Какие черты присущи религиозному. Религия как способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения. Формы религиозного сознания

Человек в процессе взросления стремится самоидентифицироваться, осознать себя в обществе. Перед ним непременно встает вопрос, что характерно для религиозного сознания. С детства становится понятно, что существуют различные религии. Есть и те, кто ни во что не верит. Как определить чем оно отличается от национального, к примеру? Давайте разберемся.

Определение

Религиозное существует столько же, сколько человек. Богов стали придумывать тогда, когда, так сказать, слезли с веток. Конечно, разбираться, что характерно для религиозного сознания, не стоит, опираясь только на опыт древнего мира. Но и отвергать глубокие корни, на которых это сознание формируется, тоже нельзя. Дело в том, что процесс самоосознания человека вечен. Он постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на получаемые знания. Глубину проблемы сформулировал Иисус, когда раскрывал смысл храма. Согласно его словам, церковь — это общность верующих, совместно проводящих обряды. То есть религиозный человек строит вокруг себя некую реальность, в которой действуют определенные правила. Все его поступки и мысли согласуются с последними. Для того чтобы понять, что характерно для религиозного сознания, нужно раскрыть смысл формирования мировоззрения отдельно личности. Оно складывается из традиций, правил, поведенческих моделей, принятых в данном обществе. Частью этого мира является религия. С ее помощью личность учится общаться с реальностью, лежащей за гранью обыденного опыта. Существует пространство, в котором мы живем, и правила поведения в нем. Религиозное сознание касается второго, оказывая влияние посредством человека на первое.

Формы религиозного сознания

Необходимо отметить, что верования менялись в ходе прогрессивного развития человечества. В древности люди обожествляли явления и животных, воду и небо. Направления древних верований делятся на фетишизм, тотемизм, шаманизм и иные. Позже стали возникать так называемые Они охватывали большее количество людей, объединяя их. Например, китайская, греческая, индийская религии. У каждой из них собственные особенности. Суть же оставалась одной. Религия создавала определенные поведенческие правила, обязательные для всех членов общества. Таким способом в психику человека внедрялось понимание своего места в мире. Он как бы приподнимался над полуживотным существованием. Ему открывалась иная реальность, способствующая развитию интеллекта, творческому процессу. Единобожие возникло порядка двух тысяч лет назад. Оно еще больше ограничило животные введя в общество понятия греха и совести. Получается, религиозное сознание является интеллектуальной надстройкой над физическим миром, искусственно созданной реальностью, с которой должна согласовывать свои поступки личность.

Что характерно для религиозного сознания

Если внимательно посмотреть на все известные нам верования, то можно выделить в них общее. Им будут поведенческие ограничения, признаваемые сообществом. То есть, для религиозного сознания характерно восприятие Это неписаные правила, признанные всеми членами общины. Они настолько глубоко внедрены в что нарушение их является поступком из ряда вон выходящим. Религиозное сознание включает в себя веками складывающиеся традиции, правила, нормы, полезные для развития человечества. К примеру, заповедь «не убий» принята людьми, так как помогает росту населения. Пусть это выглядит приземленно, а не духовно, но любая религия вырабатывала законы, способствующие сохранению того общества, которое она объединяла. Иначе в древности было трудно выжить. Да и нынче с развитием науки и технологий не утратили своего прогрессивного смысла. К сожалению, они претерпевают изменения, не всегда полезные. Примером может послужить признание в странах Запада однополых браков. Это уже искусственно внедряемое в сознание отношение к репродуктивной функции, как ненужной, не сакральной.

Заключение

Вопросы религиозного сознания очень сложны и важны для общества. Без их осмысления невозможно гармоничное развитие личности. И пусть оно существует в некоем нереальном, мифическом мире, но позволяет нормально взаимодействовать различным людям, избегая конфронтации и катастроф.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Николаевский гуманитарный университет им.В.А. Сухомлинского

Кафедра философских наук

Контрольная работа

по предмету Философия

Факультет Психология

Проверил:

г. Николаев 2010 г.

Содержание

  • 1. Религиозное сознание
  • 2. Цинизм
  • 3. Онтология искусства
  • Литература

1. Религиозное сознание

Религиозному сознанию присущи:

чувственная наглядность,

созданные воображением образы,

соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями,

вера,

символичность,

диалогичность,

сильная эмоциональная насыщенность,

функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков ).

Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы, фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д.

Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем.

Религиозная вера . Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание этой возможности.

Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Религиозная вера - это вера :

а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования;

б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;

в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним;

г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.;

д) в религиозные авторитеты - "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисатов", "архатов", церковных иерархов, служителей культа.

Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания.

С верой связана диалогичность религиозного сознания . Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи.

Наглядная образность и эмоциональность . Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления ) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение ) формах . Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек; соответственно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переходной формой от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных жанрах, как притча, рассказ, миф, "изображается" в живописи, скульптуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начертаниям и т.д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания . Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом . Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности - тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, практические и гностические, нравственные и эстетические; в этом случае переживаются "страх Господень", "любовь к Богу", "чувство греховности, смирения, покорности", "радость богообщения", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближнему", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы", "ожидание чуда", "надежда на потустороннее воздаяние" и т.д.

Соединение адекватного и неадекватного . В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, они не "вина", а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является "абсолютно ложным": в нем есть адекватное миру содержание. Например, в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогущего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действительности данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях в них развивались естественнонаучные, логические, исторические, психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает экономические, политические, нравственные, художественные, философские воззрения . Они бывали заблуждениями, но среди них есть и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире, обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных представлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объективные связи. "Основоположения", "посылки", "доктринальные аксиомы", "главные Истины" не получили обоснования с использованием методов научного познания и в конечном счете являются предметом веры.

Языковое выражение . Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем - предметов культа, символических действий и пр. Религиозная лексика - это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы . Имена религиозной лексики можно разделить на две группы:

1) означающие действительные предметы с атрибутизированными свойствами, например "икона", "крест", "храм", "кардинал", "монастырь";

2) означающие гипостазированные существа, свойства, связи, такие, как "Бог", "ангел", "душа", "чудо", "ад", "рай".

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным и, таким образом, существующим и для индивида" На ранних стадиях язык существовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо известно христианское учение о Логосе: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1: 1,3).

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей, тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете - имя Бога "Яхве" запрещено произносить, оно заменяется другими, например, читают и говорят "Адонай" ("Мои боги").

Уровни сознания . Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный.

Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.

Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные (традиции, обычаи, стереотипы) и подвижные, динамичные (настроения). Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий, религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне - концептуализированное сознание - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций.

В ее состав входят:

1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т.д.);

2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т.е. религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-правовые, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции (теология труда, политическая теология, церковное право, нравственное богословие и т.д.);

3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.).

Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, теология (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология) состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в то же время разрабатывает правила их толкования. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. Пособие. М.: Космополис, 1994. -C.49-54

религиозное сознание цинизм искусство

2. Цинизм

Цинизм (лат. cynici - тленный (-ые): всё тленно от лат. cynis - тлен (прах)) - поведение или личностная позиция, выражающие осознанное, или демонстративное пренебрежение к определённым нравственным традициям и этическим ритуалам, как мешающим или избыточным для решения практических задач . Мировоззрение, отрицающее мотивы поведения (сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др.) как несоответствующие личному интересу. http://ru.wikipedia.org/wiki/Цинизм

Или же цинизм это - выраженное в форме издевательского глумления нигилистическое отношение к достояниям общечеловеческой культуры: - к морали; - к идее достоинства человека; - к официальным догмам господствующей идеологии и др.

Цинизм изначально включавший в себя различные философские течения группы древних греков, исповедовавших кинизм, основан Антисфеном примерно в 4-ом веке До н.э. Циники отрицали все традиции (независимо от происхождения: религиозные, нравственные, бытовые, в одежде, преследований добродетельности и др.).

Античному кинизму свойственны :

1. Критика идеализма и рационализма, неверие в высокие идеалы, в человеческий разум, в благотворную роль образования;

2. Противопоставление культуре "натуры" биологизаторски толкуемой природы; человек толкуется при этом как особый род биологического существа, для которого главным остается то же, что и для животного - продолжение своей жизни, воля к мощи, то есть стремление завоевать жизненное пространство, пищу, продолжить род, оставить потомство, вырастить детей; единственная разница между человеком и остальными животными состоит в том, что человек - особое животное, которое вынуждено создавать для нужд биологического выживания социум, государство и культуру;

3. Отрицание государства и морали; киники считают их средствами, которые используются заурядными особями для установления своего господства над сильными. Всякого рода рассуждения о божественном происхождении государства и о высоте моральных идеалов - ложь, которой прикрывается эгоизм. Необходимо возвращение к природе, к образу жизни, подобному животному. Только так человек обретет свободную, независимую, принадлежащую ему самому жизнь.

4. Разоблачение за "возвышенными" рассуждениями эгоистического интереса, неотъемлемо присущего каждому человеку как биологическому существу, составляет суть кинической (цинической) сатиры. Для кинизма характерен юмор, связанный с телесными отправлениями.

5. Отрицание общественного прогресса: общество улучшить невозможно, поскольку все люди имеют вечную и неизменную эгоистическую биологическую природу. Человек остается один и тот же во все времена. А все попытки улучшить общество оборачиваются только кровью и жертвами.

6. Лживые "гуманистические", "альтруистические", "общечеловеческие" ценности нужно заменить "естественными", причем устанавливать их должен для себя каждый человек индивидуально. Сообщество циников может быть только временным объединением эгоистов.

Главным противоречием эпохи Просвещения П. Слотердайк (родился 26 июня 1947 в Карлсруэ - современный немецкий философ.) считает столкновение просвещенного и обыденного сознания, которое и порождает современный цинизм.

"Делать худшее, зная лучшее - эта формула претендует на то, чтобы стать чем-то большим, чем просто проходным выражением; она претендует на то, чтобы выражать системный подход, стать моделью для постановки диагноза". В этом Слотердайк выявляет главную тайну цинизма - человек просвещенный оказывается всего лишь ханжой, который прикрывается высокими ценностями просветительской морали, а на деле живет в соответствии с ценностями потребительского общества, тогда как циник живет жизнью потребителя, ищет наслаждений и удовольствий, но ничуть этого не скрывает ".

К 19 веку выраженные негативные аспекты философии цинизма, легли в основу нового, сильно отличающегося понимания, о том, что цинизм - это личностная позиция или поведение выражения негатива замученными и, в основном, подвержение сомнению личных и профессиональных мотивов других людей. Слотердайк выделяет цинизм как особую форму "ложного сознания", полагая, что именно цинизм стал подлинным символом современности. (Методологически Слотердайк опирается на положения "негативной диалектики" Адорно и "фундаментальной онтологии" Хайдеггера, творчески их перерабатывая.)

Современный цинизм, как продукт масс социума - сомнение в этических и социальных ценностях, в особенности к идеализированным ожиданиям народа, социальных образований и авторитетов http://ru.wikipedia.org/wiki/Цинизм . Цинизм может выражать себя через неудовлетворенность, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного жизненного опыта. Самые доверчивые, искренние и чувствительные люди, раз за разом сталкиваясь с несправедливостью, подлостью, лживостью и лицемерием, оказываются вынуждены создавать вокруг себя оборонительную стену цинизма. Чтобы не разочаровываться - не очаровывайся .

Цинизм - это здравый анализ ситуации без субъектива. Среди циников больше реалистов, способных трезво мыслить и объективно оценивать ситуацию. Кудрявцева В.И. Культурные войны: кинизм и толерантность // Философия: вызов современности. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. С. 31-34.

3. Онтология искусства

Онтология - учение о фундаментальных принципах бытия, о наиболее общих бытийных сущностях . Проблемы, которые рассматривает онтология искусства, распадаются на два русла. Первое связано с изучением способа бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта. Т.е. речь идет об онтологическом статусе искусства, степени объективности его содержания, форм его зависимости (независимости) от воспринимающего субъекта и историко-культурного контекста. Второе - исследовательское направление в эстетике, изучающее фундаментальные принципы бытия искусства, бытийную сущность его символики.

Первоначально онтология искусства была ориентирована на изучение способа бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта, на анализ онтологического статуса искусства, степени объективности его содержания, форм его зависимости (независимости) от воспринимающего субъекта и историко-культурного контекста.

Сам по себе музыкальный текст или текст пьесы, романа есть не что иное, как объект, запечатленный в нотах, типографических знаках; статус произведения искусства он приобретает только тогда, когда актуализируется и воспринимается заложенное в нем содержание. Уже со времен И. Канта стало общезначимым заключение: распредмечивание содержания произведения возможно лишь в случае соединения интенции художественного текста с действительным опытом индивида. Более того, сам факт новых и новых приближений к уже известному произведению - инсценировки, трактовки, вариации - свидетельство его онтологической неисчерпаемости, таящихся в нем "резервов смысла". Отсюда положение, что настоящий смысл произведения искусства есть совокупность всех смыслов, для которых оно дает повод.

В 20 в. проблемы Онтология искусства активно разрабатывались в феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциализме М. Хайдеггера, структурализме Р. Барта. Главный лейтмотив их поисков в этой сфере - каким образом посредством искусства человек может прикоснуться к глубинным структурам бытия ? Какой должна быть идеальная модель художественного восприятия, преодолевающая поверхностный психологизм, очищающая восприятие от случайных (" неподлинных " ) онтологических знаков, символов ? Т.о., 20й век значительно обогатил трактовку проблем онтологии искусства. Исследование уже не ограничивается анализом ролей материального носителя произведения искусства и воспринимающего субъекта в процессе смыслопорождения. Речь идет о соотнесенности художественной символики с сущностными основами бытия.

Благодаря все новым интерпретациям произведение искусства постоянно возрождается. При этом оказывается, что власть хозяина этого текста - его автора над дальнейшей жизнью художественного произведения достаточно иллюзорна. На этом наблюдении основана известная концепция "смерти автора" Барта. Вся "множественность исторических биографий" текста, по его мнению, "фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель", "рождение читателя приходится оплачивать смертью автора" Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.1994. С.390, 391 . "Смерти автора" способствуют и возможности текста к самоорганизации: самые оригинальные авторские замыслы вступают в компромисс с надличностными языковыми формами и приемами данной культуры, самостоятельные законы рождающегося живого текста порой действуют неодолимо. Муриан И.Ф. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи // Вопросы искусствознания. 1996. № 2

Произведение искусства предполагает широкое, но не беспредельное поле для интерпретаций; художественная форма задает им определенное направление, по которому можно успешно двигаться, но только в его рамках, тогда трансформация онтологических смыслов будет подобна естественному прорастанию зерна. Условие многовековой "прочности" и открытости произведений, определяемых как классические, заключено в таком качестве художественной формы, как полисемия, многозначность. Именно на этом основывается нередко звучащее утверждение, что художественный мир может ощущаться как более подлинный, чем реальный. Сгущение художественной символики образует такой ландшафт, который онтологически воспринимается как более богатый, чем мир обыденный. Через особую конфигурацию ключевых символов, повторяющихся "эмблем" и лейтмотивов проглядывает всепорождающая стихия бытия. На достижение такого эффекта, по сути, и претендует любой художник: не выражать собственное мнение, но быть "глаголом универсума". Его экзистенциальная тоска во многом и выступает как побудительный мотив творчества, позволяющий искусству осуществить прорыв сквозь устоявшиеся мифологемы и рутинный порядок в непредсказуемые глубины космоса, в новые пласты бытийного смысла. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1997,С.153

Очевидно, тайна притягательности великих мастеров - в умении всестороннего воссоздания глубинной онтологической стихии бытия, так или иначе стирающей границы между низменным и возвышенным, тривиальным и прекрасным, натуральным и волшебным, и, в конечном счете, между человеческим и божественным. Лев Толстой сказал однажды: "как бы хорошо написать художественное произведение, в котором ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо" Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.53.М.-Л.1953.С.187. . Помимо архетипичности общечеловеческих сюжетов очень важно, что они оказываются наполнены и воплощены классиками стереоскопично. Такого рода многозначность, диалогичность, антиномичность любого классического произведения - один из мощных источников его притягательности. Рембрандт, к примеру, написав десятки автопортретов, показывает многоликость себя как человеческого существа. То он предстает беспечным кутилой, то солидным бюргером, то одержим гамлетовской рефлексией. Почти на тридцати своих автопортретах, Рембрандт предстоит и как и простоватый, и как мудрый, непричесанный и элегантный, любящий и холодный, смеющийся и серьезный. Фактически, этой цельностью и всеохватностью произведение способно спорить с самой реальной натурой.

Именно отсюда исходит правота нередко звучащего утверждения, что художественный мир может ощущаться более подлинным, чем реальный. Сгущение художественной символики образует такой ландшафт, что онтологически он воспринимается как более богатый, чем мир обыденный. То есть художественное переживание становится средоточием более обостренного переживания наличного мира. Через особую конфигурацию ключевых символов, повторяющихся "эмблем" и лейтмотивов проглядывает всепорождающая стихия бытия. На это, по сути, и претендует любой художник - быть не своим собственным глашатаем, но "глаголом универсума". Его экзистенциальная тоска во многом и выступает как побудительный мотив творчества, позволяющий искусству осуществить прорыв сквозь устоявшиеся мифологемы и рутинный порядок в непредсказуемые глубины космоса, в новые резервы бытийного смысла. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995, С.94

Онтологический парадокс художественного содержания состоит в том, что с одной стороны художественная символика скрывает от нас вещество жизни, её надо разгадать, десимволизировать, чтобы за тканью художественного смыслостроительства разглядеть первейшие импульсы мироздания. С другой стороны, человеческие смыслы бытия, выражаемые искусством, принципиально нередуцируемы, т.е. не могут быть переведены с "зашифрованного" языка искусства на язык уже освоенных понятий. За маской языка искусства таится и угадывается стихия бытия, вне этого языка невыразимая. С учетом этих сложных противоречий строится методология современных исследований "онтологических сгущений" художественного текста, позволяющая высветить его центрирующие эмблемы, подспудный смысл-каркас, задающий тон повествованию и сказывающийся на всех его уровнях. Дмитриева Н.А. К проблеме интерпретации. Мир искусств. М.1995.С.24

Литература

1. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. Пособие. М.: Космополис, 1994., 118с.

2. Кудрявцева В.И. Культурные войны: кинизм и толерантность // Философия: вызов современности. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007.96с.

3. http://ru. wikipedia.org/wiki/Цинизм

4. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995, 236с.

5. Муриан И.Ф. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи // Вопросы искусствознания. 1996. № 2

6. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1997, 354с.

7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. 1994.,505с.

8. Дмитриева Н.А. К проблеме интерпретации. Мир искусств. М. 1995.,215с.

9. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.53.М. - Л. 1953.,489с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Цинизм как социокультурное следствие диверсификации имманентного (по модели П. Слотердайка). Типы социальной идентификации. Трансцендентальная аналитика в оптике социального. Этика дискурсивного (Аппель, Хабермас). Глобализация как экспорт негативного.

    диссертация , добавлен 28.08.2014

    Предпосылки и условия возникновения религиозного сознания. Становление и эволюция представлений о сверхъестественном. Религиозное сознание: объект отражения, особенности и специфика. Современное религиозное сознание: консерватизм и тенденции изменения.

    реферат , добавлен 21.03.2013

    Историческое развитие понятия сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Индивидуальное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

    реферат , добавлен 28.11.2004

    Исторические типы мировоззрения. Принципы решения мировоззренческих вопросов в мифологии. Религия, религиозное сознание и религиозное отношение к миру. Отношение человека к миру. Возникновение философии как мировоззрения. Основы научного мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2011

    Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Повседневное, религиозное, философское и научное мировоззрение. Предмет и функции философии. Онтология, гносеология, методология. Соотношение сознания и материального мира. Наивный и метафизический материализм. Первые философские школы Древней Греции.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Реальность некоего существования, которое предшествует знанию, идее, мысли, мышлению, рациональности. Присущие сознанию характеристики, свойственные потоку. Логическая иллюзия, что логик может быть много.

    статья , добавлен 08.04.2007

    Исследование основных принципов феноменологической философии. Изучение понятия феноменологической редукции. Интенциональный акт. Особенности интенционального подхода к сознанию. Эдмунд Гуссерль о кризисе европейской культуры. Понятие "жизненного мира".

    реферат , добавлен 28.10.2014

    Основные категории философии дизайна, его функции с позиций современного общества; классификация, содержание. Онтологическая взаимосвязь дизайна, природы, общества и человека в системе культуры; выражение и реализация гуманистической ориентации искусства.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Понятие онтологии как раздела философии. Рассмотрение всеобщих основ, принципов бытия, его структуры и закономерностей. Исследование категориальных форм бытия Аристотелем, Кантом, Гегелем. Ценностное отношение, формы и способы отношения человека к миру.

Уровни сознания

Язык религии и диалогичность сознания

Соединœение адекватного и неадекватного

Наглядная образность и эмоциональность

Символичность и аллегоричность

Эволюция, формы, черты

План

Религиозное сознание

Лекция 5

Во всœех областях духовной жизни систематизирующим выступает соот­ветствующий вид сознания - прежде всœего именно он прочерчивает относи­тельную границу каждой из этих областей. Это полностью относится и к ре­лигии,

Религиозное сознание рассматривается не только в философии религии, но и в социологии, психологии, феноменологии, истории религии. В филосо­фии религии оно исследуется под углом зрения его эволюции и форм в кон­тексте развития сознания как высшей, свойственной только человеку духов­ной функции; выявляются черты религиозного сознания, осуществляется гносœеологический анализ.

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верова­ний в рамках первобытной мифологии. Исторически первым способом ос­воения мира было мифологическое сознание.

Мифологию образует совокупность мифов, а миф (греч. - речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) представляет собой духовное воспроизведение действительности в виде сообщения, повествования, персо­нажи и события которого признаются объективно существовавшими или су­ществующими. Мифология возникала стихийно в условиях общинно-родо­вого строя как результат коллективного творчества и осваивала мир в форме наглядно чувственных образов. Обобщение, общее принимает форму инди­видуально-типического. В мифе слитно представлено интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к миру - осмысление, вчувствование, воление. Мифы находили выражение в изобразительной форме, пении, танце, пантомиме, ритуале.

В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внешней при­роды; индивидуальное сознание не вычленено из группового; не различаются Образ и предмет, субъективное и объективное; принципы деятельности не отделœены от деятельности; совершающееся в сознании принимается за объ­ективно происходящее. Нерасчлененный коллективизм первобытного обще­ства переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой об­щинœе, путем олицетворения и антропоморфизации. И наоборот - человек, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т. д.). Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять ные свойства за данной вещью развита слабо. Недостаточно сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Указан­ные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет по его свойствам, стадиям развития, нахождению в про­странстве, ракурсам восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, предметам природы и людям и т. д.) приписывается одинаковое имя. С этим связаны полисеман­тизм и метафоричность мифологического сознания и языка. Значительное место в мифологическом сознании занимают бинарные оппозиции и их раз­рушение: небо - земля, свет - тьма, правое - левое, мужское женское, жизнь - смерть и пр. Дуальные оппозиции снимаются ходе медиации - замены ис­ходного противопоставления некоторыми производными образованиями с привлечением случайных фактов и конструируемых произвольно, с помо­щью ассоциации отношений. Выраженное в слове содержание мышления приобретает характер непосредственной действительности. Внушающий фактор речи обусловливает неосознанность и неотвратимость передачи и ус­воения мифа. На ранних стадиях развития сознания мифология была единст­венно возможным универсальным способом духовного освоения мира и син­кретически соединяла реалистические знания, художественные образы, рели­гиозные верования, социальные нормы и образцы. В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию. К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм, магию, аниматизм, анимизм и др. Фетишизм (порт, feitico - зачарованная вещь) представляет собой веру в на­личие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующее почитание этих предметов. Фетишами становились самые разнообразные природные вещи - камень, кусок дерева, клык зверя и т.д., а впоследствии и искусственно изготовленные предметы; фетиши призваны исцелять, предохранять от врагов, болезней, порчи, помогать на охоте и т.п. Тотемизм (от слова “ототеман” - на языке североамериканских индейцев “род его”) - это вера в существование родства между родом, фратрией, пле­менем и определœенным видом животных или растений и вытекающие из этой веры поведение и ритуалы. С тотемизмом связано появление соответствую­щих этнонимов - “род льва”” “племя орла”, “род медведя”- и пр.; Тем са­мым тотемизм задавал признак этнической принадлежности. Магия (греч. mageia- колдовство, чародейство) - вера в наличие каузативной (причи­няющей) связи между определœенными реальными действиями людей и неко­торыми событиями, реальными или ирреальными, и вытекающие из этой веры ритуальные процедуры. Виды магии многообразны: производственная, метеорологическая, предохранительная, вредоносная, военная, лечебная, лю­бовная и др. Аниматизм (лат. animatus.- одушевленный) представляет собой веру в единую безличную силу, проявляющуюся в природе, управляющую событиями в ней и влияющую на жизнь человека. В разных регионах и у раз­ных племен представления об этой силе варьируются и, естественно, полу­чают неодинаковое наименование - мана, оренда, вакан и т. д. Анимизм (лат. anima - душа, animus - дух) есть вера в некие духовные феномены - души, духов, заключенные в материальных предметах или существующие отдельно от них.

В ходе социальной дифференциации, по мере разделœения труда, станов­ления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от невыделœения человека из природы к выделœению, от невычленения инди­видуального сознания из коллективного к вычленению, от неразделœения об­раза и предмета͵ субъективного и объективного к разделœению и т.д. Заверша­ется мифологическая стадия развития сознания, миф перестает быть универ­сальным и единственным способом объяснения действительности. Вместо первоначального - диффузного, синкретического, мифологического - ком­плекса появляются религия, философия, искусство, мораль, политика, право, научные знания.

Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпос сказке, дру­гие служат материалом, ассимилируемым религией, искусством и т. д. Од­нако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне.В условиях позднеродового строя прежде безличные души наделя­ются именами, за ними закрепляются функции определœенных видов деятель­ности и управление ими. Складывается полидемонизм (греч. polu - много, daimon - божество, низшее божество, дух), внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покро­витель инициации, приобретающий черты племенного бога. Племенные боги были ограниченными по радиусу действия и ограничивали друг друга. Обра­зование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловли­вало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Он стано­вился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчинœенных входили боги других племен. Рождается политеизм (греч. много- бог(teos), буквально - многобожие) - религиозное представление о существовании нескольких или многих богов, проникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений - понятий, сознание получило возмож­ность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений - понятий, сложи­лись фигуры богов, действующих в областей природы и общества. Но и об­раз бога, поле деятельности которого распространялось на несколько сфер действительности, предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. Ныне политеисти­ческими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство.

По мере разделœения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются политеистические сис­темы. Складываются супремотеизм (лат. supremus - сверх, над; греч. teos; - бог) - почитание многих богов, при главенстве одного; генотеизм (греч. ev- одно, teos; - бог) - признание существования множества богов, но по­читание одного. У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. monos;- один, единственный, teos - бог, буквально - од­нобожие) - представление о существовании единственного бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других об­разовывались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделœения труда; постепенно формировались образы богов, управ­ляющих несколькими секторами природы и общества (видовые и родовые представления - понятия); наконец, складывалась фигура Бога, контроли­рующего всœе многообразные природные и общественные явления. В ходе ум­ственного развития из многих более или менее ограниченных и ограничи­вающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий. Таковыми являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм.

Многие представители иудео-христианской традиции, а также светского зарубежного и отечественного религиоведения специфическим/главным, оп­ределяющим, всœеобщим признаком религиозного сознания считают веру в сверхъестественное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуют так: сверхъестественное, по мнению верующих и богословов, - это нечто, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных зависимостей. Нет ос­нований считать веру в сверхъестественное присущей всœем религиям на лю­бой стадии их эволюции, поскольку это не соответствует фактам. На ранних этапах развития сознание еще не было способно сформировать представле­ния и, соответственно, различить естественное и сверхъестественное. Не присуща вера в сверхъестественное и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т. д.). Делœение на естествен­ное и сверхъестественное разработано в иудео-христианской традиции, но и в христианстве эта дихотомия принимается не всœеми мыслителями и, как по­казывают социологические исследования, часто не доходит до обыденного сознания многих верующих.. Не следует полагать, что у религиозного созна­ния есть какой-то только ему присущий признак. Своеобразие этого сознания - в совокупности, комбинации, корреляции и субординации черт, Религиоз­ному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные вообра­жением образы, соединœение адекватного действительности содержания с ил­люзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоцио­нальная насыщенность, функционирование посредством языка религии. На­званные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны искусства, ил­люзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указан­ные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их кор­реляция и субординация в нем. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Нередко вера вообще отождествляется с религи­озной. При этом не всякая вера есть вера религиозная, последняя живет благо­даря.наличию особого феномена в психике человека. Слово “вера” соотносят с лат. veritas - истинность; действительность, сущность; истина, правда; правдивость, откровенность, прямодушие, честность, беспристрастность; а также - с лат. verus; - истинный, на истинœе или действительности основан­ный; ствителышй, настоящий; неподдельный, непритворный, искренний; на разуме, нравственности основанный, разумный, справедливый; правдивый, заслуживающий доверия, честный. Подобные значения сохраняются в ро­мано-германских языках. Близко к указанным и древнерусское значение слова - верование, правда, присяга, клятва, верность. Вера в кого - что или кому - чему есть особое состояние психики индивида, группы, массы (веря­щих субъектов), выражающееся в твердой убежденности, несомненном дове­рии и надежде. В качестве предметов веры могут выступать: достижение цели в отдельных видах деятельности и смысла жизни вообще, наступление какого-то события, реализация определœенного поведения “Я” и других, ис­тинность восприятия, представления, гипотезы, теории и т. д. при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, о конечном итоге развития событий, о реализации на практике пред­полагаемого поведения и отношений людей, о результатах проверки адекват­ности выдвигаемых гипотез и теорий и т. д. В вере содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, при наличии альтернативы, возможностей направ­ленности “движения” указанных (и других) предметов веры, когда имеется известная степень реальности достижения желаемого. В случае если поставленная цель достигнута͵ прогнозируемое событие совершилось, чаемое поведение реализовалось, истинность гипотезы доказана и т. д. или стало ясно, что всœе это неосуществимо, или результат оказался отрицательным, то вера угасает. Она возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, других “Я”, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Вера представляет собой ценностное отношение к своему предмету, образует сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов, хотя, конечно, чувства играют в ней большую роль. Вера соединяет в себе осознанное и неосознанное, рацио­нальное и иррациональное, элементы “вершинной” и “глубинной” психоло­гии; она тесно связана с интуицией, озарениями. Могут использоваться раз­личные способы обоснования веры, однако в полной мере она рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена. А во многих случаях субъект веры считает, что она вообще не требует доказатель­ства и проверки. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, дей­ствие человека в соответствии с ней сопровождается риском. Несмотря на это, она выступает важным фактором интеграции индивида, группы, массы, действенным стимулом их решимости и активности. Содержание веры раз­лично в разных областях ее функционирования, связано с предметом кон­кретного действия. Она находит выражение по существу в любой сфере жиз­недеятельности людей: экономической (в успех продажи произведенного продукта), политической (в харизматического политического лидера), моральной (в силу нравственных идеалов, образцов, норм), художественной (в совершение в действительной жизни показываемых на экране событий), научной (в благотворные послед­ствия клонирования человека), религиозной (в чудо), философской (в суше­ствование Мирового Разума) и, конечно, в обыденном существовании. В ис­тории философии и теологии вера рассматривалась и контексте проблем со­отношения ее с разумом (рассудком), знанием, истиной, мнением, сомнением - при различном решении этих проблем. Религиозная вера - это особое со­стояние психики религиозных индивида, групп, общностей (верующих субъ­ектов), выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповеда­ния соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о религиозной вере и ее содержании (в кого - что или кому - чему верить); в разных религиях эти учения приобретают свое­образие. Религиозная вера им основы и предпосылки в отношениях несво­боды и зависимости и в то же время включает стремление превозмочь эти отношения. Она обеспечивает целœе- и смыслополагание, имеет для верующих ценностное значение. Религиозная вера соединяет в себе когнитивный, эмо­циональный и волевой элементы, но, как правило, превалирует чувства. Ког­нитивный компонент образуют представления, образы, понятия, вероучи­тельные утверждения, дог ты соответствующей религии: буддизма, христи­анства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, иудаизма, инду­изма и т. д. При всœем разнообразии содержания когнитивного элемента в раз­ных религиях и конфессиях, в религиозной вере можно делить нечто общее. Она есть вера: а) в объективное существование гипостазированных (греч. wcootamc; - подставка, основание, сущность) существ, атрибутизированных (лат. attribuo - уделять, наделять, давать) свойств и связей, а также образуе­мого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность обще­ния с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение каких-то событий, о которых рассказывают тексты, в их повторяемость, в наступление ожидае­мого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты - отцов, учителœей, святых, пророков, харизматиков, бодхисаттв, архатов, церковных иерархов, служителœей культа. Религиозная вера оживотворяет весь религиоз­ный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирования в религии, Неосуществляющиеся в эмпирическом существовании людей пере­ходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от жизни до к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несво­боды к освобождению и т. д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. В истории религий велись постоянные споры о соотношении веры и разума, веры и знания. Так, в христианской теологии сложились сле­дующие представления о соотношении веры и разума в постижении религи­озных истин: 1) “верую, ибо нелœепо” (необоснованно приписывается Тертул­лиану); 2) “верую, чтобы понимать” (Августин Аврелий); 3) “понимаю, чтобы веровать” (П. Абеляр); 4) гармония веры и разума с приоритетом веры (Фома Аквинский); 5) “умное делание” (Симеон Новый Богослов).

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем. Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные авторитеты "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисаттв", "архатов", церковных иерархов, служителей культа. Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи. На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ (вера в которых составляет сущность религии), т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается. По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей со сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, то главной функцией религии является ценностная ориентация . Другими словами, религия открывает для человека высшие ценности – святыни и тем самым указывает дорогу туда, где он становится более совершенным. Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека: - они создают такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние ; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре; - в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего; - формулируют важнейшие нравственные требования к человеку; - через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему; - определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности – добродетелей и пороков, - разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних. Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали наибольшее влияние на моральное развитие человечества. Библия в качестве основного фактора, обусловившего почти полное исчезновение в мире монотеизма и появление различных примитивных и уродливых религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Апостол Павел, например, в послании к Римлянам писал по этому поводу: "Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - (потому) и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца " (Рим. 1, 21-25). Этими словами вскрывается психологическая основа и последовательность той духовной деградации, которая происходит с человеком и народом при развитии в нем "душевного " (1 Кор. 2, 14), "ветхого " (Еф. 4, 22), т.е. языческого начала и подавления образа Божия. В данном случае Апостол пишет лишь об одном из видов язычества, наиболее распространенном в Римской империи. Но причины, указанные им: гордость и неблагоговение к Богу ("не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили "), неверие, сосредоточение всех сил на целях только земной, временной жизни ("осуетились в умствованиях своих "), нравственная нечистота, распущенность ("в похотях сердец их ") (ср.: Лк. 4, 1-13; Ин. 2, 15) привели к возникновению и других многочисленных видов язычества. Многообразие религий объясняется и тем известным психологическим фактом, что, практически, любое явление, как мира внешнего, так тем более внутреннего, духовного, различно воспринимается и объясняется разными людьми. При этом различие в понимании многократно увеличивается при несовпадении объемов информации. Это особенно ярко проявляется в религии, поскольку главнейшим положением ее учения является Бог, в зависимости от понимания Которого существенно меняется и все ее содержание. Но Бог - это не внешний объект, подобный прочим, а вездесущий и "внутрь" человека пребывающий разумный Дух-Любовь, как говорит о Нем христианское Откровение (Лк. 17, 21), и восприятие Его обусловлено, в первую очередь, степенью духовной чистоты человека. Библия об этом говорит достаточно определенно: "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды " (Прем. 1, 4-5). "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (Мф. 5, 8).