Форма религии анимизм. Что такое анимизм? Определение и понятие. Анимизм в психологии

Что такое анимизм, многие учёные сходятся в определении. Это вера человека в существование духов, в нетленность души, в одушевлённость природы. Термин «анимизм» пришёл из латинского языка, от слов «animus» — дух и «anima» — душа. Прародители анимизма учат, что душа – это жизненное начало, лежащее в основе жизненных процессов, первоначальная стадия в развитии всех типов религии.

Спиритические сеансы, представляющие собой яркое проявление анимизма, основаны на разделение бренного тела и его нетленной души, на возможности души общаться с другими людьми, если человек – носитель духа находится в ином мире.

Эпоху анимизма предвосхищали магия, аниматизм, одушевление природы, первобытный мистицизм. Научность анимизма существовала недолго, и была развенчана сообществом учёных как необоснованная и несостоятельная. Основной аргумент — узость взглядов, так как любые религии не исчерпываются верой в существование и магнетизм души. Современная наука понимает анимизм как верование первобытных племён, дошедшее в чистом виде до ХХ века.

Анимизм в современной России

На огромных российских пространствах Сибири и дальнего Востока многие малые народности сохранили анимистические мировоззрения. Когда и почему возник анимизм, для них не играет никакой роли. Просто они испокон века живут по своим традициям и жизненным устоям. Нанайцы, орочи, удэгейцы, хакасы, эвенки, ханты проповедуют анимизм, не задумываясь о времени и причинах его возникновения, для них это образ жизни, доставшийся им от их дедов и прадедов.

Учёные считают анимизм достаточно стройной и логичной системой, включающей основополагающие идеи о продолжении жизни человека после его физической смерти. Из истоков анимизма идёт утверждение о существовании потустороннего мира параллельно с реальным физическим миром. Анимисты уверены, что их души после смерти или активно действуют в физическом мире, вселяясь в других людей, или отправляются в загробный мир.

Ритуалы современных анимистов имеют цель задобрить духи, чтобы они не вредили людям. Эти ритуалы основаны на древних обычаях приносить жертвы духам, посвящать им добрые дела и воинские победы.

Ключевая идея анимизма - переселение душ умерших людей в детей, животных или растения. Анимистические взгляды в современном мире воплощены в идеях эзотерического учения, некоторые религии признают существование духов, их влияние на материальный мир.

Вопрос о происхождении религиозных представлений интересует многих. Появилась ли религия сразу в современном виде? Сложился ли уже в первобытном обществе культ сверхъестественных существ - Бога или многих богов? Безусловно, нет. Религия, как все общественные явления, менялась и развивалась, пройдя долгий путь до современного состояния. Однако в наши дни в религиоведении стала общепризнанной точка зрения, что у человечества не существовало безрелигиозного периода. С тех пор, как сложился сапиентный человек, он имел представления о неких высших по отношению к нему силах, с которыми пытался установить определенные отношения. Более того, получается, что сами доказательства наличия сознания и абстрактных представлений более всего обнаруживаются в своеобразных прарелигиозных идеях и деятельности древних людей. Время их появления совпадает со временем, когда сложился современный человек (Homo Sapiens), сформировалась родовая организация - приблизительно от 40 тыс. лет – 18 тыс. лет назад (поздний палеолит).

Доказательства религиозных представлений:

1. Это погребения, связанные с культом. Найдены скелеты с различным инвентарем, украшениями; многие из них окрашены охрой, что, видимо, связывалось с представлением о крови, которая является признаком живого. Из этого следует, что складывались представления о том, что умерший каким-либо образом продолжает жить.

2. Появляются многочисленные памятники изобразительного искусства: скульптура, живопись в пещерах (наскальные рисунки). Некоторые из них имеют определенное отношение к религиозным представлениям и обрядам. Эти наскальные рисунки были обнаружены в конце XIX – нач. XX веков. На этих рисунках хорошо изображены животные, а люди – схематично, чаще как фантастические зооантропоморфные фигуры либо люди, наряженные в звериные маски. Встречаются женские статуэтки, которые, по мнению исследователей, изображали хозяйку огня, очага. Следы подобного образа сохранились в мифологии народов Сибири.

В конце палеолита (закончился приблизительно 10 тыс. лет назад) изображения животных и людей пропадают, появляются рисунки более схематичного стиля. Возможно, они связаны с религиозно-мистическими представлениями. Распространена раскрашенная галька (с геометрическим рисунком) – видимо, тотемические эмблемы. Изменения в неолите (8 – 3 тыс. лет назад) выражаются в том, что погребения становятся более многочисленными, но однообразными. В могильниках находятся предметы обихода, украшения, посуда, оружие. В захоронениях видно неравенство. Практикуется и трупосожжение, объяснения ему нет. Религиозные верования остаются неясными. Социальной основой культа был материнский род, почитались женские божества.

Определенно можно сказать о том, что существовал комплекс представлений, который собирательно именуют первобытными верованиями. Главный источник наших знаний о них – общение с племенами людей, оставшихся на уровне развития родового строя, живущих в труднодоступных местах Америки, Австралии, Африки, островах Океании. Каковы эти верования?

Анимизм и аниматизм

Одно из первых – это анимизм (от лат. animus - душа). Представляет собой веру в души и духов: души есть у живых людей и умерших предков, они олицетворяют силы природы. Особенно разнообразен и многочислен сонм духов природы. Духи стихий могли быть и доброжелательные, и враждебные, угрожающие благополучию людей. Поэтому им приносились жертвы, чтобы задобрить, расположить к человеку.

Один из первых исследователей первобытной культуры и религии англичанин Э. Тейлор (1832 – 1917 гг.) считал, что именно вера в существование духовных сущностей, представляет собой тот «минимум религии», ее «первую клеточку», с которой начинаются любые религиозные представления. На мысль о существовании души, как особой субстанции, от которой зависит жизнь человека, первобытного дикаря могли навести такие явления как сновидения, потеря сознания, смерть. Представления о душе ведут к вере в загробную жизнь.

Следствие анимизма - одухотворение всей природы, антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид) – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) явлений природы, животных, предметов, а также представление Бога в человеческом образе. Одушевленными представлялись как живые существа (включая растения), так и предметы неорганической природы: камни, водные источники, звезды и планеты. Считалось, что их связывают те же кровно-родственные отношения, какие господствуют в человеческом сообществе (племени, роде). Так, например, Солнце и Луна – это брат и сестра - говорится во многих мифах.

Однако дальнейшее изучение сохранившихся первобытных племен опровергло теорию Тейлора об анимизме как первоначальной форме религиозных верований. Английский антрополог Р. Маретт (1866 – 1943 гг.) выдвинул теорию аниматизма (от лат. animatus – одушевленный), которая свидетельствует об ином характере ранних религиозных представлений.

Аниматизм – это вера в безличную, сверхъестественную, нематериальную силу, которая действует во всех предметах и в некоторых людях. Может использоваться человеком для добрых и злых дел. Меланезийцы еще не имели понятий о душах и духах, они объясняли одушевленность предметов и животных действием этой силы. Её называют «мана» («сила») в Меланезии и Полинезии, а у американских индейцев - «оренда», но она может и не иметь названия. По отношению к мана действует табу: не сметь легкомысленно, нечестиво приближаться.

Другое название теории Маретта - динамизм. В современном религиоведении признается доказанным факт, что представления о «мана» древнее веры в души и духов.

Тотемизм

Тотемизм (от слова «ототеман», что означает «род его». Пришло от североамериканских индейцев оджибве) - вера в существование родственной связи между группой людей (родом, племенем) и каким-либо видом животных, реже – растений, но возможно и каким-либо предметом или явлением природы. Этот вид животных (растений и пр.) назывался тотемом и был священным. Будет неверно назвать его божеством, это близкий родственник, предок. К тотему нельзя было прикасаться, его нельзя убивать, есть и приносить какой-либо вред или оскорбление. Случайно погибшее животное-тотем хоронится и оплакивается как соплеменник. В празднествах, посвященных тотему, ему воздаются почести как прародителю. Тотемизм был повсеместен. Тотем давал название всему роду (племени), все члены его называют себя «медведи» или «черепахи», ощущая единство, родство. Как подчеркивают исследователи тотемизма, это не физиологическое родство, но социальное, чувство неразрывной связи с коллективом, без которого человек не может существовать и с которым полностью себя идентифицирует. Тотемизм представлял собой форму противопоставления рода и всего, что с ним связано, остальному миру, был формой выделения человечества из окружающей среды. Люди уходили от полной слитности с природой, которая характерна для животных, но субъектом здесь являлся не отдельный человек, а вся первобытная коммуна.

У первобытного человека еще нет индивидуализма, он не отделяет своих интересов от интересов рода. Сила рода (племени) ощущается как сила индивида, все решения - общепризнанны, разделяются всеми без исключения. Естественным результатом такого мировоззрения является кровная месть - за вред, убийство, оскорбление, нанесенные своему соплеменнику (тотему) человеком другого рода-племени мстит любой (или каждый). При этом месть распространяется не только на обидчика, но на любого человека из его рода.

Тотемизм выражает также сопричастную связь со своей землей, ее флорой и фауной, жизнь без которой немыслима для первобытного человека. С точки зрения современного человека вера в то, что люди произошли от какого-то вида животных, тем более растений, представляется достаточно нелепой. Тем удивительнее обнаружить, как велика была социальная роль тотемизма.

Тотем изображался на гербе племени, служил объектом почитания, а самое главное – он был основанием для создания целого ряда табу. Табу – это запреты, нарушение которых карается смертью. Именно тотемизм лежал в основе ритуалов, обрядов и праздников древних родов, именно тотемические столбики и дощечки обязательно находят этнографы на местах стоянок первобытных людей, отмечая их разнообразие. Орудия труда не претерпевали таких изменений, как культово-обрядовая сторона жизни людей.

Одним из известных обрядов тотемистского общества является обряд инициации. Проводятся испытания, в которых юноши должны показать свою силу, ловкость, способность переносить боль. В результате этого обряда они переходят в разряд взрослых мужчин – охотников, воинов со всеми их правами и обязанностями. Как мы видим, здесь не возникает проблема социализации; инфантильность, непонимание своей социальной роли исключены. Решаются задачи воспитания и воспроизведения социальной структуры, укрепления нормативного порядка. Этот обряд был праздником, на время которого прекращались распри с другими племенами, в нем участвовали все члены племени. Правда, присутствие на некоторых из этих соревнований были запрещены для женщин. Взрослые передавали юношам знания (мифы), которые должны быть известны только мужчинам племени. Существовали и инициации для девушек.

Еще несколько слов о системе табу, строившейся на тотемизме. Она представляет собой важнейшее культурное явление: систематизацию мира с точки зрения человеческих ценностей. Мир культуры исключает хаос, в нем все наполнено смыслом и гармонизировано: есть высшее, доброе, похвальное, а есть низменное, злое, что подвергается осуждению, табуируется в культуре. Есть запретные (для древнего человека часто ассоциирующиеся с нечистотой) вещи, действия, слова, места, животные, люди. Табу было тесно связано с магико-религиозным понятием чистота - скверна. Нарушая табу, человек становился нечистым. А все, что «нечисто» табуировалось. Например, нечистые животные и растения - пищевые табу. Мир иерархизирован, в нем есть небесное и земное, верх и низ, святое и греховное, чистое и грязное и т.п. Каждая вещь, явление должны иметь свое строго фиксированное место. Складывался социо-космический порядок, границы между разными классами вещей табуировались. Основой для такого упорядочивания мира выступал миф.

В укладе первобытных родов и племен можно выделить три вида важнейших табу, которые определяли отношения между людьми:

1) Не убивай свой тотем. Это означало запрет не только на убийство зверя - тотемного предка, но – самое важное – на убийство соплеменника. Ведь все люди данного рода (племени) назывались по имени животного-тотема. Они чувствовали себя кровными родственниками. Убивать людей другого рода не возбранялось, все моральные нормы распространялись только на «своих».

2) Не поедай свой тотем. Священное животное (растение) не употребляли в пищу. Наряду с запретом на поедание тотема существовало множество иных пищевых запретов, нарушение которых также табуировалось.

3) Не вступай в брачные отношения со своим тотемом. Брачные отношения между мужчинами и женщинами одного рода запрещались. Как показывают исследования этнографов, антропологов на начальной стадии формирования человеческого общества существовал экзогамный брак – женщины и му жчины рода вступали в брачные отношения только с представителями другого рода. Родство шло по материнской линии, дети оставались в роде (племени) женщины, воспитывали их совместно. Получалось, что мужчины воспитывали не своих родных детей, а их дети жили в другом роду. Такая система отношений исключала соперничество между мужчинами рода, их борьбу за женщин. Складывалась взаимопомощь, сотрудничество, чувства и отношения мужчин и женщин становились более человечными, они уходили из-под власти чисто физиологического влечения. Экзогамный брак мог сложиться, т. к. люди в те времена не знали о наличии причинно-следственной связи между физической близостью и рождением детей. Они считали, что дети рождаются в результате того, что дух тотемного предка входит в тело женщины 1 . Отголоски подобных взглядов мы обнаруживаем в мифах о зачатии от животных, от богов, превратившихся в животных, или от природных стихий (например, оплодотворение Данаи Зевсом, превратившимся в золотой дождь), в идее о непорочном зачатии Будды, И. Христа и др. Эти мотивы встречаются во многих религиях.

Интересно отметить, что запрет на убийство и поедание животного-тотема имел одно важное исключение. На празднествах, посвященных тотему, кульминационным моментом являлся торжественный обряд жертвоприношения тотема и вкушения его плоти, что давало людям переживание своего единства, родства. Это ритуальное убийство и «пиршество» сопровождалось всеобщей оргией, на время которой отменялось внутритотемное половое табу. Причем нарушение табу вменялось в ритуальную обязанность каждому члену рода (племени) 2 .

Говоря о древних запретах, следует подчеркнуть, что табу касалось не только нечистого, осуждаемого, нарушающего порядок. Табуировались и священные силы, предметы, действия, люди. Так, требовалось проявлять благоговение к вещам, признаваемым священными, наделенными особой силой или духом, проявлять пиетет по отношению к старшим по возрасту и социальному положению - не сметь насмехаться, бранить и т. п.

Многочисленны проявления тотемизма в верованиях древних народов: это культы священных животных (например, кошек, быков - у египтян, коров – у индусов), изображение своих богов в образе полу-людей - полу-животных (например, египетская богиня любви и веселья Бастет с головой кошки), образ кентавра (полу-человека – полу-коня) в греческой мифологии, сфинкса – у египтян и греков; мотив превращения людей в животных и мн. др.

Фетишизм

Фетишизм (от португальского «fetiso», что означает «амулет, магическая вещь») - почитание неодушевленных предметов, которым люди приписывают такие свойства, как способность исцелять, предохранять от врагов, несчастий, порчи и сглаза, вызывать любовь. Впервые такой вид верований был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке в XV в. Позднее выяснилось, что подобное представление существует у всех первобытных народов. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший чем-либо воображение человека. Это мог быть камень необычной формы или кусок дерева, часть тела животного (зубы, клыки, кости, высушенные лапки и т. п.). Позднее человек стал сам изготовлять фетиши в виде деревянных, каменных или костяных фигурок, золотых изваяний. Создавали как маленькие, так и большие фигуры, называемым идолами, им стали поклоняться, как божествам, считая, что в них обитает дух божества. За невыполнение своих просьб могли наказывать такого идола, избивая плетьми.

Фетишизм живет в современных представлениях об охраняющей силе амулетов и талисманов, целительном или губительном воздействии драгоценных, полудрагоценных камней и т. п.

Магия

Следующий важнейший элемент в комплексе первобытных верований – магия. Слово «магия» происходит от греческого «mageia», что означает «колдовство», «волшебство», «чародейство». Можно определить магию как действия и обряды, призванные повлиять на явления природы, животных и человека для достижения конкретных практических результатов.

В основе подобной магии лежат представления о необходимых связях между явлениями, которые знает маг и использует, как бы «заводя пружины», включая механизм действия, который с необходимостью приведет к нужному результату. Детальное изучение магии было проведено шотландским этнографом, религиоведом Д. Фрэзером. Он обобщил результаты своих исследований в книге «Золотая ветвь» 1 , проанализировав различные виды магии и магической практики разных народов, начиная с древности и заканчивая современностью. Самое главное – Д. Фрэзер попытался проникнуть в суть магической деятельности, уяснить ее принципы и внутреннюю логику.

Выводы Фрэзера поразительны и парадоксальны. Он показал, что магия принципиально отличается от религии и по сути сходна с наукой. Можно ли согласиться с этим? Пожалуй, да. Английский этнограф выяснил, что магическое мышление основывается на двух важнейших принципах.

I принцип – Подобное производит подобное, следствие похоже на свою причину. Это так называемый закон подобия, действие которого люди усматривали во всех окружающих явлениях и процессах. На основании этого принципа или закона осуществлялась гомеопатическая или имитативная магия. Суть ее в том, что какое-либо действие производится на макетах, либо в искусственной обстановке и это дает людям уверенность в том, что в действительности все произойдет так же успешно, цель будет достигнута.

Просмотрим возможные варианты имитативной магии. Например, вредоносная магия. Для нанесения вреда человеку наносятся увечья его изображению. Так, малайцы изготовляли марионетку длиной в ступню человека и поражали разные ее части (глаза, живот, голову и др.). Считалось, что для умерщвления человека надо пронзить изображающую его куклу насквозь от головы вниз, затем завернуть в саван, помолиться и похоронить эту марионетку среди дороги, чтобы жертва наступила на нее. Тогда летальный (смертельный) исход для самого человека неизбежен.

С целью исцеления от болезней по той же логике производится действие с кем-то или чем-то другим, а в результате человек должен выздороветь. Например, врач корчится от воображаемой болезни, а настоящий больной, находящийся рядом, выздоравливает. Другой вариант используется при лечении желтухи. Маг переносит желтизну с больного человека на птиц. Желтую канарейку и попугая привязывают к кровати, в которой находится больной. Его обмазывают растительной желтой краской, которую затем смывают, говоря, что эта желтизна и болезнь переходят на желтых птиц. Интересен метод избавления от прыщей, который дается в гомеопатической магии: надо подстеречь падающую звезду и в миг ее падения стереть тряпкой с лица прыщи. Их больше не будет.

В производственной магии, например, для успеха в рыболовстве индейцы Колумбии опускают чучело рыбы в воду, вылавливают ее сетью, а потом ловят настоящих рыб, уверенные в успехе своего дела.

II принцип – вещи, которые пришли один раз в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Это называется законом соприкосновения или заражения. Применительно к человеку это означает, что если взять такие составляющие организма как пот, кровь, слюна, волосы, зубы, ногти, то можно через них воздействовать на человека – с положительной (лечебной, например) или вредоносной целью. То же касается одежды, которую носил человек – она сохраняет связь с владельцем. Основываясь на законе заражения (соприкосновения), первобытные люди создали контагиозную магию.

Вариантов контагиозной магии также очень много. Например, чтобы избежать вредоносного влияния врагов, воины после боя проходили обряд очищения. Они должны были пройти через огонь костра. У туземцев одного из племен был обычай: после общения с людьми враждебного племени входить в свое селение с зажженными факелами в руках, чтобы не принести вреда своим. Множество вариантов контагиозной магии используется с целью разорвать связь с душой умершего. Самым распространенным ритуалом было обрезание вдовами и вдовцами своих волос (например, в племени сиханака на Мадагаскаре, у австралийского племени варрамунга и др.). Другой вариант – сжигать волосы горячей головней до самых корней прямо на голове (племена Центральной Австралии).

Для усиления связи с душой умершего человек оставлял в могиле родственника прядь своих волос (принято у арабов, греков, северо-американских индейцев, таитян, тасманийцев, австралийских аборигенов). Распространено было также приносить в дар покойнику кровь родственников. Кровь проливали на усопших в Древнем Риме, Австралии, на островах Таити и Суматра, в Америке (индейцы) и др. регионах. Скорбящие раздирали себе щеки, чтобы полилась кровь, разбивали голову, делали надрезы на руках, бедрах, чтобы кровь стекала на покойника или в его могилу.

Связь осуществляется и через изображения – рисунки, а в современных вариантах – фотографии человека. В сказках описывается, как родственники узнают о судьбе путешественника по оставшимся личным вещам (например, кинжалу, на котором выступает кровь, если его владелец попал в беду).

Д.Фрэзер подчеркивает, что маг (шаман), действующий по магическим принципам, не молит богов или духов, не взывает к их милости, не ждет чуда, а «заводит пружины», действует в соответствии с закономерностью, которую усматривает в природном и человеческом мире. Он исходит из логики, которая может быть ложной, но от этого его действия не превращаются в сверхъестественные. Подобно ученому, он рассчитывает на свои знания и умения.

На большом этнографическом материале Д. Фрэзер показывает, что магическая практика одинакова у самых разных народов; он делает вывод, что магия объединяет людей, в то время как различные религии часто ведут к взаимонепониманию и конфликтам. Магия, по мнению Д. Фрэзера, предшествовала религии, именно магия является «первичной клеточкой» религии.

Однако существующая издревле магическая практика не сводится только к действиям, основанным на двух принципах первобытного мышления, которые изучали Д. Фрэзер и др. исследователи (например, Б. Малиновский). Есть магия как способ взаимодействия с миром сверхчувственного посредством символических действий, словесных формул (заклинаний), погружения в необычные состояния сознания. Об этой стороне магии писали такие исследователи как испанский философ-мистик Карлос Кастанеда (См.: Кастанеда К.Учение дона Хуана: Путь познания индейцев племени яки – СПб.: Азбука-классика, 2004), американский антрополог, психолог, этнограф Майкл Харнер (его книги: «Путь шамана», «Хиваро: люди священных водопадов», «Галлюциногены и шаманизм» пока не переведены на русский язык полностью) и др. Здесь магия предстает как тайное знание, не сравнимое с научным. Шаманы 1 путешествуют в мире духов, получают знания о прошлом Земли, об устройстве Вселенной, о жизни после смерти. Самое главное, что они излечивают людей с помощью духов-помощников. М. Харнер, который несколько лет прожил среди индейцев хиваро (в Эквадоре) и индейцев конибо (на Амазонке в Перу) и приобщился к шаманской практике, считает, что шаманы – это хранители замечательных древних приемов лечения и предотвращения болезней. Их методы удивительно похожи во всем мире, даже у людей различных культур, разделенных морями и материками. Шаманом может быть и мужчина, и женщина. Шаманы входят в измененное состояние сознания, соприкасаются со скрытой реальностью и приобретают знания, силу для помощи людям. Как пишет известный американский этнограф М. Элиаде, «для шамана характерен транс, в котором душа покидает тело и возносится на небеса или нисходит в преисподнюю» 1 . М. Харнер называет это измененное состояние сознания «шаманическое состояние сознания». Находясь в этом состоянии шаман испытывает невыразимую радость, благоговейный восторг перед прекрасными мирами, которые открываются перед ним. Все, что происходит с шаманом в этом состоянии напоминает сны, но они происходят наяву, в них шаман способен контролировать свои действия, управлять ходом событий. Шаман получает доступ к новой Вселенной, которая одаривает его знаниями. В путешествии он сам выбирает путь, но не знает, что его ждет. Он – путешественник, который полагается на свои собственные силы; возвращается шаман с новыми открытиями, приумножаются его знания и способности помочь, излечить больного. Для вхождения в шаманическое состояние сознания нужны барабанный бой, звуки трещотки, пение и пляски. Шаманы способны видеть в темноте – как в прямом, так и в переносном смысле, т. е. узнавать чужие тайны, будущие события, скрытые от людей вещи. Шаманы из племени хиваро и конибо принимают особое зелье из смеси трав аяухаски и кава для вхождения в измененное состояние сознания и путешествия в иных мирах. Однако существуют шаманские практики не предполагающие использованиия наркотических средств – их практикуют австралийские аборигены, индейцы Северной Америки (племена винтун, помо,сэлиши, сиу). М. Харнер также прошел все ступени шаманской практики и путешествовал, получив удивительные знания о прошлом Земли, о появлении жизни. Он отмечает, что эту практику невозможно объяснить, исходя из логики и знаний современного человека, но она эффективна, «работает», а это – главное. 2

Итак, мы составили некоторое представление о первобытных верованиях. Они еще очень далеки от развитых религий последующих тысячелетий, в них нет понятия о богах, тем более едином Боге – Духе и Творце. Однако во всех современных религиях мы встретим элементы этих верований: представления о душе и духах, веру в сверхъестественные свойства предметов (оберегов и талисманов), методы общения с иным, духовным миром.

Анимизм - (от латинского душа ) вера в самостоятельное, сверхъестественное существование души и духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, зачастую и приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества.

В отличие от , ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно в разных родах, племенах и общинах.

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию…), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд – все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии - по представлениям первобытных людей.

Первобытные люди достаточно точно определили, что каждый предмет, явление, тварь… имеют “душу ”, либо обладают некими духовными характеристиками. Если точнее — обладает свойством триединства (несёт на себе характеристики, которые “записаны” в его структуре; имеют свой индивидуальный образ; обладают внутренней и внешней алгоритмикой (набором частных мhр).

Можно задаться вопросом, чем же анимизм и тотемизм были правильны, а в чём первобытные люди заблуждались?

  1. Пользоваться управленческой информацией эгрегора-тотема в полной мере могли лишь представители самого племени-тотема. (-)
  2. Люди разных племён-тотемов могли входить в сопряжённые фрагменты своих и чужих эгрегоров.(+)
  3. Культура анимизма шире, чем тотемизм в смысле возможностей обмена управленческой информацией. То есть, анимизм являлся тем связующим племена, роды, общины звеном, которое позволяло выходить на общие принципы мироустройства, управления и самоуправления через “вламывание” в тотемные эгрегоры друг друга.(+)
  4. В культуре анимизма совершенно справедливо запечатлены и своеобразно развиты наблюдения древних, о том что «каждый предмет, каждое явление имеет душу, либо дух ». В отличие от тотемизма, придававшего одухотворённость лишь животному, птице или растению своего тотема, в анимизме спектр «одухотворённости» природных явлений, природных предметов, животных, птиц, растений достигает всеобщего характера. (+)
  5. Однако мера понимания, степень суеверия, а также и неразборчивость в одухотворении разного рода сил и предметов, создавало некий «калейдоскоп духов» в психике древних людей. И этот «калейдоскоп» был иерархически духовно упорядочен лишь постольку, поскольку они верно ощущали «какой из духов сильнее» либо «какой из духов важнее», но до монотеизма веры Богу было, конечно ещё далеко. (+)
  6. На территориях, в которые не распространялась “цивилизаторская” миссия потомков тех, кто уцелел после предыдущей глобальной катастрофы (то есть там, где развитие шло естественным образом), роды и племена жили общинным строем, где сокрытие информации было не выгодно: чем больше знает каждый представитель общины, тем устойчивее она развивается и тем безопаснее её жизнь и быт. (+)

Таким образом, в заданной Свыше Мhре развития уже в раннем первобытном строе начался и шёл запущенный Свыше процесс, согласно которому доступ ко всей управленчески значимой информации автоматически предоставлялся очень широкому кругу представителей разных племён и тотемов. И этот процесс был приостановлен лишь на стадии разрушения первобытно-общинного строя и перехода к рабовладению, а затем к феодализму, когда монополию на информацию управленческого характера установили искусственно на базе внутриклассового расслоения и искусственного подавления у «рабов» данного Свыше потенциала ощущать мир и входить в нужные эгрегоры, где хранится управленческая жизненно важная информация.

Ещё одним интересным «достижением» анимизма можно считать открытие древних о том, что у человека имеется душа . Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами.

Бессмертие души является правильным пониманием того, что человек в своём обличие на Земле - лишь временно, а душа вечна и бессмертна. Это же многократно подтверждается в поздних религиях. В каждой по-своему.

Достаточно распространёно считалось, что как будто у человека три души одновременно. И каждая из этих душ имела свои чётко определённые функции:

  • одна отвечала за жизненно важные физиологические процессы в организме;
  • вторая - за мыслительные операции;
  • третья - выступала носителем того, что можно называть личностью человека.

И только «триединство» этих душ признавалось обеспечением полноценного человеческого существования. Можно “поздравить” древнего человека. Ведь он достаточно правильно разделил компоненты психики у самого себя ещё на первобытной стадии развития. Первая «душа» больше подходит под определение врождённых и приобретённых рефлексов , которые как раз обеспечивают почти всю физиологию в организме. Вторая «душа» больше напоминает работу интеллекта, воображение, осознаваемое творчество , в результате чего получается новый продукт, который не может производить ни один животный вид на Земле, кроме человека. И третья «душа» - личностное своеобразие , которое как раз больше соответствует душе, данной от Бога + врождённые и приобретённые личностные способности и возможности как то интуиция, а также и одержимость разного рода эгрегориальной алгоритмикой.

На определённой стадии развития анимизма представления о человеческой душе стали переноситься на окружающий человека мир. Это свойственно древнему человеку - пропускать окружающий мир через свою душу, в результате чего свойства самого человека приписываются всему, что человек видел. Древние люди его, конечно же, умели очень остро ощущать - всё до мельчайших подробностей. Они владели той способностью, которую утратило большинство людей современности и которая так необходима и в наши дни для полноценного мировоззрения, мировосприятия и миропонимания. Это можно назвать зачатками древнего Божьего язычества, которое понималось людьми на примитивном уровне древних символов. Иначе говоря, мера ощущений (мера мировосприятия) была очень высокой, а мера - низкой .

В анимизме не сформировался какой-либо универсальный культ. Анимизм стал своего рода собирательным названием для огромного количества обрядово-культовых практик . Рассмотрим как примеры самые распространённые из них.

Погребальный культ. Вещественные корни этого культа археологи находят в погребениях, время образования которых датируется до 40 тыс. лет назад - ещё неандертальские.

Этот культ в целом был направлен на почитание всего хорошего, что сделал покойный и желания избавиться от плохого, что может остаться от покойника (это расходится с принятым в наши дни принципом «о покойнике - только хорошее». Понятно, что и древние не всегда говорили вслух на поминальном обряде, чем покойник был плох при жизни, но думать об этом им не запрещалось).

Чтобы покойник «не вернулся», культ проводов покойного сопровождался обильными дарами - которые клали в могилу и даже небольшими жертвами «душе и духам». Считалось, что дары будут служить двояко: во-первых, они задобрят злую душу (духов) и она не вернётся после смерти, и во-вторых, дары будут на первое время необходимы в том мире, в которую войдёт душа после смерти.

Ясно, что, провожая душу покойного в последний путь, община одновременно занималась магией очистки своего эгрегора (либо нескольких эгрегоров), под которым они управлялись от нежелательной и вредной алгоритмики, оставшейся от покойного и его предшественников. То есть, община работала не с душой покойного, а с духами-эгрегорами.

Один из обрядов погребения так и назывался «очистительная церемония». На могилу ставили свечи и желали умершему скорейшего прибытия на место назначения.

Культ предков. Один из наиболее древних и важных культов в истории человечества. Этот культ основывался на вере, что умершие предки (их души) помогают своим живым родственникам в земном мире (охраняют территории, скот, посевы, влияют на погоду, возбуждают плодовитость земли…). На ранних стадиях культа большим уважением пользовались недавно умершие. Ручательством за авторитет таких предков выступали их выдающиеся личные качества, о которых ещё не успели забыть благодарные потомки. Отзвуком подобных представлений можно считать и народные поминальные обряды, которые чаще всего совершаются в ближайшее время после смерти человека. Такой близкий предок считался обязанным выполнить пожелания, более того - требования своих потомков.

Община и её руководство не хотели терять управленческие возможности после смерти кого-либо . Речь идёт о важнейшем ритуале, призванном восстановить все имеющиеся возможности обращения к эгрегориальной информации, которые были до смерти покойного и которые могли быть частично утрачены.

Ритуал распространялся не только на стариков, но и на тех, кто не дожил до старости по разным причинам. То есть, ритуал охватывал всё духовное наследие с целью его сохранить для потомков.

Войдя «в контакт» с умершим, участники обряда требовали и просили его - оставить им возможности покойного. Войти в контакт с умершим (умершими) можно лишь хоть отчасти войдя в его индивидуальный нравственно-психологический образ (в образ человека прошлого, образ его жизни, стереотипы поведения) - зная этот образ и «примеряя» его на себя в процессе обряда. Также войти в образ умершего (умерших) предков можно мысленно вернувшись в их эпоху через предания и воспоминания, что в определённом психическом настрое магического культового транса позволяло замыкать на себя фрагменты эгрегоров, которые были доступны вспомянутым предкам. После чего казалось, что предки отвечают на требования к ним.

Таким образом, духовное наследие устойчиво передавалось из поколение в поколение (Ведь письменности не было, и прочесть о предках не представлялось возможным: черпать информацию можно было лишь их духовного наследия, да преданий).

Обряд инициации. По-другому он назывался обрядом посвящения во взрослую жизнь . Как известно древние очень большое внимание уделяли процессу воспитания и последующего отбора и селекции членов общины. Это делалось с целью воспитать, развить и своевременно выявить лучшие качества у разных людей и направить их во благо общины. Худшие качества выбраковывались (бывало, что и вместе с людьми).

На стадии, когда селекция по возможностям (материальным и духовным) у юношей и девушек уже была проведена под надзором старших поколений, начинался процесс инициации во взрослость. Особенностями, легшими в основу воспитания и селекции, были:

  • Утверждённый перечень обязанностей, расписанный по возрастам, наблюдая за выполнением которых можно было судить о способностях того или иного юноши или девушки.
  • Наличие сопровождающих каждый обряд физических, моральных и духовных испытаний.
  • Изоляцию от коллектива на время инициации.
  • Посвящение в обычаи, веру и морали племени, рода.

Все эти мероприятия были направлены на выявления лучших качеств обучаемого и последующей инициацией его в те сферы материальной и духовной деятельности, которую сочли самой полезной для этого обучаемого. Ясно, что для особо успешной деятельности обучаемый обязательно должен был уметь пользоваться теми фрагментами эгрегоров духов , которые отвечают за духовное (эгрегориальное) сопровождение именно тех навыков, которые и развивали у ученика. Ведь возможности эгрегора многократно превосходят возможности индивидуальной психики.

Дать возможность беспрепятственного вхождения в общение с этими духами (фрагментами эгрегоров) мог быстро и эффективно тот старейший в племени, кто владел в совершенстве эгрегориальной магией. Такой человек и представлял роль учителя, находясь при последней стадии «инициации» - посвящении. На этой стадии происходила передача навыков вхождения в нужные фрагменты эгрегоров от учителя у ученику - как правило глаза в глаза и один на один с применением магических ритуалов, известных только учителю.

В позднем анимизме просматривается трансформация культа почитания всех предков в культ почитания предков с выделением из последних особой группы особо почитаемых и привилегированных - старейшин. Это «духовное» расслоение положило начало перевороту в социальных отношениях первобытного общества, к расслоению, несправедливости. Что в свою очередь трансформировалось в переход от общины кровнородственного коллектива к раннеклассовому обществу. Сама община стала выделять из кучки «особо одарённых» родовых старейшин - привилегированных надсмотрщиков, которым были даны некоторые качества «элиты».

вера в существование души; одна из форм религиозных верований, возникших на ранней стадии развития человечества (каменный век). Первобытные люди считали, что душа есть и у человека, и у растения, и у животного. После смерти душа способна вселиться в новорожденного и тем самым обеспечить продолжение рода. Вера в существование души - обязательный элемент всякой религии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

анимизм

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно теории Тайлора, они развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени покидающей его. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, но в ходе сложной эволюции эта вера трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем в монотеизм. Основываясь на широкой распространенности в первобытной культуре анимистических верований, Тайлор выдвинул формулу: «А. есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при обсуждении тайлоровской концепции А. выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом бьии этнографические данные, которые свидетельствовали о том, что религиозные верования т.н. «примитивных народов» зачастую не содержат в себе элементов А. Такие верования были названы преанимистическими. Кроме того, было обращено внимание на то, что тайлоровская теория, согласно которой А. коренится в ошибочных рассуждениях «философствующего дикаря», не учитывает социальных и психологических причин религиозных верований. Однако, несмотря на критику анимистической концепции Тайлора и признание многих ее положений устаревшими, современные философы и религиоведы продолжают пользоваться термином А. и признают, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. А.Н. Красников

Отличное определение

Неполное определение ↓

Анимизм представляет собой совокупность верований, характерную для племенных сообществ. Анимизм включает в себя веру в духов , одушевление явлений живой и неживой природы.

В науку термин анимизм (от латинских слов anima — душа и animus — дух) ввел немецкий ученый Г . Шталь в начале восемнадцатого века. Дальнейшее научное развитие идеи анимизма связано с именем английского этнолога и культуролога Э.Тэйлора (вторая половина девятнадцатого века). Он понимал под анимизмом некую начальную стадию развития религии , характерную для первобытных обществ. Одним из ключевых взглядов Тэйлора была идея о том, что все современные религии мира — от примитивных до самых высокоразвитых — имеют в качестве своего источника анимистические воззрения .

В качестве научной доктрины анимизм просуществовал недолго, так как был быстро развенчан научным сообществом как несостоятельный. Основным аргументом, направленным против анимизма, была узость его взглядов — ведь как показывают исследования, ни одна из религий мира, даже самая примитивная, не исчерпывается верой в души и духов. Поэтому в современной науке под анимизмом понимают верования первобытных народов, которые до сих пор имеют место в различных местах земного шара.

Например, на территории России есть множество малых народов, которые придерживаются анимистических воззрений — это нанайцы, негидальцы, орочи, тофалары, удегейцы, ульчи, хакасы, ханты, шорцы, эвенки и др. Как видно из перечня, большинство их населяют север европейской части России, Сибирь и Дальний Восток.

Анимизм является достаточно стройной системой , которая включает ряд основополагающих идей. Анимисты считают, что жизнь человека продолжается и после физической смерти , а наряду с физическим миром существует и потусторонний . Души после смерти могут отправляться в загробный мир , либо активно действовать в физическом мире, например, вселяясь в людей , животных, предметы. С этим связано такое явление как одержимость . Если дух вселяется в какой-либо предмет (фетиш ), то данный предмет становится сакральным, магическим .

Многочисленные ритуалы анимистов направлены на задабривание духов , ведь в противном случае те могут всячески навредить как отдельному человеку, так и всему племени. Одна из ключевых идей анимизма — это возможность перевоплощения , согласно которой душа, покинув тело, может воплотиться в родившемся ребёнке или животном. Система верований, касающаяся связи людей и животных , называется тотемизмом . Согласно ей, человек может иметь дух-тотем , воплощённый в определённом животном. Этот дух всячески помогает человеку, спасает его от невзгод.

Важно отметить, что многие взгляды, характерные для анимизма, получили широкое распространение в различных эзотерических теориях , существующих в современном мире. Действительно, не только мировые религии, но и различные практики признают существование духов , возможность общения с ними , а также их влияния на материальный мир. Ключевым постулатом является деление мира на физический и духовный , который, наряду с первобытным анимизмом, признаётся практически всеми эзотерическими школами (понятие астрала, информационного поля и т.д.).

Изучение анимистических воззрений позволяет лучше понять современные эзотерические практики , увидеть их истоки и механизмы . Одной из особенностей анимизма является его широкое распространение среди племён, разбросанных по всему земному шару и не имеющих контактов друг с другом. При этом их системы верований крайне схожи , что, разумеется, не является случайностью. На основе этого некоторые исследователи делают вывод, что распространение анимизма связано с тем, что его видение окружающего мира является истинным и объективным , независимо от конкретного места происхождения практик.