ДВЕ ПРИРОДЫ ИИСУСА ХРИСТА
Иоанн сказал: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Какая глубокая истина заключена в этих словах! Воплощение Бога Сына является тайной. Писание говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»(1 Тим. 3:16). Творец миров, в Котором обитала полнота Божества, стал беспомощным младенцем в яслях. Он, намного превосходящий любого из ангелов, равный Отцу достоинством и славой, все же снизошел до того, чтобы облечься в человеческую природу! Человек может лишь слегка прикоснуться к покрову этой священной тайны, да и то только призвав на помощь просвещение Духа Святого. Пытаясь постичь воплощение, человек должен помнить, что «скрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Иисус Христос есть воистину Бог. Что служит доказательством божественности Иисуса Христа? Что Он Сам думал о Себе? Признавали ли люди Его Божественность?
- Его Божественные свойства.
Христос обладает Божественными свойствами. Он всемогущ. Он сказал, что Отец дал Ему «всякую власть... на небе и на земле» (Мф. 28:18; Ин. 17:2).
- Его человеческое рождение.
«Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Здесь слово «плоть» означает «человеческое естество», которое ниже Его небесного естества. Павел ясно говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4:4; ср. Быт. 3:15). Христос сделался «подобным человекам» и «по виду став как человек» (Флп. 2:7,8). Это проявление Бога в человеческом естестве есть «тайна благочестия» (1 Тим. 3:16).
- Его человеческое развитие.
Иисус рос и развивался по тем же законам, что и все люди. Писание говорит, что Он «возрастал и укреплялся, исполняясь премудрости» (Лк. 2:40,52). В возрасте 12 лет Он осознал Свою Божественную миссию (Лк. 2:46–49). Его отроческие годы прошли в повиновении родителям (Лк. 2:51).
- Он был назван «Человеком».
Иоанн Креститель и Петр называли Его «Мужем» (Ин. 1:30; Деян. 2:22). Павел говорит о «благодати одного Человека, Иисуса Христа» (Рим. 5:15). Он есть «Человек», через Которого будет «воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21); «единый Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Обращаясь к Своим врагам, Христос называет Себя человеком: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин. 8:40).
- Его человеческие свойства.
Бог сотворил людей с возможностями, которые немного уступали возможностям Ангелов (Пс. 8:6). И о воплотившемся Иисусе Писание говорит, что Он «немного был унижен пред Ангелами» (Евр. 2:9). Его человеческое естество было сотворено и не обладало способностями, превышающими человеческие.
- До какой степени Христос стал человеком.
Библия открывает, что Христос – это второй Адам, что Он жил в «подобии плоти греховной» (Рим. 8:3). До какой же степени Он уподобился падшему человечеству, или стал таким же, как люди? Только правильное понимание слов: «подобие плоти греховной» – дает ответ на этот вопрос. Их искаженное понимание внесло разногласия и вражду, которые продолжались на протяжении всей истории христианской Церкви.
- Безгрешность человеческого естества Иисуса Христа.
Само собой разумеется, что Божественная природа Иисуса была безгрешной. А что можно сказать о Его человеческой природе?
- Почему Христос должен был взять на Себя человеческое естество.
Библия показывает разные причины, в силу который Христос должен был иметь человеческое естество.
ЕДИНСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ПРИРОДЫ ХРИСТА
Личность Иисуса Христа имеет два естества: Божественное и человеческое. Он Богочеловек. Но заметьте, что при воплощении вечный Сын Божий взял на себя человеческое естество, а не человек Иисус облекся в Божественность. Движение приходит от Бога к человеку, а не от человека к Богу. В Иисусе два естества соединились в одной личности. Обратите внимание, как об этом свидетельствует Библия. Во Христе соединились два естества. Во Христе не представлены все Личности Триединого Бога. Библия описывает Иисуса как одну Личность, а не две. Различные тексты говорят о Его Божественной и человеческой природе, но везде – как об одной Личности. Апостол Павел описал Иисуса Христа как Сына Божия (Божественная природа), Который родился от жены (человеческая природа; Гал. 4:4). Таким образом, Иисус, (Божественная природа), «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (человеческая природа; Флп. 2:6, 7). Двойственная природа Христа не состоит из абстрактной Божественной силы или Божественного влияния, соединенного с Его человеческим естеством. «Слово, – сказал Иоанн, – стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» (Ин. 1:14). Павел писал, что Бог «послал Сына Своего в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3); «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16; 1 Ин. 4:2). Сочетание Божественного и человеческого. Иногда при описании Сына Божьего Библия подчеркивает Его человеческое естество. Бог приобрел Свою Церковь Собственной Кровью (Деян. 20:28; ср. Кол. 1:13, 14). В других случаях она изображает Сына Человеческого и при этом подчеркивает Его Божественную природу (ср. Ин. 3:13; 6:62; Рим. 9:5). Когда Христос пришел в мир, Ему было уготовано «тело» (Евр. 10:5). Взяв на Себя человеческую природу, Он облек ею Свою Божественность. Это не совершилось переходом из человеческого естества в Божественное или из Божественного в человеческое. Он не перешел в другое естество, а взял человеческое естество на Себя. Таким образом, Его Божественность и человеческое естество соединились. Когда Христос воплотился в человека, Он не перестал быть Богом, и Его Божественность не умалилась до уровня человеческого. Каждое естество сохранило свое достоинство. «В Нем, – говорит Павел, – обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). При распятии умерла Его человеческая природа, но не Его Божественное естество, потому что оно умереть не может. Два естества Иисуса должны были соединиться. Понимание связи между человеческим и Божественным естеством Христа помогает постичь суть Христовой миссии и самого нашего спасения, что жизненно важно для нас.
- Чтобы примирить человечество с Богом.
Только Спаситель – Богочеловек мог совершить спасение. При воплощении Христос взял на Себя человеческое естество, чтобы дать верующим Свою Божественную природу. Благодаря пролитой крови Богочеловека верующие могут приобщаться к Божественному естеству (2 Петр. 1:4). Лестница, которую Иаков видел во сне, символизирует Христа. Она опускается к нам, где бы мы ни находились. Христос взял на Себя человеческое естество и победил, чтобы мы могли победить, взяв на Себя Его природу. В Его Божественных руках заключен престол Божий, а Его человеческие объятия раскрыты всему роду людскому, соединяя нас с Богом и землю с небом.
- Чтобы сокрыть Божественность человеческой природой.
Христос сокрыл Свою Божественность, облекшись в человеческое естество. Он отказался от Своей небесной славы и влечения, чтобы грешники могли выдержать Его присутствие и не умереть. Хотя Он оставался Богом, Он не явился как Бог (Флп. 2:6–8). Чтобы жить победоносной жизнью.
Имея только человеческое естество. Христос никогда не вынес бы сильных обольщений сатаны. Он мог побеждать грех потому, что в Нем обитала «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Полагаясь полностью на Отца (Ин. 5:19, 30; 8:28), Он «Своей Божественной силой, соединенной с человеческой, одержал ради человека бесконечно великую победу» 2 3 .
московский теологический институт факультет общебогословский
Реферат на тему:
Доказательства того, что Иисус Христос – истинный Человек
Windows User
[Выберите дату]
Введение
1.Библейские свидетельства
2.Человеческое тело
3.Человеческая душа.
4.Человеческий разум.
5. БезгрешностьИисуса Христа.
Заключение.
Библиография.
Введение
Цель данной работы: доказать, что Иисус Христос – истинный Человек и что в Нем человечество имеет истинную надежду на спасение и благовременную помощь.
Сегодня тема человеческой природы Иисуса Христа не привлекает особого внимания и не вызывает особых споров, в сравнении с Его Божественностью. Посколькувсе Его видели, он действительно был и ходил по земле как человек. Ведь вопросы которые не вызывают разногласий и споров обычно обсуждаются не столь интенсивно.
Однако переоценить значение вопроса о человеческой природе Иисуса невзможно, ибо вопрос о воплощении есть вопрос сотериологический, иначе говоря, он связан с нашим спасением. Проблема человека заключается в разрыве между ним и Богом.И чтобы познание Бога стало возможным, Бог должен проявить некоторую инициативу и показать Себя человеку. Существует также и духовный, и нравственный разрыв, созданный грехом человека. Своими собственными силами человек не способен противостоять греху, поднять себя до уровня Бога. И в традиционном понимании воссоединение человека с Богом было осуществлено воплощением, в котором божественнаяприрода и человеческая природа соединились в одной Личности. Однако если, Иисус не был в действительности одним из нас, и человеческая природа не соединилась с божественной, то мы не можем быть спасены.1
Библейские свидетельства.
В Библии есть множество свидетельств, что Иисус был в полной мере человеком, не лишенным ни одного из основных элементов человеческой природы, присутствующих вкаждом из нас. Так, Иисус сам говорил о Себе, как о человеке: А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога.(Ин. 8:40).
Также Иоанн писал: "И Слово стало плотию и обитало с нами" (Ин. 1:14). Особенно определенно и категорично Иоанн высказался по этому вопросу в своем первом послании, одной из целей которого была борьба с ересью, отрицавшей, что Иисус был человекомв подлинном смысле этого слова: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:2-3)2
Апостол Петр, в своей проповеди в день Пятидесятницы говорит об «Иисусе Назорее, Муже, засвидетельствованном вам от Бога силами ичудесами и знамениями…
Рассуждая о первородном грехе Павел, сравнивая Иисуса и Адама, трижды использует выражение "один человек" применительно к Иисусу (Рим. 5:15, 17, 19).
И наиболее ярко Павел подчеркивает практическое значение человеческой природы Иисуса, в 1 Тим. 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"
Человеческое тело
Иисус обладалобычным человеческим телом. Он не сошел с небес и не появился на земле внезапно, но был зачат в чреве женщины и до рождения выношен ею, как и любой другой ребенок. Он был рожден.
В послании к Евреям 2:14 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» говорится о том, что присутствие Иисуса на земле в обликечеловека сделало возможным искупление. Так как Он был кровью и плотью, то Его смерть смогла победить смерть и привести нас с Богу.
Иисус, как и обычный человек, был подвержен обычным человеческим слабостям. В Евангелии от Иоанна (4:6) говорится об усталости Иисуса после того, как он шел пешком. Из Евангелия от Матфея (4:2) мы читаем, что Иисус испытал чувство голода так же, как все...
Владимир Дегтярев,
В определении Халкидонского собора сказано, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, обладающий полностью Божественной и полностью человеческой природой, неразделимо соединенными, но без смешения, в одной Личности навечно. Для каждого христианина очень важно понимать природу взаимоотношений между человеческой и Божественной природой Иисуса Христа. Он наш Образец того, как человек может посвятить Себя Богу, чтобы жить благочестивой жизнью. Его жизнь и поступки являются моделью для нас того, как мы должны поступать в повседневной жизни. Как уже отмечалось, человеческая природа Христа полностью подобна нашей, кроме греха. Мы призваны стремиться быть подобными Ему, потому что Он прожил благочестивую жизнь в человеческой природе.
Взаимодействие двух природ Христа.
Основываясь на Писании, мы верим, что Христос имел две различные природы: божественную и человеческую, которые никоим образом не смешивались. Божественная оставалась быть полностью (100%) Божественной, а человеческая природа оставалась быть совершенной (100%) человеческой. В связи с этим возникает вопрос, как мог Христос, ставши человеком, и при этом не умалить Своей божественной природы?
Исходя из Писания, мы можем прийти к выводу, что Иисус Христос после воплощения мог быть Богом и человеком в одно и то же время, но, по-видимому, Он не мог действовать как Бог и как человек в одно и то же время. На основании отрывка, записанного в послании к Филиппийцам 2:5-11, можно сделать вывод, что Христос добровольно отказался от того, чтобы пользоваться своими Божественными атрибутами для того, чтобы облегчить Свою земную жизнь. Он пожелал стать примером для нас того, как должен поступать человек, который желает угодить Богу. Человеческая природа Иисуса Христа, как и наша, должна была зависеть от Бога. Как человек, Он Сам свидетельствовал о Его зависимости от Отца и Он всегда угождал Отцу. Как же мог Христос, имея полноценную человеческую природу, в тоже время не умалить Его Божественной природы. Павел объясняет это в отрывке к Филиийцам 2:5 -11.
Этот отрывок открывает нам тот факт, что, "[Христос], будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу". Важно подчеркнуть, что слово "образ" как в шестом стихе, так и в стихе, имеет значение истинной сущности, а не видимости одной или другой природы. И более того, это значит, что сущность каждой природы ни в коем образе не изменяется (ср. Рим. 8:29; 2 Кор. 3:18; Гал. 4:19). То есть, Павел утверждает (ст. 6), что Христос не стал быть "менее" Богом, чем Отец и Дух Святой и все что произошло со Второй Личностью Божественной Троицы во время воплощения, никаким образом не повлияло на Его Божественность. Мы можем быть уверенны в том, что Иисус Христос был Богом, является Богом, и Он вечно будет Богом (Евр. 13:8).
Далее Павел объясняет то, как Божественная природа Христа могла быть соединена с человеческой природой без возникновения при этом никаких противоречий между ними. Он пишет, что Христос "уничижил Себя" (это слово имеет значение опустошить, умалить, отложить, отказаться). Контекст отрывка объясняет значение "уничижения" или "опустошения" Христа. Он уничижил Себя "приняв образ раба". Это значит, что Христос после воплощения стал полноценным человеком, и как мы говорили, прошел весь процесс естественного человеческого развития. Союз человеческой и Божественной природы не разрушил, не исказил или не умалил существенных характеристик ни одной из природ.
В восьмом стихе Павел показывает, в чем проявилось уничижение Христа - Он смирил Себя. Смирять себя это надлежащее положение для слуги, раба. Но это никак не надлежащее положение для Бога. Бог не смиряется ни перед кем, то есть не подчиняется никому, иначе Он перестанет быть Богом. Христос, для того, чтобы смирить Себя и таким образом спасти нас, к Своей Божественной природе, которая не подчиняется никому, должен был присоединить человеческую природу способную смирять себя. Более того, человеческая природа не просто может смирить себя, она обязана смирять себя перед Богом постоянно. Смирение Христа было явлено в повседневной жизни в послушании Богу. И это послушание стало результатом нашего спасения (Евр. 5:7-9).
Имея две природы, Иисус Христос вероятно должен иметь две различные, но это не значит противоположные воли. Когда Христос молился в Гефсиманском саду перед страданиями Он сказал, "Отче, не Моя (человеческая) воля, но Твоя (божественная) да будет" (Лк. 22:42). То есть, человеческая воля Христа полностью подчинилась божественной воле, несмотря на грядущую мученическую смерть. Более того, каждый момент земной жизни, Христос демонстрировал Свою полную зависимость от Отца. Он никогда не использовал свои Божественные способности для того, чтобы сделать Свою земную жизнь более удобной и комфортной. Почему мы можем так утверждать? Потому что Он Сам говорил об этом (Мф. 4:3-4). Он не действовал по Своей собственной инициативе (Ин. 5:19, 30). "Пищей" Иисуса было исполнять волю Его Отца (Ин. 4:34). Он всегда угождал Отцу (Ин. 5:30). Даже Его слава, была славой Отца (Ин. 8:54). Христос не мог бы быть Примером для нас, если бы действовал хотя бы на момент исходя только из присущей Ему Божественной природы и для Его собственной славы. Но Он добровольно избрал быть "100% человеком" удерживаясь от использования Его "100% божественной природы" в собственных интересах.
Иисус Христос-Богочеловек.
Понимаем ли мы важность истины, что Иисус Христос и сегодня является Богочеловеком. Его человеческая природа не исчезла после того, как Он вознесся во славе в небеса. Он и теперь имеет прославленное, воскресшее тело, в котором возвратится за Своей Церковью. Имея прославленное тело, подобное тому, которое получим и мы (Фил. 3:20-21), Христос остается быть Богом (Деян. 7:55-56; Откр. 1:13; 22:16). Эту истину проповедовали апостолы (Деян. 2:22; 17:31). В день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, Петр проповедует о Христе. Перед тысячами неверующих Иудеев он, кажется, должен был бы подчеркнуть, что они распяли Бога. Но Петр говорит о Муже, то есть человеке (Деян. 2:22). Он не отвергает Божественность Христа. Он утверждает ее в предыдущем стихе (Деян. 2:21), где он цитирует пророка Иоиля (Иоиль 2:32), а так же в других отрывках из этой проповеди, где он представляет Иисуса Господом, которого грешники должны призвать для спасения (Деян. 2:33-34, 36, 38-39). Петр понял, что Христос был человеком, истинным человеком, хотя это и не полная истина об Иисусе Христе. Он понял, что Христос это пример того, как человек может подчинить себя Богу, и того каким может быть человек, когда Бог обитает в нем и пребывает с ним (Деян. 10:38).
Важность понимания союза двух природ во Христе.
Союз двух природ в одной Личности Христа необходим для того, чтобы, во-первых, Христос мог быть истинным и единственным посредником между Богом и человеком (2 Тим. 2:5). В этом отрывке апостол Павел делает ударение на человеческую природу Христа. Во-вторых, Его двоякая природа позволяет Ему иметь близкие взаимоотношения и с Богом, и с человеком, так как Он равен Богу и в то же самое время имея человеческую природу, является органичной частью человеческого рода (Евр. 2:17-18; 4:14-15). И в-третьих, двоякая природа Христа дает Ему возможность представлять и перед Богом, и перед человеком путь примирения: будучи человеком, Он совершил искупление для людей, а будучи Богом, Его спасение имеет неограниченные пределы. Некто сказал: "Если бы Иисус Христос не был Богом, Он не смог бы стать Спасителем. Но, будучи Богом, Иисус Христос стал Спасителем только тогда, когда умер как человек на кресте за наши грехи".
Владимир Дегтярев,
Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.
Характер и цель прихода Иисуса на землю вызывает много вопросов. Почему Иисус пришел на землю именно так, как Он это сделал? Зачем Он явился в род человеческий, жил среди нас и умер на кресте? Зачем было небесному Сыну Божьему уничижаться до того, чтобы стать совсем человеком? На все эти вопросы можно ответить одним-единственным предложением: «Он пришел, чтобы через Свое служение, смерть и воскресение призвать во имя Свое народ, который Он назовет Своей церковью» (Map. 10:45; Лук. 19:10). Другими словами, результатом Его прихода на землю является церковь. Единственной организацией, которую Иисус когда-либо обещал создать, было духовное тело, которое Он назвал «церковью» (Мат. 16:18), и именно ей, церкви, Он положил основание Своим служением. Следовательно, можно сказать, что церковь является единственным творением Христа во время Его пребывания на земле. При изучении жизни Христа по Евангелиям невольно обращают на себя внимание три момента в связи с Его служением: Во-первых, Евангелия указывают на то, что Иисус не ставил перед Собой задачу евангелизировать мир во время Своего личного служения. Избрав Себе апостолов, Он не поручил им проповедовать по всему миру, напротив, Он даже укрощал их рвение, говоря: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 10:5, 6). К нашему удивлению, во время Своего служения Иисус ограничил Себя Палестиной. Он никогда не ходил в другие страны Римской империи. Свою задачу Он осуществлял, проповедуя и уча на совсем маленькой территории. Если бы Иисус намеревался евангелизировать мир во время Своего земного служения, Он делал бы все совершенно по-иному, используя другую стратегию и тактику. Во-вторых, Евангелия указывают на то, что деяния и смерть Иисуса были подготовкой к чему-то, что должно было прийти. Иисус увещевал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мат. 4:17). Он учил Своих апостолов молиться: «Да приидет Царствие Твое» (Мат. 6:10я). Иисус старался не допускать, чтобы толпы, ошалевшие от Его чудес, сплотились вокруг идеи сделать Его своим земным царем. Он не позволял массам вмешиваться в Его 2 планы. Творя чудо, Иисус иногда просил того, над кем совершал это чудо, «никому не сказывать» (Мат. 8:4).! Он избрал двенадцать апостолов и лично обучал их, но по всему видно, что Он готовил их к работе, которую им предстояло выполнять после Его ухода (Иоан. 14:19). В-третьих, Евангелия изображают служение Иисуса так, что чувствуется его незавершенность, Иисус делал то, для чего Отец послал Его, но в конце Своей жизни Он велел апостолам ожидать еще событий и откровений после Его смерти и воскресения. Иисус сказал им: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан. 14:26). Еще Он сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13). После воскресения и непосредственно перед вознесением Иисус наказал апостолам ожидать в Иерусалиме до тех пор, пока они не получат силу свыше. А получив силу, они должны были проповедовать покаяние и прощение грехов всем народам, начиная с Иерусалима (Лук. 24:46-49). Эти отличительные черты служения нашего Господа до и после Его смерти убедительно показывают, что целью Его служения на земле было собрать воедино все необходимое для установления Его царства, то есть церкви. В (Мат. 16:18) Иисус объявил Своим ученикам о цели Его земной работы: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Таким образом, Иисус пришел не для того, чтобы проповедовать евангелие; Он пришел для того, чтобы появилось евангелие, которое нужно проповедовать. Деяния, одна из книг Нового Завета, подтверждает истину о том, что служение, смерть и воскресение Иисуса таили в себе запланированную цель создания церкви, или введения царства. Евангелия прямо возвещают эту истину, а Деяния подтверждают ее при помощи иллюстраций. Через десять дней после вознесения нашего Господа Святой Дух излился на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4); благая весть о смерти, погребении и воскресении Иисуса была проповедана в первый раз; люди были приглашены ответить 3 на эту благую весть верой, покаянием и крещением для прощения грехов (Деян. 2:38; Лук. 24:46, 47); и три тысячи человек приняли это приглашение, вняв проповеданному Слову и приняв крещение (Деян. 2:41). Так в результате служения Иисуса, как день сменяется ночью, родилась церковь нашего Господа. А дальше в Деяниях следует повествование о распространении церкви, как пламени священной любви, из Иерусалима в Иудею и Самарию и далее везде, во все уголки Римской империи. Всякий раз, услышав вдохновенную проповедь, люди откликались на нее, повинуясь евангелию и прибавляясь к церкви. И всякий раз, когда миссионеры отправлялись в дорогу, они оставляли за собой церкви все в новых и новых уголках земли. В результате трех миссионерских путешествий Павла, описанных в Деяниях, церкви были установлены по всему миру, от Иерусалима до Иллирика (Рим. 15:19). Читая Деяния снова и снова приходиш к ошеломляющему заключению, что церковь и есть итог пришествия Христа на землю. Мы не видим в Деяниях, что апостолы и другие вдохновенные мужи применяли те же приемы, что и наш Господь. Они не окружали себя двенадцатью учениками, чтобы обучать их так же, как Господь, старательно подражая Его методологии. Через свои проповеди и учение апостолы и другие вдохновленные свыше мужи приводили людей в церковь. Эти новообращенные затем церковью и как часть церкви взращивались, наставлялись, укреплялись в вере и готовились к служению и евангелизации других. Деяния показывают нам жизнь церкви как итог земного служения Иисуса. Послания показывают нам, как жить во Христе, являясь церковью, то есть Его духовным телом. Послания были написаны для людей, которые пришли ко Христу в вере и повиновении. Они жили в то время, когда воспоминание о жизни, смерти и воскресении Христа было еще совсем свежо. Вдохновенные мужи учили почитать Христа Господом и отдавать должное Его земной жизни, становясь Его церковью. В каждом послании содержится призыв к последователям Христа жить и служить в духовном теле Христа. Послания, собранные воедино, представляют собой «справочное руководство» по 4 вопросам, как быть и жить церковью Христовой при любых обстоятельствах и в различных местах. Они учат нас, как на деле использовать служение Христа на земле. Мы покоряемся Иисусу как Господу, вступая в Его тело в вере и послушании. Павел сравнивает заключительный акт этого искреннего ответа с облечением во Христа (Гал. 3:27). Согласно Посланиям, никто не может считаться покорившимся Иисусу до тех пор, пока не войдет в Его тело, церковь, через крещение, которому предшествуют вера, покаяние и признание Иисуса Сыном Божьим. Мы чтим жизнь, смерть и воскресение Иисуса тем, что живем и поклоняемся вместе, как семья Божья, в Его духовном теле, то есть церкви. Павел писал: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно, тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4, 5). «…Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:25-27). «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними» (Деян. 20:7). Все учение Нового Завета сводится к тому, что целью воплощения Христа, Его детищем, является церковь, Его духовное тело. Евангелия подтверждают это обещанием ее, Деяния - описанием ее, а Послания - применением в жизни. Как неоспоримо то, что Новый Завет дает нам Божье святое слово спасения, как неоспоримо то, что Христос приходил на землю в образе человеческом, так неоспоримо и то, что любой, кто не вступил в Его тело, обнаружит в конце своего жизненного пути, что не понял причины прихода Христа на землю. Этот вывод является главным учением всего Нового Завета!
Когда Христос подошел к концу Своей короткой земной жизни, Он мог сказать: «Отче, Я сделал то, что Ты просил Меня сделать. Я исполнил миссию, которую 5 Ты возложил на Меня». Лучше прожить несколько лет, следуя Божьей воле, исполняя Его цели, чем долгую жизнь во дворце, правя царством эгоистичных устремлений. К концу жизни множество людей только и способны сказать: «Господи, я прожил годы, которые Ты отпустил мне на этой земле, делая только то, что я хотел делать, и преследуя только те цели, которые сам ставил перед собой». Пусть лучше будет так, чтобы на закате жизни мы смогли сказать: «Господи, я обнаружил из Писаний, каким Ты хотел меня видеть и чего Ты от меня ожидал, и я посвятил себя этому святому делу. Я искренно старался прославлять Тебя на земле и жить по тому плану, какой Ты дал мне. Я жил церковью Христовой». Аминь.
Священное Писание является главным источником нашего знания о Боге и о Христе. Но Писание может быть понято и истолковано по-разному: все ереси были подкреплены ссылками на Писание и цитатами из Библии. Поэтому необходим некий критерий правильного понимания Библии: таким критерием в Церкви является Священное Предание, частью которого Писание является. Священное Предание включает в себя весь многовековой опыт жизни Церкви, отраженный помимо Писания в деяниях и вероопределениях Вселенских Соборов, в творениях Святых Отцов, в литургической практике.
Священное Предание не является просто дополнением к Писанию: оно свидетельствует о постоянном и живом присутствии Христа в Церкви. Весь пафос Нового Завета в том, что его авторы были "свидетелями": "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши - о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1 Ин. 1:1-2). Но Христос продолжает жить в Церкви, и опыт соприкосновения с Ним, жизни в Нем рождает новое свидетельство, которое запечатлевается в Предании. Евангелие говорило о Христе как Боге и человеке, но церковному Преданию предстояло сформулировать догмат о соединении Божества и человечества во Христе. Разработкой этого догмата занимались в эпоху христологических споров (IV-VII вв.).
Во второй половине IV века Аполлинарий Лаодикийский учил, что предвечный Бог Логос воспринял человеческую плоть и душу, но не воспринял человеческий ум: вместо ума у Христа было Божество, слившееся с человечеством и составившее с ним одну природу. Отсюда знаменитая формула Аполлинария, впоследствии ошибочно приписанная святому Афанасию: "одна природа Бога Слова воплотившаяся". По учению Аполлинария, Христос не вполне единосущен нам, так как не имеет человеческого ума. Он является "небесным человеком", лишь воспринявшим человеческую оболочку, но не ставшим полноценным земным человеком. Некоторые последователи Аполлинария говорили, что Логос воспринял только человеческое тело, а душа и дух у Него Божественны. Иные шли дальше и утверждали, что Он и тело принес с неба, а прошел через Святую Деву, "как через трубу".
Противниками Аполлинария и представителями другого течения в христологии стали Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэестийский, учившие о сосуществовании во Христе двух отдельных самостоятельных природ, которые соотносятся следующим образом: Бог Логос вселился в человека Иисуса, Которого Он избрал и помазал, с Которым "соприкоснулся" и "сжился". Соединение человечества с Божеством, согласно Феодору и Диодору, было не абсолютным, а относительным: Логос жил в Иисусе как в храме. Земная жизнь Иисуса, по Феодору, есть жизнь человека в соприкосновении с Логосом. "Бог от вечности предвидел высоконравственную жизнь Иисуса и в виду этого избрал Его органом и храмом Своего Божества". Поначалу, в момент рождения, это соприкосновение было неполным, но по мере духовного возрастания и нравственного совершенствования Иисуса оно становилось полнее. Окончательное обожествление человеческой природы Христа произошло уже после Его искупительного подвига.
В V веке ученик Феодора Несторий, патриарх Константинопольский, вслед за своим учителем, сделал резкое различие между двумя природами во Христе, отделив Господа от "образа раба", храм от "живущего в нем", Вседержителя Бога от "споклоняемого человека". Несторий предпочитал называть Пресвятую Деву Марию Христородицей, а не Богородицей на основании того, что "Мария не родила Божество". Волнения в народе по поводу термина "Богородица" (народ не хотел отказываться от этого освященного традицией именования Святой Девы), а также острая критика несторианства святым Кириллом Александрийским привели к созыву в 431 году в Ефесе III Вселенского Собора, сформулировавшего (хотя и не окончательно) учение Церкви о Богочеловеке.
Ефесский собор говорил о Христе преимущественно в терминологии святителя Кирилла, говорившего не о "соприкосновении", а о "соединении" двух природ во Христе. В воплощении Бог усвоил Себе человеческую природу, оставшись при этом Тем, Кем был: то есть будучи совершенным и всецелым Богом, Он стал полноценным человеком. В противовес Феодору и Несторию святой Кирилл постоянно подчеркивал, что Христос - одна нераздельная личность, одна ипостась. Таким образом, отказ от термина "Богородица" означает отрицание тайны боговоплощения, потому что Бог Слово и человек Иисус - одно и то же Лицо: "Мы научены от Божественного Писания и Святых Отцов исповедовать Одного Сына, Христа и Господа, то есть Слово от Бога Отца, Рожденное от Него прежде веков, образом неизреченным и подобающим только Богу, и Его же в последние времена нас ради Рожденного от Святой Девы по плоти, и так как она родила Бога Вочеловечевшегося и Воплотившегося, то именуем ее Богородицей. Один есть Сын, Один Господь Иисус Христос и до воплощения, и после. Не было двух различных сынов: одного Слова от Бога Отца, а другого - от Святой Девы. Но веруем, что Тот же Самый предвечный и по плоти от Девы рожден". Настаивая на единстве личности Христа, святой Кирилл употреблял и сомнительную формулу Аполлинария "одна природа Бога Слова воплотившаяся", думая, что эта формула принадлежит святому Афанасию Александрийскому. Святитель Кирилл, в отличие от предшествовавших ему по времени Каппадокийцев, употреблял термин "природа" (ousia) как синоним термина "ипостась" (hypostasis), что, как вскоре выяснилось, стало источником новых недоумений в восточно-христианской христологии.
Новая волна христологических споров середины V в. была связана с именами Диоскора, преемника святителя Кирилла на Александрийской кафедре, и столичного архимандрита Евтихия. Они говорили о полном "слиянии" Божества и человечества в "одну природу Бога Слова воплотившуюся": формула Аполлинария-Кирилла стала их знаменем. "Бог умер на кресте" - так выражались сторонники Диоскора, отрицая возможность говорить о некоторых действиях Христа как о действиях человека. Евтихий после долгих уговоров принять учение о двух природах во Христе сказал: "Исповедую, что Господь наш состоял из двух природ до соединения, а после соединения исповедую одну природу".
IV Вселенский Собор, созванный в 451 году в Халкидоне, осудил монофизитство и отказался от аполлинарианской формулы "одна природа воплотившаяся", противопоставив ей формулу "одна ипостась Бога Слова в двух природах - божественной и человеческой". Православное учение еще до начала Собора было выражено святителем Львом, папой Римским: "Одинаково опасно признавать во Христе только Бога без человека или только человека без Бога... Итак, в целостной и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, весь в Своем, весь в нашем... Тот, Кто есть истинный Бог, Тот же есть истинный человек. И ни малейшей неправды нет в этом единении, так как совместно существуют и смирение человека, и величие Божества... Одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижению... Смиренные пелены показывают младенчество ребенка, а лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку, а пять тысяч человек насытить пятью хлебами, самарянке подать воду живую, ходить во водам моря, заставить успокоиться поднимающиеся волны, запретить ветру, без сомнения, свойственно Богу". Каждая природа, таким образом, сохраняет полноту своих свойств, но Христос не делится на два лица, оставаясь единой ипостасью Бога Слова.
В догматическом вероопределении Собора указывается, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, а также что две природы во Христе соединены "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Эти чеканные формулировки показывают, какой остроты и зоркости достигла богословская мысль Восточной Церкви в V веке, и вместе с тем - с какой осторожностью пользовались Отцы терминами и формулами, пытаясь "выразить невыразимое". Все четыре термина, говорящие о соединении природ, строго апофатические - начинаются с приставки "не-". Этим показано, что соединение двух природ во Христе есть тайна, превосходящая ум, и никакое слово не в силах описать ее. С точностью говорится лишь, как не соединены природы - во избежание ересей, сливающих, смешивающих, разделяющих их. Но сам образ соединения остается сокрытым для человеческого ума.