыре месяца в тюрьме. В дальнейшем все произведения публиковал анонимно во избежание преследований.

Был среди сторонников Французской революции, защищал права бедняков. Принял участие в заговоре Бабёфа, в отличие от других участников, безнаказанно. В качестве издателя газеты Révolutions de Paris ратовал за освобождение людей от рабства и рассматривал религию как инструмент порабощения.

В последние годы жизни Марешаль отошел от активной политической деятельности и посвятил себя литературному творчеству, посредством которого выступал против идеализма и религии (а в одной из поздних работ - и против прав женщин, что свидетельствовало об ограниченности его эгалитаризма). В 1799 году опубликовал 6-томный историко-просветительский роман «Путешествия Пифагора» (опубликован в России без имени автора в 1804‒1810), в 1801 году - полемический труд «За и против Библии». В 1802 году им опубликована анонимная книга «История России, сокращённая до изложения только важных фактов», где впервые появилась фальшивка "Завещание Екатерины II". Умер в 1803 году.

Пьер Сильвен Марешаль

Марешаль Пьер Сильвен (1750-1803) - представитель плебейско-демократического крыла французского материализма и атеизма . Марешаль признавал вечное существование природы. Возникают и исчезают только ее конкретные проявления - «формы». Бог - синоним природы. Под влиянием страха люди измыслили верховное существо и наделили его свойствами природы. Атеизм у Марешаля более последователен, чем у энциклопедистов. Окончательное устранение религии связывал с революционным ниспровержением эксплуататорского строя и с установлением коммунизма. Марешаль примкнул к движению бабувистов (Бабувизм), поднялся до утопического коммунизма. В учении о познании Марешаль - сенсуалист. Основной труд - «Манифест равных» (1794).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 239-240.

Марешаль (Marechal) Пьер Сильвен (15 августа 1750, Париж – 18 января 1803, Мон-Ру) – французский философ, публицист, драматург и политический деятель. Адвокат в Париже, затем библиотекарь. Испытал влияние философии Декарта, Монтеня, Руссо. Сочетал в своих трудах атеистический материализм и уравнительный коммунизм. Его «Отрывок из нравственной поэмы о Боге» («Fragment d"un poème morale sur Dieu», 1781) утверждал право народа на революцию и высказывал симпатии к республиканской форме правления. В философской поэме «Французский Лукреций» («Le Lucréce français», 1781, окончательный текст 1797, отрывки в русском переводе «Стихи против Бога» в кн.: «Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Французской революции», ч. 1. М., 1933) выступил с критикой всех форм религии, заявляя, что человек сам создает Бога по своему образу: «Боги неба – всегда дети Земли»; материя вечна, развивается по имманентным законам и порождает неисчислимое богатство форм; высшее существо для Марешаля – человек, в котором выражается все величие природы.

В 1784 Марешаль анонимно публикует пародию на Священное Писание «Книга, уцелевшая от потопа» («Le livre échappé au déluge»), в 1787 пишет «Альманах честных людей» («L"Almanach des honnêtes gens»), в котором предвосхищает введенный позднее Национальным конвентом республиканский календарь, заменив имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита , Аристотеля , Декарта , Гельвеция и других мыслителей. Здесь же на равных правах присутствуют Моисей , Христос и Магомет . Новое исчисление датируется годом выхода «Альманаха» (1788) – первым годом «царства Разума». По постановлению парижского парламента «Альманах» был сожжен, Марешаль заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа.

В годы революции Марешаль возглавил демократический еженедельник «Парижские революции» («Revolutions de Paris»), участвовал в движении дехристианизации. В период Директории сотрудничал с Бабефом , по поручению которого написал «Манифест равных», не принятый, однако, бабувистами. Позднее стал высказывать мысли о необходимости новой революции, уничтожении государства и частной собственности. После разгрома бабувистского движения отошел от политической деятельности. В 1798 выходит работа «Культ и законы общества безбожников» («Culte et lois d"une société d"hommes sans Dieu»), в 1800 – «Словарь древних и новых атеистов» («Dictionnaire des athées, anciens et modernes»), a также «Путешествие Пифагора» («Voyages de Pythagore», v. 1–6, 1799), в котором изложены принципы утопического коммунизма, в 1801 «За и против Библии» («Pour et contre la Bible»). В России «Путешествие...» было опубликовано без имени автора в 1804–10.

И.А. Андреева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 493.

Марешаль (Maréchal), Пьер Сильвен (15.VIII.1750 - 18.I.1803) - деятель французской буржуазной революции конца 18 века, публицист и поэт, атеист. Родился в семье торговца, готовился к карьере адвоката, но, заняв в середине 70-х годов 18 века пост хранителя библиотеки Дж. Мазарини, всецело посвятил себя научной и литературной деятельности. Под влиянием идей французских просветителей (главным образом Ж. Ж. Руссо ) Марешаль в конце 70-80-х годов написал ряд трудов, в которых выступал против социального неравенства, деспотизма, отстаивая идеи буржуазной демократии. В период французской буржуазной революции конца 18 века активно сотрудничал в прогрессивной демократической газете "Révolutions de Paris" ("Парижские революции"), участвовал в движении дехристианизации. С начала 1791 года Марешаль открыто высказывался в пользу новой революции, которая была бы в состоянии на деле осуществить принципы свободы и равенства. "Пока будут существовать господа и слуги, - писал Марешаль в анонимно изданной им работе "Поправки к революции", - бедные и богатые..., не может быть свободы, не может быть равенства! Нет, революция ничуть не совершена" ("Correctif а la révolution", P., 1793, p. 307). В 1793 году Марешаль установил связи с Г. Бабёфом и примкнул к возглавлявшемуся последним движению "во имя равенства", был членом его конспиративного центра. Марешаль - автор первого варианта "Манифеста равных", отвергнутого, однако, бабувистами из-за несогласия с рядом его теоретических положений. После разгрома движения бабувистов (1797) Марешаль отошел от активной политической деятельности, посвятив себя литературной работе, главное место в которой заняли произведения, направленные против религии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Le livre de tous les ages ou le Pibrac moderne, P., 1779; Fragments d"un poème morale sur Dieu, (P.), 1781; Le livre échappé au déluge, P., 1784; Apologues modernes а l"usage du Dauphin, premières leçons du fils aîné d"un roi, Brux., 1788; Le Lucrèce français, P., 1798; в рус. пер. - Стихи против бога, в кн.: Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции, ч. 1, М., 1933 (отрывки); Избр. атеистич. произведения, М., 1958.

Литература: Dommanget M., S. Maréchal, P., 1950 (библ.).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (правители).

Сочинения:

Избр. атеистические произв. М., 1958.

Le livre de tous les ages ou le Pibrac moderne, P., 1779;

Fragments d"un poème morale sur Dieu, (P.), 1781;

Le livre échappé au déluge, P., 1784;

Apologues modernes а l"usage du Dauphin, premières leçons du fils aîné d"un roi, Brux., 1788;

Le Lucrèce français, P., 1798; в рус. пер. - Стихи против бога, в кн.: Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции, ч. 1, М., 1933 (отрывки);

Литература:

Киясов С.Е. Сильвен Марешаль. Саратов, 1987;

Лихоткин Г.И. Сильвен Марешаль и «Завещание Екатерины» (к истории одной литературной мистификации). Л., 1974;

Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. М., 1983;

Mémoire en faveur de Dieu, par J. de L"Isle de Sales. P., 1802;

Dameron P. Mémoire sur Naigeon et accessoirement sur Sylvain Marechal et Delaland. P., 1857;

Dommanget M. Sylvain Marechal. L"égalitaire «L"homme sans Dieu». Sa vie, son oeuvre. P., 1980.

Литературная деятельность Марешаля начинается в 1770 году изданием сборника пасторалей, воспевающих природу и пастушескую жизнь, полных рассуждений об абстрактном добре и добродетели. Вслед за первой книгой Марешаль издает сборник стихотворений. Характеризуя этот период своего творчества, Марешаль писал: «Желаете знать, какова моя жизнь? Если бы историк взялся описать ее, труд его не был бы объемистым. Моя наука и моя система, мои проекты и мои желания, мои наиболее значительные деяния и успехи могли бы быть выражены двумя словами: он любил» . Надо, однако, указать, что уже в ранний период творчества Марешаль воспевает простых людей из народа, которые являются для него носителями чистых нравов, правды и справедливости. Достоин упоминания и тот факт, что ранние произведения Марешаля уже свободны от религиозно-мистических настроений и обнаруживают его индифферентизм к религии. Защищаемые им абстрактно-гуманистические моральные мысли не опираются на религию. Огромный интерес представляют антирелигиозные произведения Марешаля. Еще в первых своих работах он сочетал критику религии не только с критикой феодального строя, но часто и с разоблачением социального неравенства, угнетения бедных богатыми. Марешаль увлекается мыслью о создании дворца «добрых нравов» и дает его описание, напоминающее собор Парижской богоматери, в 1793 г . превращенный в храм Разума. На алтарь он помещает мраморную статую Добродетели. Здесь же выставлены бюсты мудрых людей и выписаны их высказывания и биографии, которые читаются на «молениях». Вместо псалмов поются гимны в честь Добродетели. Каждый день года посвящен тому или иному мыслителю. Свое отношение к религии Марешаль выражает в «Книге, спасшейся от потопа» , посвященной главным образом критике социального неравенства и деспотизма, Марешаль ополчился не только против духовенства, но и против религии в целом. Он на каждой странице своей работы ссылается на имя бога. Однако, Бог, к которому взывает Марешаль, сливается, отождествляется с идеей истины, справедливости, добродетели и т. п. В 1788г. Марешаль издал свой «Альманах честных людей», в котором он предвосхитил основные идеи введенного Национальным конвентом республиканского календаря, заменив имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита, Аристотеля, Шекспира, Декарта, Спинозы, и др. Он установил новое летосчисление, обозначив 1788 год, (выхода «Альманаха»), первым годом царства Разума, переименовал месяцы, разделив каждый на три декады. В последние пять-шесть дней года, названные «Эпагоменами», он предлагал устраивать праздники, посвященные Любви, Бракосочетанию, Признательности, Дружбе и Великим людям.


Марешаль, довольно интересно, в духе материализма решает вопрос об отношении мышления к бытию, заявляя, что материя первична и вечна и в своем развитии порождает неисчислимое богатство своих форм. «Разве для того, чтобы существовать, - пишет Марешаль, - мир нуждается в хозяине? Вот этот сосуд был глиной, прежде чем попасть в руки горшечника, ибо материал предшествует форме и мастеру. Раз природа существует, - она возникает из самой себя. Ее формы могут меняться, но она вечна. Если, черпая все из самого себя, мир не имеет творца, он сам является собственным двигателем» Марешаль руководствуется убеждением, что вечная, неуничтожаемая материя находится в процессе непрерывного изменения: «Все существующее,- пишет он,- неизбежно подвержено постоянным изменениям. В разное время материя, различно расположенная, произрастает в растениях; в человеке живет мысль. Все привлекает друг друга, все друг друга отталкивает. В одном и том же предмете мы находим одновременно и причину и следствие. В своем развитии природа воздействует на саму себя и непрестанно принимает все новые формы. Стихии, одновременно родственные и противоположные; стремятся к одинаковой цели противоположными путями». Марешаль говорит об изменениях, обусловленных борьбой противоположных явлений, которые одновременно составляют единство, об элементах, которые в каждый данный момент притягиваются и отталкиваются. Эта внутренняя, имманентная борьба является естественной силой, которая создает динамическую картину мира, где все подчинено закону вечного обновления. Все стареет, изменяется, пишет Марешаль, и разрушающее время возвышает, чтобы низвергнуть, уничтожает, чтобы возродить. Итак, всю силу материалистической философии Марешаль обращает против идеи бога, против религии.

Аргументы, выдвигаемые Марешалем против бытия бога:

1) Опровергая идею бога, Марешаль опирается на принципы материалистического сенсуализма. Все реально существующее, утверждает он, должно прямо или косвенно воздействовать на органы чувств человека. Нечто, в принципе лишенное этой способности, - есть химерический плод сознания. Оно существует только в мысли и поэтому не обладает объективностью. «Недоступный ни осязанию, ни обонянию, ни глазу, ни слуху, бог ускользает от наших чувств и скрывает, что он такое». Однако уже этого обстоятельства, согласно Марешалю, достаточно, чтобы приравнять идею бога к обыкновенной фикции.

2) Еще одним важнейшим аргументом против бытия бога Марешаль считает друг друга исключающие утверждения относительно божественной сущности. Он считал, что идея бога как бы соткана из противоречий. Этот всемогущий бог, иронизировал Марешаль, не сумел добиться даже того, чтобы различные народы имели о нем одинаковые представления. Вслед за дореволюционными французскими атеистами Марешаль полагал, что наличие социального зла - важнейшее свидетельство против существования «всемогущего и всеблагого» бога («За и против Библии»).

3) Один из главных аргументов, выдвигаемых Марешалем против бытия бога, - это существование зла на земле и, в частности, социального зла. «Если бы был бог,- пишет он,- счастливые дни золотого века еще сияли бы. А теперь под взором бога порок облагорожен, а мудрец, одинокий, прозябает в забвении!.. А теперь под взором бога все направляется корыстью, а скромная добродетель внушает отвращение!.. Если бы был бог, разве многочисленные грязные фанатики могли бы шататься, подобно шарлатанам, по нашим площадям и продавать от его имени свои талисманы, затемняя разум людей своими измышлениями, обманывая доверчивый народ и заставляя его ползать у своих ног в страхе наказаний?.. Если бы был бог, разве преступный богач смел бы мерить наглым взором униженного праведника, мудреца, оружием которому служат лишь собственное сердце, невинность и слезы?»

Что касается личности Иисуса Христа, то здесь Марешаль согласен с теми учеными, которые «упорно не желают видеть в личности Иисуса ничего, кроме исторического манекена, облаченного в заимствованные лоскутья». Он считает, что все идеи имеют свою историю, возникают, развиваются и исчезают. Новые идеи используют, соответственно требованиям времени, старые идеи, опираются на них, включают в себя некоторые положения отживших свой век мыслей. Такая же преемственная связь существует между религиями. Но здесь связь между старыми и новыми верованиями носит более беспорядочный и аналогичный характер. Примером может служить христианство. «Евангелие (как и вся Библия), - пишет Марешаль, - это мозаика из случайных кусков, бессвязных изречений, без разбора взятых из разных древних источников и преподнесенных от имени вымышленного существа, называемого Иисусом Христом.

Наиболее развращающую роль религии Марешаль видит в том, что она обезволивает человека, заставляет его склоняться перед злом, примиряться со своими бедствиями, с властью господ. Свобода несовместима с религией. Идея бога - рабская идея. Обращаясь к человеку, опутанному религиозными измышлениями, Марешаль говорит: «Поднимись, человек! Встань в позу господина! Поднимись! Уважай себя! Познай цену себе! Не поклоняйся какому- то богу. Пред тобою - только равные тебе...Без содрогания взгляни на небеса. Там нет господина, вооруженного молнией и готового в гневе своем испепелить тебя. Вне этого мира существует лишь небытие».

Заслуга Марешаля в истории атеистической мысли заключается в том, что он стремился, хотя и непоследовательно и лишь в некоторых вопросах, преодолеть буржуазно-просветительскую ограниченность атеизма XVIII. бесспорно, что ряд положений, развитых Марешалем в критике религии, знаменовал отход его от буржуазно-просветительского атеизма и приближение к воинствующему атеизму пролетариата.

Марешаль полемизирует с теистом: «Выбирай: либо Вселенная движется сама собой, либо и ее создатель был кем-то создан. «Нет, - отвечает теист, - существуя сам по себе, необходимый и абсолютный верховный распорядитель, богатый своей внутренней сущностью, дает существование всему, не получая существования ни от кого>. Непоследовательный теист, почему ты не относишь эти качества к материи? Бог, привлекаемый тобою с таким усилием, лишь сгущает мрак, который нужно рассеять. И почему Вселенная - это великое целое, полное жизни, - не может существовать своей собственной энергией? Знаешь ли ты материю и ее свойства? Она пассивна и безжизненна лишь в твоих помутневших глазах. Прежде чем судить о ней и давать ей творца, о недалекий богослов, нужно познать ее»

«За и против Библии». Эта работа, систематически разоблачавшая библейские легенды и христианскую мораль, была направлена против возраставшего влияния религиозного мировоззрения, защитником которого оказался Шатобриан.

В 1800 г. вышел в свет известный «Словарь древних и новых атеистов» , составленный Марешалем при ближайшем участии видного астронома-атеиста Жерома Ла-ланда. «Словарь» был враждебно встречен реакционнойбуржуазией.В «Словаре» Марешаль часто цитирует не только деистов, но даже и отцов христианской церкви. Он отвергает в «Словаре» утверждения об аморальности и бесплодности атеизма и доказывает, что лучшие умы человечества в той или иной степени выступали против религиозных измышлений.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Пьер Сильвен Марешаль
Pierre Sylvain Maréchal
220px
Пьер Сильвен Марешаль
Имя при рождении:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык(и) произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Школа/традиция:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Период:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основные интересы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Значительные идеи:
Оказавшие влияние:
Испытавшие влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился в Париже в семье торговца вином, изучал право . В возрасте 20 лет опубликовал сборник идиллий Bergeries , достаточно успешный, чтобы его автора приняли на службу библиотекарем в престижный Коллеж Четырёх Наций . В этот период его заинтересовали идеи атеизма и деизма , он знакомится с произведениями Руссо , Вольтера , Гельвеция и Дидро .

Вскоре он развивает собственную идею аграрного социализма с коллективной собственностью на имущество. Приверженность идеалу культа Разума , критика религии и абсолютизма послужило поводом для его изгнания из Коллежа . За издание альманаха (календаря) (фр. Almanach des Honnêtes Gens ), в котором святые из церковного календаря были замещены известными историческими личностями, провёл четыре месяца в тюрьме. В дальнейшем все произведения публиковал анонимно во избежание преследований.

Был среди сторонников Французской революции , защищал права бедняков. Принял участие в заговоре Бабёфа , в отличие от других участников, безнаказанно. В качестве издателя газеты Révolutions de Paris ратовал за освобождение людей от рабства и рассматривал религию как инструмент порабощения.

В последние годы жизни Марешаль отошел от активной политической деятельности и посвятил себя литературному творчеству, посредством которого выступал против идеализма и религии (а в одной из поздних работ - и против прав женщин, что свидетельствовало об ограниченности его эгалитаризма). В 1799 году опубликовал 6-томный историко-просветительский роман «Путешествия Пифагора » (опубликован в России без имени автора в 1804‒1810), в 1801 году - полемический труд «За и против Библии». В 1802 году им опубликована анонимная книга «История России, сокращённая до изложения только важных фактов», где впервые появилась фальшивка "Завещание Екатерины II". Умер в 1803 году.

Список произведений

  • Bergeries (1770)
  • Chansons anacréontiques (1770)
  • Essais de poésies légères suivis d’un songe (1775)
  • Fragments d’un poème moral sur Dieu (1780)
  • Dieu et les prêtres
  • Fragments d’un poème philosophique (1781)
  • L"Âge d’Or (1782)
  • Livre échappé du déluge (1784)
  • Almanach des Honnêtes Gens (1788)
  • Apologues modernes, à l’usage d’un dauphin (1788)
  • Dame Nature à la barre de l’Assemblée nationale (1791)
  • Jugement dernier des rois (théâtre, 1793)
  • Manifeste des Égaux (1801)
  • Pensées libres sur les prêtres (1798)
  • Le Lucrèce Français (1798)
  • Culte et lois d’une société d’hommes sans Dieu (1798)
  • Les Voyages de Pythagore (1799)
  • Dictionnaire des Athées anciens et modernes (1800)
  • Pour et contre la Bible (1801)

Напишите отзыв о статье "Марешаль, Пьер Сильвен"

Примечания

Литература

  • Киясов С. Е. Сильвен Марешаль: Политическая биография / Под ред. И. Д. Парфёнова . - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 128 с.

Отрывок, характеризующий Марешаль, Пьер Сильвен

Я очень надеялась, что Мороне всё-таки выжил, несмотря на «таланты» Папы. Но возвращаться в подвалы побаивалась, так как не была уверена, находился ли там всё ещё несчастный кардинал. Мой повторный визит мог навлечь на него настоящую злобу Караффы, и платить за это Мороне пришлось бы по-настоящему дорого.
Оставаясь отгороженной от любого общения, я проводила дни в полнейшей «тишине одиночества». Пока, наконец, не выдержав более, снова спустилась в подвал...
Комната, в которой я месяц назад нашла Мороне, на этот раз пустовала. Оставалось только надеяться, что отважный кардинал всё ещё жил. И я искренне желала ему удачи, которой узникам Караффы, к сожалению, явно не доставало.
И так как я всё равно уже находилась в подвале, то, чуть подумав, решила посмотреть его дальше, и осторожно открыла следующую дверь....
А там, на каком-то жутком пыточном «инструменте» лежала совершенно голая, окровавленная молодая девушка, тело которой представляло собою настоящую смесь живого палёного мяса, порезов и крови, покрывавших её всю с головы до ног... Ни палача, ни, тем более – Караффы, на моё счастье, в комнате пыток не было.
Я тихонько подошла к несчастной и осторожно погладила её по опухшей, нежной щеке. Девушка застонала. Тогда, бережно взяв её хрупкие пальцы в свою ладонь, я медленно начала её «лечить»... Вскоре на меня удивлённо глядели чистые, серые глаза...
– Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь.
Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили...
О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ???
Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!